Судья Эминов П.Н. | дело № 33-733/2017 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2017 года | г. Элиста |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Шовгуровой Т.А. и Нудного С.А.,
при секретаре Кикеевой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в защиту интересов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор по апелляционным жалобам представителя ответчика Муджиковой А.Г. и заинтересованного лица Корнушкаева Э.В. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 25 мая 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя заинтересованного лица Глебова С.М., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора Бухиновой А.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с названным иском к администрации Яшалтинского районного образования Республики Калмыкия (далее – администрация Яшалтинского РМО) и в обоснование своих требований указал следующее.
По результатам прокурорской проверки установлено, что Корнушкаев Э.В., претендуя на замещение должности муниципальной службы - первого заместителя Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Яшалтинское РМО), представил заведомо недостоверные сведения о своих доходах. Кроме того, на момент своего трудоустройства он принимал участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации – общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Регион». Несоблюдение Корнушкаевым Э.В. требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции является основанием для расторжения с ним трудового договора, а не наложения дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Действуя в защиту интересов Яшалтинского РМО, прокурор просит признать незаконным распоряжение Главы Яшалтинского РМО от 21 апреля 2017 года №44-к о наложении на ФИО2 дисциплинарного взыскания в виде замечания и обязать администрацию Яшалтинского РМО расторгнуть трудовой договор от 20 июня 2016 года с ФИО2 по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 25 мая 2017 года исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Главы Яшалтинского РМО от 21 апреля 2017 года № 44-к о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на первого заместителя Главы Яшалтинского РМО ФИО2 На администрацию Яшалтинского района Республики Калмыкия возложена обязанность расторгнуть трудовой договор от 20 июня 2016 года с ФИО2 по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
В своих апелляционных жалобах представитель ответчика ФИО1 и заинтересованное лицо ФИО2 просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывают, что ФИО2 не скрывал факт того, что является учредителем общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Регион» и имеет долю в размере 33,34 % уставного капитала общества. С целью исключения возможного конфликта интересов, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанную долю в уставном капитале до поступления на муниципальную службу ФИО2 передал в доверительное управление по договору от 17 июня 2016 года. При предоставлении справки о доходах он по ошибке указал сумму дохода за 2015 год за вычетом 13 % подоходного налога, допущенное нарушение не повлекло серьезных негативных последствий и является малозначительным.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе»).
Статьей 13 названного Закона установлены ограничения, связанные с муниципальной службой. В соответствии с подпунктами 8, 9 части 1 указанной статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Перечень документов, которые граждане, претендующие на замещение вакантной должности муниципальной службы, обязаны предоставлять при поступлении на муниципальную службу, определен в части 3 статьи 16 названного Закона. Среди указанных документов - сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Представление муниципальным служащим заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (часть 5 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе»).
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» представление гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных положений не любое нарушение закона может быть расценено коррупционным проступком и влечет увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия.
Системный анализ Федеральных законов «О муниципальной службе» и «О противодействии коррупции» указывает, что правонарушением, влекущим безусловный отказ в приеме на муниципальную службу либо увольнение муниципального служащего, в настоящем случае является предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Следовательно, должно быть установлено, что муниципальный служащий или лицо, претендующее на замещение муниципальной должности, сознательно предоставляет искаженные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 20 июня 2016 года ФИО2 принят на работу первым заместителем Главы – руководителем аппарата администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на определенный срок. В этот же день представителем нанимателя в лице Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия с ним заключен трудовой договор.
Занимаемая ФИО2 должность в соответствии Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 года №148-IV-3 «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы Республике Калмыкия» отнесена к группе высших должностей муниципальной службы.
До принятия на муниципальную службу ФИО2 представил представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в которых указал полученный доход за отчетный период в сумме 78389,5 руб.
Согласно данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 20 марта 2017 года доход ФИО2 за 2015 год составил 87051,47 руб.
Как следует из пояснений ФИО2 в суде первой инстанции, сумма дохода за 2015 год им была указана в Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за вычетом суммы подоходного налога (13 %).
При этом каких-либо данных о том, что ФИО2 сознательно исказил и представил заведомо недостоверные либо неполные сведения о своем доходе за 2015 год, в материалах дела не имеется.
В соответствии с Примерным перечнем (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулированию конфликта интересов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействии коррупции, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2015 года № 18-2/10/П-7073) ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия является указание служащим недостоверных сведений о доходах (величина ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи).
В рассматриваемом случае величина ошибки в сведениях о доходе ФИО2 за 2015 год составляет менее 20 %.
С учетом этих обстоятельств по конкретному делу указание ФИО2 ошибочных сведений о сумме дохода нельзя расценивать как совершение значительного проступка, влекущего увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что ФИО2, как лицо, претендующее на занятие должности муниципальной службы, представил заведомо недостоверные либо неполные сведения о своем доходе является необоснованным. При этом за допущенные нарушения ФИО2 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о несоблюдении ФИО2 как муниципальным служащим ограничений и запретов в виде занятия им предпринимательской деятельностью и принятия участия в управлении хозяйствующим субъектом.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.
Аналогичные запреты, связанные с муниципальной службой, закреплены в подпункте 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Несоблюдение муниципальным служащим данных ограничений и запретов в силу подпункта 3 части 1 Федерального закона «О муниципальной службе» и подпунктов 3 и 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет его увольнение в связи с утратой доверия.
Вместе с тем, федеральным законодателем предусмотрены возможности урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 2.2 Федерального закона «О муниципальной службе» в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Такое же регулирование закреплено и в части 7 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» - в случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Как видно из материалов дела, ФИО2 перед поступлением на муниципальную службу работодателю представлена Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в которой в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах» подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» указано о наличии у претендента на замещение должности муниципальной службы доли участия в размере 33,34 % в уставном капитале (10000 руб.) общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Регион», местонахождение – <...> В. Там же указано, что указанная доля передана в доверительное управление.
Согласно договору доверительного управления долей в уставном капитале от 17 июня 2016 года, ФИО2 передал в доверительное управление ФИО3 долю в размере 33,34 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Регион» с правом голосования на общих собраниях участников общества всеми голосами, которые соответствует доле, участвовать в управлении обществом, осуществляя права участника и т.д.
Из этого следует, что ФИО2, как лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы, в соответствии с указанными требованиями Федеральных законов «О муниципальной службе» и «О противодействии коррупции» были предприняты меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Каких-либо данных свидетельствующих о том, что ФИО2 после замещения должности муниципальной службы занимался предпринимательской деятельностью либо участвовал на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации, в материалах дела не имеется, доказательств обратного суду первой и второй инстанции не представлено.
При установленных обстоятельствах нет оснований и для признания незаконным распоряжения Главы Яшалтинского РМО о наложении на ФИО2 дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Таким образом, решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 25 мая 2017 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 25 мая 2017 года отменить.
В удовлетворении иска прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в защиту интересов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор отказать.
Апелляционные жалобы удовлетворить.
Председательствующий Судьи | ФИО4 ФИО5 С.А. Нудной |