ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7323/20 от 04.12.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-7323/2020 (2-3820/2020)

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Шкляр А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 декабря 2020 года г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Разуваевой Т.А.,

судей: Новицкой Т.В., Хуснутдиновой И.И.,

при секретаре Никулиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 о возложении определенных обязанностей, по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Новицкой Т.В., объяснения представителя истца Доськовой Т.Ю., представителя ответчика Косиченко Э.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 о возложении определенных обязанностей.

В обоснование требований ссылался на нарушение ответчиком требований законодательства в области обеспечения прав инвалидов на доступное пользование в здание Клиентской службы (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, с. Аян, ул. Советская, д. 7, а именно: отсутствие минимум одного входа, доступного для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, поскольку имеются снежные навалы при входе в вышеуказанное здание со стороны Клиентской службы; отсутствие навеса над входной площадкой и при входе; отсутствие противоскользящей (твердой) поверхности покрытия входной площадки, в связи с наличием снежного навала. В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330, в проеме входной двери, доступной для маломобильных групп населения, имеется порог, высотой 9 см., а также ширина дверного проема при входе в здание Клиентской службы составляет 72 см. Указанные нарушения существенно нарушают права и социальные гарантий инвалидов, гарантированные Конституцией РФ. Просил в срок до 31 декабря 2020 года обязать государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 оборудовать входную площадку при входе в клиентскую службу (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, с Аян, ул. Советская, д.7 навесом и водоотводом; обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение клиентской службы в соответствие с п. 6.1.5. СП 59.13330 не менее 0,9м; устранить имеющиеся пороги в дверном проема на входе в помещение клиентской службы.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года исковые требования удовлетворены. На ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать входную площадку при входе в Клиентскую службу в Аяно-Майском районе Хабаровского края - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, с. Аян, ул. Советская, д. 7 навесом и водоотводом, обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести в соответствие с п. 6.1.5. СП 59.13330 ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение Клиентской службы не менее 0,9 м.; устранить имеющиеся пороги в дверном проеме на входе в помещение клиентской службы.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов указано, что действующее законодательство в части обеспечения доступности инвалидов к объектом социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяется только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, тогда как здание, возведено задолго до принятия нормативно-правового акта, капитальный ремонт объекта на 2020 год не запланирован и будет проведен по мере выделения лимитов бюджетных ассигнований. Необходимая доступность получения услуг маломобильными группами обеспечена максимально, предоставление услуг осуществляется по месту нахождения объекта, а также дистанционно и на дому. Обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам с целью получения услуг маломобильными группами соблюдены.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истца прокурор Доськова Т.Ю. выразила согласие с решением суда.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что основания для отмены решения суда, отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Аяно-Майского района в период с 17 марта 2020 года по 19 марта 2020 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что в Клиентской службе (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, с Аян, ул. Советская, д. 7 отсутствует минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, поскольку имеются снежные навалы при входе в вышеуказанное здание со стороны Клиентской службы. Входная площадка при входе в Клиентскую службу не имеет навес и водоотводы, а также поверхность покрытия входной площадки не является твердой, в связи с наличием снежного навала, что допускает скользкость в нарушение п. 6.1.4 СП 59.133330. В проеме входной двери, доступной для маломобильных групп населения в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330 имеется порог, высотой 9 см, а также ширина дверного проема при входе в здание Клиентской службы составляет 72 см, что препятствует доступности для его посещения маломобильных групп населения.

Согласно Акту обследования № 20 состояния доступности отдел в Аяно-Майском районе Хабаровского края для получения услуг пенсионного фонда инвалидам и другим маломобильным группам от 19 августа 215 года является отдельно стоящим зданием 1981 года постройки, доступность в которое для инвалидов на коляске не организована. По итогам заключения в Территориальном органе Пенсионного фонда доступны участки помещений в помещении для отдельных категорий инвалидов, кроме инвалидов на кресле - коляске.

Согласно паспорту доступности здания и помещений для маломобильных групп населения в рамках государственной программы «Доступная среда» Обособленное подразделения Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае – Клиентская служба в Аяно-Майском районе, здание, расположенное по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, <...> 1981 года постройки не соответствует требованиям, а именно: ширина дверного проема 0,7 м. – не соответствует требованиям (п. 40); размер входной площадки отсутствует – не соответствует требованиям (п. 36); козырек на площадке не установлен (п. 37).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации Российская Федерация, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Сводом Правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, пришел к выводу, что меры к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению Клиентской службе (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: <...> не приняты, доказательств в подтверждение обратного ответчиком не представлено.

Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.

В силу положений статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).

Доводы жалобы ответчика сводятся к тому, что судом не принято во внимание, то, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Указанные доводы являются несостоятельными, не влияют на правильность решения суда, основаны на неверном, субъективном толковании норм материального права. Нормами права, регулирующими вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.

Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

При этом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности устранения выявленных нарушений.

Доводы жалобы о невозможности исполнения требований прокурора в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на данные цели, что в последующем влечет неисполнение требований, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью органа исполнительной власти и отсутствие возможности для ее реализации не может умалять права инвалидов и маломобильных граждан на компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление их социального статуса, достижение ими материальной и физической независимости.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в ходе исполнения решения суда первой инстанции ответчик не лишен возможности, при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, обратиться в суд для решения вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного постановления. При разрешении заявленных требований суд правомерно исходил из фактических обстоятельств дела и постановил законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, выражая несогласие с выводами суда, по существу их не опровергают и основанием для отмены решения суда являться не могут. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года по иску прокурора Аяно-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 о возложении определенных обязанностей оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи И.И. Хуснутдинова

ФИО2