ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7335/2022 от 14.07.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Челаева Ю.А.

Апел. гр./дело: 33 - 7335 /2022

Номер дела суда первой инстанции 2- 448/2022

Апелляционное определение

г. Самара 14 июля 2022г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего Навроцкой Н.А.,

судей Туляковой О.А., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Саблиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Северо-западного Управления Министерства образования и науки Самарской области (третьего лица) на решение Красноярского районного суда Самарской области от 29 апреля 2022г., которым постановлено:

«Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Самарской области удовлетворить

Обязать ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области привести свою территорию в соответствие с требованиями п.2.2.5, п.3.5.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,

объяснения Луговцева С.В.(представителя третьего лица Северо-западного Управления Министерства образования и науки Самарской области) в поддержание доводов своей апелляционной жалобы,

пояснения Лапова И.В. (представителя ответчика ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области) в поддержание доводов апелляционной жалобы третьего лица,

пояснения объяснения Корчагиной Ю.В. (представителя ответчика ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть») в поддержание доводов апелляционной жалобы третьего лица,

возражения Гришина П.А.(представителя истца Управления Роспотребнадзора по Самарской области) против доводов апелляционной жалобы третьего лица,

суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Истец - Управление Роспотребнадзора по Самарской области - обратился в суд иском к ответчику(школе) ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области о защите прав неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее.

К истцу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - поступила информация, что на территории школы ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка м.р. Красноярский Самарской области - незаконно размещена базовая станция подвижной сотовой связи.

Согласно п.1.5 Устава ГБОУ СОШ с. Большая Каменка, учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной Самарской областью для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере образования.

В соответствии сп.1.7 Устава организационно-правовая форма Учреждения: государственное бюджетное учреждение. Тип учреждения: общеобразовательная организация.

Ответчиком нарушены пункты 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28.

Так, в соответствии с п.2.2.5 санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28, расположение на собственной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, не допускается.

В соответствии с п.3.5.3 данных санитарных правил, для образовательных целей мобильные средства связи не используются. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.

Согласно п.8 Положения, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.07.2012 года №708, истец (Управление Роспотребнадзора) осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Истец обращается с данным иском в суд, поскольку затронуты интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей школы ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка на безопасные санитарно-эпидемиологические условия воспитания и обучения.

Истец - Управление Роспотребнадзора по Самарской области - просил суд обязать ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области - привести свою территорию в соответствие с требованиями п.2.2.5, п.3.5.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

Представитель ответчика ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области - заявленные требования не признал, указав, что базовая станция подвижной сотовой связи не является их собственностью и расположена на отчужденной территории, представил письменный отзыв (л.д.80).

Представитель соответчика ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - заявленные требования не признал, представив письменный отзыв на иск.

Представитель третьего лица Северо-западного Управления Министерства образования и науки Самарской области - заявленные требования не признал, просил в иске отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем третьего лица Северо-западного Управления Министерства образования и науки Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены решения суда, так как при разрешении исковых требований, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области - расположена в здании по адресу: .

Согласно п.1.5 Устава ГБОУ СОШ с. Большая Каменка, учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной Самарской областью для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере образования.

Здание школы является собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и передано школе ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка м.р. Красноярский Самарской области, на основании Договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.59-65).

Прилегающая к зданию школы территория огорожена, земельный участок под зданием школы поставлен на кадастровый учет, границы уточнены.

Согласно выписке из ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером , под зданием школы отнесен к землям поселений, для размещения здания школы и спортивной площадки, площадью 8 310 кв.м.

Спорный объект недвижимого имущества - спорное сооружение связи площадью 6,6 кв.м. с кадастровым номером , расположен по этому же адресу: А, однако на ином земельном участке (площадью 88,00 кв.м. +/- 6,57 кв.м.) с иным кадастровым номером .

Данный земельный участок с иным кадастровым номером (площадью 88,00 кв.м. +/- 6,57 кв.м.) относится к федеральной собственности принадлежит ответчику ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» на праве хозяйственного ведения.

Строительство спорного объекта связи осуществлялось в рамках реализации совместного проекта Правительства Самарской области и РТРС «Создание регионального спутникового телерадиовещания, в том числе интерактивного доступа в Интернет» на территории Самарской области, в том числе на территории Красноярского района.

Земельный участок с кадастровым номером на котором расположен спорный объект недвижимого имущества - сооружение связи площадью 6.6 кв.м. с кадастровым номером расположены в границах земельного участка с кадастровым номером (под зданием школы), то есть, со всех четырех сторон ограничен территорией школы.

Земельный участок для строительства и размещения антенных опор с кадастровым номером был предоставлен ответчику ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в установленном законом порядке органом местного самоуправления с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается актом предварительного согласования места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ.

При согласовании места размещения спорного объекта, здание школы имелось в наличии, хотя границы земельного участка под зданием школы ещё не были уточнены.

На земельном участке с кадастровым номером (находящегося в федеральной собственности) расположено сооружение связи - радиотелевизионная станция с. Большая Каменка Красноярского района площадь застройки 6.6 кв.м. эксплуатация ПРТО в с.Большая Каменка согласована Главным государственным санитарным врачом Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы по результатам лабораторных исследований, выданного ООО «Окинет» от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункт 2.2.1 которых возлагает на хозяйствующий субъект обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.

Также п.2.2.5 данных санитарных правил предусматривает, что расположение на собственной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, не допускается.

Пунктом 3.5.3 данных санитарных правил предусмотрено, что размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.

В обоснование исковых требований, с которым согласился суд первой инстанции, истцом указано, что на территории ГБОУ СОШ с.Большая Каменка незаконно размещена базовая станция подвижной сотовой вышки, что по мнению истца, является нарушением пунктов 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил 2,4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обязал ответчика ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области - привести свою территорию в соответствие с требованиями пункта 2.2.5 и пункта 3.5.3. санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

Суд первой инстанции в решении также указал следующее:

-что действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений и запрещает наличие на территории образовательных учреждений иных объектов, так и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории,

-что наличие ограждения вокруг спорного объекта базовой станции подвижной сотовой связи не освобождает ответчика от выполнения обязанностей, возложенных на образовательные учреждения санитарными нормами и другими нормами законодательства, которыми определены требования к территории общеобразовательной организации, в том числе к обеспечению ее безопасности и сохранности, соответственно данный объект не может располагаться внутри территории школы,

- что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и поэтому не имеет значение, что строительство, так и эксплуатация спорного объекта были согласованы и одобрены стороной истца.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасности обучающихся являются приоритетными.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, так как спорное сооружение не находится на территории школы, и с этой точки зрения, в данном случае не усматривается нарушение школой пунктов 2,2,5, 3.5.3 санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и Молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Так здание, в котором располагается школа ГБОУ СОШ с. Большая Каменка, находится на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: , площадь данного земельного участка составляет 8310 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером находится в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области (запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН)) от ДД.ММ.ГГГГ) и распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование школе ГБОУ СОШ с. Большая Каменка в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной -собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным),

Спорное сооружение имеет кадастровый и располагается на ином земельном участке с кадастровым номером (площадью 88,00 кв.м. +/- 6,57 кв.м.).

Спорное сооружение с кадастровым номером согласно сведениям ЕГРН является радиотелевизионной станцией, которая находится в собственности Российской Федерации (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) и закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Земельный участок с кадастровым номером под спорным сооружением находится в собственности Российской Федерации (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) и передан в аренду (срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - ответчику Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), на основании договора аренды земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.

Земельный участок предоставлен под спорное сооружение и спорное сооружение возведено в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на тот момент, а иное не следует из материалов дела.

Решения уполномоченных органов, в том числе самого истца, на основании которых предоставлен земельный участок под спорное сооружение и возведено спорное сооружение, не оспорены и не признаны недействительными.

С учетом изложенного, не обоснованны выводы суда первой инстанции о том, что противоречит требованиям законодательства то, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, расположен в границах территории школы.

В сведениях ЕГРН указано, что радиотелевизионная станция с кадастровым номером располагается на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.

Пунктами 1 и 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Учитывая положения статьи 6 Земельного кодекса РФ, статьи 212 ГК РФ, тот факт, что земельный участок с кадастровым номером граничит с четырех сторон с земельным участком с кадастровым номером , не придает земельному участку с кадастровым номером статуса территории образовательной организации.

Площадь земельного участка с кадастровым номером не включает в себя площадь земельного участка с кадастровым номером .

Следовательно, радиотелевизионная станция с кадастровым номером не располагается на территории образовательной организации, и значит, не имеется нарушений п. 2,2.5 и п. 3.5.3 санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно- -эпидемиологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Так, в заявленном истцом пункте 2.2.5 санитарных правил указано, что не допускается расположение на собственной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта.

В заявленном истцом пункте 3.5.3 санитарных правил указано, что не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций.

Из буквального толкования пунктов 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил, спорное сооружение не находится на собственной территории школы.

Кроме того, судом первой инстанции не приняты во внимание положения статьи 222 ГК РФ.

Так, в решении судом не указано, что спорное сооружение с кадастровым номером является самовольной постройкой.

Могласно абзацу 2 пункта 1 статьи 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 и введены в действие с 01.01.2021, а сооружение с кадастровым номером как следует из сведений ЕГРН - возведено до принятия данных санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Школа ГБОУ СОШ с. Большая Каменка не имеет никакого отношения к возведению спорного сооружения с кадастровым номером , и следовательно, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований возлагать на школу ГБОУ СОШ с. Большая Каменка обязанности по приведению территории образовательной организации в соответствие с требованиями п. 2.2.5 и п. 3.5,3 санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Кроме того, истцом заявлены и судом первой инстанции удовлетворены исковые требования об обязанности школы привести свою территорию в соответствие с требованиями пунктов 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил, которые фактически являются не исполнимыми, так как не указано, каким образом и способом исполнять данное решение суда по приведению территории школы в соответствие с требованиями заявленных истцом пунктов 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил.

Истец в иске не указывает, что спорное сооружение угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в школе.

По мнению истца, пункты 2.2.5 и 3.5.3 санитарных правил априори уже утверждены с учетом наличия угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц из-за наличия на территории школы сооружений, не предназначенных для образовательной деятельности.

Однако истцом не представлено таких доказательств создания спорным сооружением угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в школе.

Судом первой инстанции не учтены вышеприведенные обстоятельства, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, и по делу следует постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, по вышеизложенным основаниям решение суда подлежит отмене, удовлетворив апелляционную жалобу третьего лица.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Красноярского районного суда Самарской области от 29 апреля 2022г. - отменить.

Постановить по делу новое решение.

«В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Самарской области - отказать полностью.»

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: