Судья Япрынцева Т.В. Дело № 33-7328/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2012 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петерс И.А.,
судей Сенякина И.И., Федотовой Е.В.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Разнобрядцевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Илекский район, выразившегося в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования Илекский район, отвечающего требованиям закона, и о возложении обязанности на Совет депутатов муниципального образования Илекский район устранить указанные нарушения,
по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Илекский район Оренбургской области на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А., объяснения представителя администрации Илекского района Оренбургской области и Совета депутатов Илекского района Оренбургской области ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Губаревой О.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с названным выше заявлением, указывая, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Советом депутатов Илекского района Оренбургской области с 01 октября 2011 года не было принято мер к созданию контрольно-счетного органа. Ревизионная комиссия муниципального образования не обладает организационной и функциональной независимостью, фактически не осуществляет свою деятельность, поскольку в местном бюджете денежные средства на финансовое обеспечение ее деятельности не предусмотрены. Просил суд признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Илекский район Оренбургской области, выразившееся в нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и обязать Совет депутатов МО Илекский район Оренбургской области устранить нарушения вышеуказанных законов путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования, обладающего организационной и функциональной независимостью и осуществляющего свою деятельность самостоятельно.
Решением Илекского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2012 года заявление прокурора Илекского района Оренбургской области удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Совета депутатов МО Илекский район, выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования, отвечающего требованиями названных выше Федеральных законов, а также обязал Совет депутатов МО Илекский район устранить нарушения этих законов путем образования контрольно-счетного органа МО Илекский район, обладающего организационной и функциональной независимостью и осуществляющего свою деятельность самостоятельно.
В апелляционной жалобе Совет депутатов МО Илекский район Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из положений названной статьи следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования включен в перечень органов, составляющих структуру органов местного самоуправления, однако его наличие не является обязательным. Он создается только в том случае, если предусмотрен уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования Илекский район Оренбургской области, утвержденным решением совета депутатов Илекского района от 16.03.2007 года № 140 предусмотрено обязательное создание контрольного органа – Ревизионной комиссии (ст. 31). Правовое положение, порядок создания и деятельности Ревизионной комиссии установлены Положением о ревизионной комиссии Илекского района Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов Илекского района от 27.09.2011 года № 92.
При таких обстоятельствах Ревизионная комиссия, включенная в структуру органов местного самоуправления муниципального района должна соответствовать не только Уставу муниципального образования и принятым на его основе актам местного значения, но и общим требованиям, содержащимся в Федеральном законе от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).
В силу ст. 3 названного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4).
Статья 5 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (п. 6 ст. 6). При этом они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п. 7 ст. 7).
Согласно ст. 20 названного Федерального закона, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.
Из материалов дела следует, что муниципальные акты Илекского района, закрепляющие статус ревизионной комиссии как контрольно-счетного органа муниципального образования – Устав Илекского района и Положение о ревизионной комиссии – соответствуют требованиям Федерального закона № 6-ФЗ.
Между тем, в процессе их реализации выявлены нарушения, несовместимые с целью создания и принципами деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.
Ревизионная комиссия Илекского района Оренбургской области состоит из 3 членов, возглавляется председателем. При этом председатель комиссии ФИО2 и его заместитель ФИО3 являются депутатами Совета депутатов Илекского района. Аудитором комиссии назначена ФИО4
Анализируя состав Ревизионной комиссии, суд пришел к выводу о его несоответствии принципам организованной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления его деятельности.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку по смыслу Федерального закона № 6-ФЗ названные выше принципы выражаются в наделении контрольно-счетного органа специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает включение в его состав подавляющего большинства лиц из числа членов представительного органа муниципального образования.
Кроме того, назначенная аудитором Ревизионной комиссии ФИО4 в судебном заседании поясняла, что она работает главным государственным налоговым инспектором межрайонной инспекции ФНС № 6 по Оренбургской области, т.е. в нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ занимает иную оплачиваемую должность. При этом ей даже неизвестно о том, что она включена в состав Ревизионной комиссии, а также о том, кто еще входит в состав комиссии и с какими полномочиями обладает данный орган.
При таких обстоятельствах состав Ревизионной комиссии Илекского района нельзя признать соответствующим требованиям Федерального закона № 6-ФЗ.
Ненадлежащая реализация принципа независимости контрольно-счетного органа муниципального образования проявляется также в отсутствии реальной финансовой автономности Ревизионной комиссии, поскольку денежные средства на финансовое обеспечение ее деятельности в бюджет муниципального образования Илекский район за 2012 год заложены не были, что противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона № 6-ФЗ.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Ревизионная комиссия Илекского района не в полной мере обладает установленными законом признаками контрольно-счетного органа муниципального образования, в связи с чем бездействие Совета депутатов Илекского района, не предпринимающего должных мер к устранению выявленных нарушений, является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что создание контрольно-счетного органа не является обязательным для муниципального образования, не может быть принят во внимание, поскольку создание такого органа предусмотрено Уставом Илекского района.
С доводом апелляционной жалобы об отсутствии в законе прямого запрета на включение членов представительного органа муниципального образования в состав контрольно-счетного органа согласиться нельзя, поскольку состав Ревизионной комиссии Илекского района, в котором численно преобладают члены Советы депутатов, не соответствует принципу независимости контрольно-счетного органа, закрепленному в статье 4 Федерального закона № 6-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные прокурором требования противоречат принципу самостоятельности органов местного самоуправления, а решение суда об удовлетворении указанных требований является неисполнимым, основаны на неправильном толковании закона и выводов суда не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на Совет депутатов обязанность принять нормативный акт, что является вмешательством в деятельность Муниципального образования, нельзя признать обоснованными, поскольку суд такого решения не принимал.
Учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Илекского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Илекский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: