ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-732/2017 от 20.02.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело № 33 – 732/2017

судья Матвеева Н.А.

поступило 23.01.2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2017 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ивановой В.А.

судей коллегии Холонгуевой О.Р., Мирзаевой И.И.

при секретаре Черепановой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО15 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат) о признании расторжения контракта незаконным, взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 29 ноября 2016 года

которым постановлено исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1, обращаясь в суд к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат), просит признать расторжение контракта незаконным; взыскать с ответчика в ее пользу сумму в размере <...> руб. в пределах разницы между ценами за всю работу и уплаченной за выполненную; компенсацию морального вреда за незаконное расторжение контракта в размере <...> рублей и обязать ответчика через СМИ Газета «<...>» дать опровержение, порочащее ее честь и достоинство.

Исковые требования мотивированы тем, что с ... года ФИО1 работала в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат) в должности <...> разряда, с ... замещала должность <...> разряда. В ... года ее должность была сокращена. Затем с ... по ... года была принята Бурятстатом на должность <...> в соответствии с п.42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2015 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». ... года Бурятстат расторг с ней контракт в одностороннем порядке, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с несоблюдением требований ч.2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Частью 3 ст. 12 № 273-ФЗ закреплены последствия несоблюдения работником (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы. С ФИО1 контракт (договор) был заключён этой же организацией.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии Бурятстата от ... года основным мотивом расторжения контракта в соответствии ч.2 ст. Федерального закона № 273-ФЗ послужила постановка на учет в качестве индивидуального контракта. Ссылается на то, что Федеральным законом «О коррупции» № 273-ФЗ не предусмотрены ограничения и запреты по осуществлению предпринимательской деятельности бывшим госслужащим и обязанности уведомлять.

Полагает, что незаконными действиями заказчика ей причинён моральный вред, который выражается в том, что она испытала нервный стресс, чувство обиды из-за несправедливых действий ответчика, а также беспокойство и страх за будущее, т.к. специалистом ФИО2 была распространена информация ее «увольнения» за коррупцию, как среди населения, так и специалистов предприятий, учреждений, организаций, с кем многие годы работала.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда. В жалобе указывает на то, что из содержания решения суда невозможно понять по каким основаниям суд отказал в удовлетворении исковых требований, отсутствуют изложение позиции ответчика в совокупности с их доводами и оценка доводов истца. Полагает, что ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ не устанавливает ограничения в части регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Также указывает, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться специальными нормами ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст.ст. 15, 450, 717 ГК РФ.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, руководителем ТО ФС ГС по РБ (Бурятстат) ФИО6 поданы возражения.

В заседании суда апелляционной истец ФИО1 жалобу поддержала и пояснила, что она не должна была уведомлять Бурятстат о своей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как законом это не предусмотрено, в данной ситуации нет конфликта интересов, поскольку сфера информационных услуг обширная. Ни одного отчета она не отправила, только зарегистрировалась.

Представитель ответчика ТО ФС ГС по РБ (Бурятстат) ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что ФИО1 после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя должна была уведомить представителя нанимателя. В соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных служащих в течение 2 лет распространяются данные ограничения с целью избежать конфликта интересов. Оказание информационных услуг ФИО1 могло послужить основанием, что она может использовать данные, которые она получила в ходе трудовой деятельности.

Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражений, не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ... года работала в должности <...> и <...> в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат).

... года служебный контракт расторгнут, ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.

При увольнении ... ФИО1 предупреждена, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с федеральной государственной гражданской службы:

а) имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного гражданского служащего с согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821;

б) обязан при заключении трудовых и (или) гражданско-правовых договоров в
случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 1 Указа, сообщать работодателю
сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением
законодательства Российской Федерации о государственной <...>.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с федеральной государственной гражданской службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона, влечет прекращение трудового или гражданско - правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона, заключенного с указанным гражданином.

Кроме того, гражданин после увольнения с федеральной государственной гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организации либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известные в связи с исполнением должностных обязанностей.

... года Территориальном органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат) с ФИО1 заключен контракт №..., предметом которого является выполнение истцом объема работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016, указанных в Техническом задании, в качестве уполномоченного по вопросам переписи в Мухоршибирском районе РБ.

... года истец ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по коду ОКВЭД <...>- основной, <...> (<...>).

Также из материалов дела следует, что расчет по договору возмездного оказания услуг ФИО1 произведен за фактически выполненную работу.

Разрешая исковые требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части расторжения контракта с ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральными законами «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», пришел к выводу о том, что контракт от .... с истцом расторгнут законно, поскольку на ФИО1 распространялись ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из материалов дела следует, что обстоятельства расторжения контракта с истцом явились предметом тщательного исследования суда первой инстанции.

В оспариваемом решении подробно изложены обстоятельства, которые послужили основанием для увольнения истицы. Они подтверждены относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с п. 3.1 ст. 17 Федерального закона N 79 от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года).

Анализ названного Закона, предусматривающего меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан ранее проходивших службу в государственных органах на должностях входящих в Перечень определенный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» Указом Президента «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» N 821 от 01 июля 2010 года утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).

Статья ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" не содержит исключения в виде перечня, по отношению к которым не применяются указанные в ней положения.

В силу чего доводы истца о том, что в указанной статье отсутствуют ограничения в части регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежат отклонению.

Принимая во внимание должностные обязанности ФИО1, установленные должностным регламентом и расшифровку деятельности по коду ОКВЭД <...> при открытии ИП «ФИО1» по коду ОКВЭД <...>- основной, <...> (<...>) возникает или может возникнуть конфликт интересов, выразившийся в использовании полученной в ходе исполнения служебных обязанностей информации временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, ФИО1 обязана была уведомить Бурятстат об открытии ИП по коду ОКВЭД <...> – основной, <...> (<...>).

Разрешая исковые требования в части распространении ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку истцом не доказан факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Решение суда в этой части не обжаловано.

Доводы жалобы не опровергают приведенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Нормы материального права судом применены правильно.

В судебном решении указаны основания и мотивы, по которым суд пришел к выводам об отказе в удовлетворении исковых требований и отверг доводы истца.

Не указание в решении судом доводов и позиции ответчика не нарушает права истца и не влечет его отмену.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 29 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: