Судья: Исаев И.Н.
Докладчик: Никифорова Е.А. Дело №33-7341/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Савельевой М.А.,
Судей: Грибанова Ю.Ю., Никифоровой Е.А.,
При секретаре: Апариной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 17 августа 2017 года дело по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области на решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 12 мая 2017 г., которыми постановлено:
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию пандусами или подъемными устройствами помещения отряда № 8, магазина, медицинской части и библиотеки.
Обязать ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области оборудовать помещения отряда № 8, магазина, медицинской части, библиотеки пандусами или подъемными устройствами в срок до 01 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., выслушав объяснения представителя прокуратуры Трифоновой М.К., представителя ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН Росси по Новосибирской области ФИО1. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куйбышевский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области и ГУФСИН России по Новосибирской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска истец указал о том, что в ходе проверки исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области установлено, что входы в помещение отряда № 8, медицинской части, библиотеки, магазина не оборудованы пандусами или подъемными устройствами, что препятствует свободному доступу инвалидов в указанные выше помещения, чем нарушаются предусмотренные федеральным законом возможности вышеуказанной категории лиц на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры. Аналогичные нарушения закона выявлялись ранее в ходе проверки, проведенной прокуратурой, по результатам которой начальнику ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области было вынесено представление от 31.10.2016 г., однако, до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию пандусами или подъемными устройствами помещения отряда № 8, магазина, медицинской части, библиотеки пандусами или подъемными устройствами, и обязать ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области оборудовать помещения отряда № 8, магазина, медицинской части, библиотеки пандусами или подъемными устройствами в срок до 01.06.2017 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области не согласны, просят решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом не была оценка тому обстоятельству, что прокурором иск был предъявлен одновременно к двум ответчикам - ГУФСИН и ФКУ ИК-12, а судом было принято решение только в отношении одного ответчика, а в отношении второго ответчика (ГУФСИН) - судом не было принято никакого решения, в том числе, ГУФСИН не был исключен из числа ответчиков (в связи с непредъявлением к нему истцом требований) и/или признан ненадлежащим ответчиком. Судом, в ходе рассмотрения дела также не было изменено процессуальное положение ГУФСИН с ответчика на третье лицо.
Суд принял решение, обязывающее ФКУ ИК-12 оборудовать помещения отряда № 8, магазина, медицинской части и библиотеки пандусами или подъемными устройствами, которые являются вторыми, с учетом уже имеющихся установленных пандусов в указанных помещениях учреждения.
Судом не было принято во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных объектов правилам, действующим в настоящее время, не предусмотрен механизм реализации СП 59.13330.2012 по отношению к уже построенным объектам.
Законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Кроме того, суд в нарушение требований ст. 195 ГПК РФ, возложив на ответчика обязанность, не указал, какие конкретно действия ответчик должен совершить для ее обеспечения, что противоречит положениям п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Иск прокурора, предъявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту неопределенного круга лиц, - не основан на законе. Круг лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых обратился в суд прокурор, является конкретным и определенными составляет два человека, в связи с чем, - не относится к неопределенному кругу лиц, так как их можно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов.
Также обращают внимание, что истец не имел правовых оснований на обращение в суд с данными исковыми требованиями. Прокуратура не относится к органам, наделенными специальными полномочиями и специальными познаниями на осуществление надзора (проверки) в сфере, являющейся предметом настоящего разбирательства (оборудование пандусов и/или подъемных устройств) никаких предписаний, указаний и т.д. в адрес ФКУ ИК-12 и/или ГУФСИН не было внесено.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 19.10.2016 была проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области требований законодательства Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в исправительном учреждении материально-бытовое обеспечение не в полной мере соответствует требованиям законодательства РФ в части обеспечения прав инвалидов, а именно, помещение, в котором расположен филиал МЧ № ФСИН России, не оборудовано пандусами для инвалидов, использующих кресло коляску. При этом, в ИК-12 отбывает наказание, в частности, осужденный ФИО2, передвигающийся при помощи кресла-коляски, который в полной мере не может реализовывать свои права, например, на осуществление телефонных переговоров, пользоваться магазином, осуществлять прогулки в соответствии с установленным режимом в исправительном учреждении (л.д. 18-19).
Из актов обследования в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России Новосибирской области от 02.03.2017 г. и от 26.04.2017 г. следует, что в ходе проведения проверки соблюдения законов при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области установлено, что в нарушение ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями администрацией ИК-12 не соблюдается, в учреждении допускаются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно, нарушения требований доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, установлено следующее: медицинская часть и библиотека учреждения располагается на втором этаже административного здания. Входная дверь, ведущая внутрь указанных помещений, располагается с северной стороны здания на площадке наружной металлической лестницы. Площадка располагается на высоте 4 м. от земли, имеет металлические ограждения, пол выполнен из деревянной доски. Длина лестницы от земли до площадки 7 м. 08 см. На ступенях лестницы смонтирован пандус, состоящий из двух металлических «швеллеров» шириной 6 см. каждый с гладкой не рифленой поверхностью. Расстояние между «швеллерами» по внутреннему краю 52, по наружному 64 см. Пандус смонтирован под углом 25 градусов, общая длина от площадки до земли 8 см. Входная дверь, ведущая внутрь помещений, с площадки лестницы имеет порог высотой 20 см. с наружной стороны и 8 см. с внутренней стороны. Пандусом или подъемным устройством не оборудована. Входная дверь в столовую учреждения располагается на первом этаже административного здания с западной стороны. К входной металлической двери ведет крыльцо высотой 52 см. От земли к площадке крыльца смонтирован пандус, состоящий из двух металлических «швеллеров» шириной 10 см. каждый с гладкой не рифленой поверхностью. Расстояние между «швеллерами» по внутреннему краю 52, по наружному 72 см. Пандус смонтирован под углом 25 градусов, общая длина площадки до земли 2 м. 20 см. Имеется металлический поручень высотой 80 см. Дверная ручка на входной двери располагается на высоте 1 м. 10 см. Входная дверь в магазин учреждения располагается на первом этаже административного здания с западной стороны. К входной металлической двери ведет крыльцо высотой 44 см. От земли к площадке крыльца смонтирован пандус, состоящий из двух металлических «швеллеров» шириной 16 см. каждый с гладкой не рифленой поверхностью. Расстояние между «швеллерами» по внутреннему краю 48, по наружному 79 см. Пандус смонтирован под углом 40 градусов, общая длина от площадки до земли 1 м. 02 см. Поручень или ограждение отсутствует. Входная дверь в школу учреждения располагается на первом этаже административного здания с северной стороны. К входной двери ведет крыльцо высотой 55 см. От земли к площадке крыльца смонтирован пандус, состоящий из двух металлических «швеллеров» шириной 10 см. каждый с гладкой не рифленой поверхностью. Расстояние между «швеллерами» по внутреннему краю 50, по наружному 70 см. Пандус смонтирован под углом 25 градусов, общая длина от площадки до земли 1 м. 50 см. Поручень или ограждение отсутствует. Входная дверь в отряд № 8 располагается на первом этаже жилого здания. К входной двери ведет крыльцо высотой 80 см. От земли к площадке крыльца смонтирован пандус, состоящий из двух металлических «швеллеров» шириной 16 см. каждый с гладкой не рифленой поверхностью. Расстояние между «швеллерами» по внутреннему краю 50, по наружному 80 см. Пандус смонтирован под углом 20 градусов, общая длина от площадки до земли 3 м. 40 см. Поручень или ограждение отсутствует. На входной двери имеется порог высотой 12 см. Пандус или подъемное устройство отсутствует (л.д. 8-12, 87-97).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие в помещении отряда № 8, магазина, медицинской части, библиотеки ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области пандусов или подъемных устройств оборудованных в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, либо доказательств свидетельствующих о невозможности установки пандусов или подъемных устройств для беспрепятственного доступа осужденных инвалидов с ограниченными возможностями передвижения к указанным объектам ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области.
При этом, доводы представителей ответчиков о том, что в соответствии с ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, суд признал необоснованными, поскольку указанной нормой закона предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, и из указанной нормы закона не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов либо при реконструкции или модернизации объектов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Учитывая, что указанные истцом помещения ФКУ ИК-12 к названным объектам не относится, т.к. согласно техническим паспортам предоставленным ответчиками имеют 1981 год постройки, то указанные положения на спорные правоотношения не распространяются.
Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Согласно ст. 44 указанного закона, он вступил в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. 31.06.2010 г.
Не подлежит применению к спорным правоотношениям и Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605), область применения которого в силу п. 1.2 включает в себя проектирование новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, что также не имеет отношения к указанным помещениям.
Кроме того, из материалов дела следует, что на момент вынесения решения в ФКУ ИК-12 проведены мероприятия по устройству пандусов, что подтверждается фотографиями и актом обследования от 26.04.2017, в связи с чем, нельзя признать факт бездействия ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области и непринятия мер к оборудованию помещений пандусами или подъемными устройствами.
При этом, требований об устранении недостатков установленных пандусов истцом не заявлены, специалист для оценки их соответствия действующим нормам и правилам не привлекался.
Также судебная коллегия отмечает, что материалы дела не содержат сведения о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, содержащимися в исправительном учреждении в прокуратуру на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование помещениями колонии. Вместе с тем, в соответствии с правилами внутреннего распорядка, действующими в исправительном учреждении осужденные не вправе передвигаться без сопровождения сотрудников исправительного учреждения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 12 мая 2017 г. отменить, принять новое решение.
Исковые требования Куйбышевского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области и ГУФСИН России по Новосибирской области о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалобы ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи