ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7341/2021 от 21.02.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2020-002780-47

Дело № 33-759/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 21 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.

судей: Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.,

при секретаре Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года, которым постановлено:

«Иск ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени включить семью ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО4, 07.11.1987 г. рождения, ФИО1, 31.01.1988 г. рождения, ФИО5, 15.10.2012 г. рождения, ФИО6, 27.09.2016 г. рождения, ФИО7, 04.02.2019 г. рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени включить семью Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, 12.08.1989 г. рождения, ФИО26 Яну ФИО22, 06.02.1986 г. рождения, ФИО8, 22.05.2014 г. рождения, ФИО9, 01.07.2016 г. рождения, ФИО10, 08.02.2019 г. рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

В остальной части иска ФИО4, ФИО1, ФИО11, ФИО26 Яне ФИО22 отказать.

В иске ФИО12, ФИО13 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11.02.2020 № 44-08-501/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО12, 23.12.1987 г. рождения, ФИО13, 23.12.1983 г. рождения, несовершеннолетних ФИО14, 16.05.2007 г. рождения, ФИО15, 29.07.2015 г. рождения, ФИО16, 31.12.2019 г. рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2020 год, признании незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 633, решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 44-08-380/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО12, 23.12.1987 г. рождения, ФИО13, 23.12.1983 г. рождения, несовершеннолетних ФИО14, 16.05.2007 г. рождения, ФИО15, 29.07.2015 г. рождения, ФИО16, 31.12.2019 г. рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, возложении на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обязанности включить семью ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО12, 23.12.1987 г. рождения, ФИО13, 23.12.1983 г. рождения, несовершеннолетних ФИО14, 16.05.2007 г. рождения, ФИО15, 29.07.2015 г. рождения, ФИО16, 31.12.2019 г. рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО31, действующей на основании доверенности № 198 от 17 декабря 2020 года и поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объёме, возражения представителя истцов ФИО22 А.Ю. и ФИО22 Е.И., ФИО26 Н.В. и ФИО26 Я.Ю. - ФИО30, действующей на основании нотариально удостоверенных доверенностей соответственно от 5 марта 2020 года и 26 марта 2020 года, полагавшей апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени необоснованной, судебная коллегия Тюменского областного суда

у с т а н о в и л а:

Истцы ФИО25 В.О., ФИО25 О.А. обратились с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени (далее Департамент):

- о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11 февраля 2020 года №44-08-501/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., 23 декабря 1987 года рождения, ФИО25 О.А., 23 декабря 1983 года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., 29 июля 2015 года рождения, ФИО25 К.В., 31 декабря 2019 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года №44-08-380/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., 23 декабря 1987 года рождения, ФИО25 О.А., 23 декабря 1983 года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., 29 июля 2015 года рождения, ФИО25 К.В., 31 декабря 2019 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- признании права молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., 23 декабря 1987 года рождения, ФИО25 О.А., 23 декабря 1983 года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., 29 июля 2015 года рождения, ФИО25 К.В., 31 декабря 2019 года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – 04 февраля 2014 года.

Требования мотивированы тем, что молодая семья ФИО25 в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 04 февраля 2014 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 20 февраля 2019 года № 44-01-701/19 Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 14 января 2020 года № 44-08-61/20 Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 11 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени принято решение об исключении семьи ФИО25 в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения послужило то обстоятельство, что на дату внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году возраст супруги превысил 35 лет. Однако, на момент формирования списка 28 ноября 2019 года истцу ФИО25 О.А. еще не исполнилось предельного возраста для участия в программе, в связи с чем истцы полагают, что отказ является необоснованным и преждевременным.

17 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № 633 принято решение об исключении семьи ФИО25 в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году в связи с рождением третьего ребенка семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Истцы ФИО22 А.Ю. и ФИО22 Е.И. обратились с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени:

- о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., 04 февраля 2019 года рождения, ФИО22 Д.Е., 27 сентября 2016 года рождения, ФИО22 А.Е., 15 октября 2012 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- признании права молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., 04 февраля 2019 года рождения, ФИО22 Д.Е., 27 сентября 2016 года рождения, ФИО22 А.Е., 15 октября 2012 года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – с 22 апреля 2013 года.

Требования мотивированы тем, что молодая семья ФИО22 в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 22 апреля 2013 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента от 04 апреля 2014 года № 2377 семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 13 марта 2020 года № 44-01-1012/20 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 14 января 2020 года № 44-08-51/20 Департамент сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 17 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № 607 принято решение об исключении семьи ФИО22 в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала.

Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Истцы ФИО26 Н.В. и ФИО26 Я.Ю. обратились с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени:

- о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, 12 августа 1989 года рождения, ФИО26 Я.Ю., 06 февраля 1986 года рождения, несовершеннолетних ФИО8, 22 мая 2014 года рождения, ФИО9, 01 июля 2016 года рождения, ФИО26 Д.Н., 08 февраля 2019 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- признании права молодой семьи ФИО26 в составе пяти человек, включая ФИО2, 12 августа 1989 года рождения, ФИО26 Я.Ю., 06 февраля 1986 года рождения, несовершеннолетних ФИО8, 22 мая 2014 года рождения, ФИО9, 01 июля 2016 года рождения, ФИО26 Д.Н., 08 февраля 2019 года рождения на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с даты подачи заявления – 19 июля 2014 года.

Требования мотивированы тем, что молодая семья ФИО26 в связи с отсутствием жилья обратилась в Департамент с заявлением от 19 июля 2014 года о принятии семьи из трех человек на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» в связи с необеспеченностью общей площадью жилого помещения по учетным нормам. Приказом Департамента от 30 июля 2014 года №5362 семью признали нуждающейся в жилье и поставили на очередь в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Уведомлением от 12 марта 2019 года № 44-01-978/20 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2020 год. Уведомлением от 07 августа 2019 года № 44-01-2722/19 Департамент сообщил истцам, что семья включена в список мероприятий ведомственной целевой программы на планируемый 2021 год. Уведомлением от 14 января 2020 года №44-08-61/20 Департамент сообщил, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года №1119-од семья включена в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. 20 февраля 2020 года приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № 687 принято решение об исключении семьи Некрашевичей в составе пяти человек из списка участников подпрограммы 2020 года. Основанием исключения указали ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета за исключением средств (части средств) материнского семейного капитала.

Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году семья истцов приобрела статус многодетной семьи и в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» семья получила 450 000 рублей для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые использовались для частичного закрытия действующей ипотеки. Истцы считают, что по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» социальная выплата по Федеральному закону от 03 июля 2019 года №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» также является материнским (семейным) капиталом, но уже предусматривает определенную направленность – для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Впоследствии от истцов поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором они просили:

- признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607,

- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/2020 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., 04 февраля 2019 гола рождения, ФИО22 Д.Е., 27 сентября 2016 года рождения, ФИО22 А.Е., 15 октября 2012 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., 04 февраля 2019года рождения, ФИО22 Д.Е., 27 сентября 2016 года рождения, ФИО22 А.Е., 15 октября 2012 года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год;

- признать незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687,

- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года №44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, 12 августа 1989 года рождения, ФИО26 Я.Ю., 06 февраля 1986 года рождения, несовершеннолетних ФИО8, 22 мая 2014 года рождения, ФИО9, 01 июля 2016 года рождения, ФИО26 Д.Н., 08 февраля 2019 года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, 12 августа 1989 года рождения, ФИО26 Я.Ю., 06 февраля 1986 года рождения, несовершеннолетних ФИО8, <.......> года рождения, ФИО9, <.......> года рождения, ФИО26 Д.Н., <.......> года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год;

- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11 февраля 2020 года №44-08-501/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., <.......> года рождения, ФИО25 О.А., <.......> года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., <.......> года рождения, ФИО25 К.В., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2020 год;

- признать незаконным приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 633,

- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от <.......> № 44-08-380/20 об исключении молодой семьи ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., <.......> года рождения, ФИО25 О.А., <.......> года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., <.......> года рождения, ФИО25 К.В., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы;

- возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени обязанность включить семью ФИО25 в составе пяти человек, включая ФИО25 В.О., <.......> года рождения, ФИО25 О.А., <.......> года рождения, несовершеннолетних ФИО14, 2007 года рождения, ФИО25 В.В., <.......> года рождения, ФИО25 К.В., <.......> года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год.

Истцы ФИО25 В.А. и ФИО25 О.А., ФИО22 А.Ю. и ФИО22 Е.И., ФИО26 Н.В. и ФИО26 Я.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истцов ФИО25 В.А., ФИО25 О.А., ФИО22 А.Ю., ФИО22 Е.И., ФИО26 Н.В., ФИО26 Я.Ю. - ФИО30 поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени - ФИО31 в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени включить семью ФИО22 в составе 5 человек, семью ФИО26 в составе 5 человек в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год. Указывает, в связи с тем, что семья ФИО22 и семья ФИО26 ранее уже получали государственную поддержку в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 года №1170 Об утверждении правил предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ»», основания для участия в мероприятии ведомственной целевой программы у указанных молодых семей отсутствуют. Считает, что данная государственная поддержка не является исключением. Ссылается на то, что в связи с установлением факта отсутствия у молодых семей ФИО22 и ФИО26 оснований для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, принято решение об исключении указанных молодых семей из списков участников мероприятия ведомственной целевой программы 2020 года. Полагает, что семьи ФИО22 и ФИО26 имеют право вновь обратиться для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в сроки, установленные законом, с учетом первоочередного права.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы ФИО26 Н.В., ФИО26 Я.Ю. просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

С вышеуказанным решением также были не согласны истцы ФИО25 В.О., ФИО25 О.А. В апелляционной жалобе просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истцов ФИО25, принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования истцов. Указывают, что на момент формирования списка претендентов на получение социальных выплат в 2020 году – 28 ноября 2019 года ФИО25 О.А. было 35 лет, то есть она не достигла предельного возраста для участия в программе. Кроме того, считают, что представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании не смогли сослаться на норму закона, в которой указано, что выплата на погашение кредита в размере 450 000 рублей является основанием для исключения молодой семьи из списка участников программы. Ссылаются на то, что меры государственной поддержки наряду со средствами материнского капитала являются исключением и не учитываются в случае реализации молодой семьей права на улучшение жилищный условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 июля 2021 года решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год, принято новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 декабря 2021 года постановлено:

«решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 июля 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО12, ФИО13 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО12, ФИО13 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 июля 2021 года в части отмены решения Центрального районного суда г. Тюмени от 17 ноября 2020 года и принятия нового решения об отказе удовлетворения требований семей ФИО22, ФИО26 о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2020 год, а также в части оставления без изменения этого же решения суда о признании незаконными приказов (решений) Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени об исключении указанных семей из Списка участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы отменить, направить дело в указанной части на новое апелляционное рассмотрение в Тюменский областной суд».

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Истцы ФИО22 А.Ю. и ФИО22 Е.И., ФИО26 Я.Ю. и ФИО26 Н.В., ФИО25 В.О. и ФИО25 О.А., представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, в связи с чем судебная коллегия, учитывая также положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 декабря 2021 года, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

22 апреля 2013 года ФИО22 Е.И. и ФИО22 А.Ю. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607 принято решение об исключении семьи ФИО22 из списка участников подпрограммы (т.2 л.д.25, 34, 35-36).

19 июля 2014 года ФИО26 Н.В. и ФИО26 Я.Ю. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28 ноября 2019 года № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 687 принято решение об исключении семьи ФИО26 из списка участников подпрограммы 2020г. (т.3 л.д.22, 27, 28-30).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истцов ФИО22 и ФИО26 о возложении обязанности включить их семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год, поскольку на момент разрешения спора судом, государственная поддержка в размере 450 000 рублей, полученная истцами в рамках Федерального закона № 157-ФЗ от 03 июля 2019 года «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» уже не является основанием для исключения семей из списка, поскольку редакция ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» 15 июля 2020 года была изменена.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.04.2013 ФИО22 Е.И. и ФИО22 А.Ю. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трёх человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д.25-26 т.2).

Уведомлением от 14.01.2020 № 44-08-61/20 Департамент сообщил истцам, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28.11.2019 № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020г. (л.д.34 т.2).

17.02.2020 ФИО22 Е.И. Департамент сообщил, что приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17.02.2020 № 607 принято решение об исключении семьи ФИО22 из списка участников подпрограммы 2020г. (л.д.35-36 т.2).

19.07.2014 ФИО26 Н.В. и ФИО26 Я.Ю. обратились в Департамент с заявлением о включении их молодой семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д.22 т.3).

Уведомлением от 14.01.2020 № 44-08-61/20 Департамент сообщил истцам, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 28.11.2019 № 1119-од семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020г. (л.д.27 т.3).

20.02.2020 ФИО11 Департамент сообщил, что приказом директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20.02.2020 № 687 принято решение об исключении семьи Некрашевичей из списка участников подпрограммы 2020г. (л.д.28-30 т.3).

В качестве основания исключения молодых семей истцов во всех приказах Департамент указал на отсутствие оснований для участия в мероприятии ведомственной целевой программы

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Правила), Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» (далее по тексту – Порядок).

Согласно пп. «г» п.22 Правил и пп. «г» п.2.4 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки, в том числе за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

В силу п.6.4.1 Порядка в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, а также в случае несоответствия жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Порядка, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников мероприятия ведомственной целевой программы, реализация которого осуществляется либо планируется (если свидетельство не выдано).

Те же положения содержатся в пп. «а» п.2.12.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Администрации г. Тюмени от 04.06.2012 № 77-пк.

03 июля 2019 года вступил в действие Федеральный закон № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее Федеральный закон N 157-ФЗ), который устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Целью данного закона является материальная поддержка семьи в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета при рождении в семье третьего ребенка для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

При рассмотрении дела установлено, что семьи ФИО22 и Некрашевичей получили государственную поддержку в размере по 450 000 рублей каждая семья в рамках № 157-ФЗ от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Данная информация подтверждается сообщением АО «ДОМ.РФ», полученным по запросу суда.

Во исполнение указанного выше закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2020 № 1042 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» были внесены изменения в подзаконные акты, в том числе в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Действующей с 01 августа 2020 года редакцией подпункта «г» пункта 22 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы является: ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Таким образом, законодатель с принятием Федерального закона №157-ФЗ предусмотрел, что молодая семья не может быть исключена из числа участников целевой программы в случае получения мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)..».

С учётом приведенных выше норм материального права, необходимым условием для решения вопроса об утрате молодой семьи права на участие в программе является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента, семьи ФИО26 и ФИО22 своё право на улучшение жилищных условий с получением государственной поддержки из средств федерального бюджета по Федеральному закону № 157 - ФЗ не реализовали.

Между тем, как следует из положений Федерального закона № 157- ФЗ, его целью является оказание государственной поддержки семьям с детьми в связи с рождением третьего ребенка с целью погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), тогда как целью участия в ведомственной целевой программе молодая семья - улучшение молодой семьей жилищных условий.

Таким образом, получение указанными семьями дополнительной социальной выплаты на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) с рождением третьего ребенка за счёт средств Российской Федерации основанием для исключения их из данной Программы не является законным. Установленные федеральным законодательством основания для исключения молодых семей из участников ведомственной программы отсутствовали.

Указанная выплата является дополнительной мерой государственной поддержки многодетных семей при рождении третьего ребенка и не лишает молодую семью права на получение государственной социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах, приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607, решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., ФИО22 Е.И., несовершеннолетних ФИО22 К.Е., ФИО22 Д.Е.,, ФИО22 А.Е.,, а также приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687, решение Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2 и ФИО26 Я.Ю., несовершеннолетних ФИО8, ФИО9, ФИО26 Д.Н., из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы являются незаконными.

Оспариваемыми решениями Департамента нарушены права молодых семей ФИО26 и ФИО22 на участие в ведомственной программе в планируемом 2020 году, соответственно, подлежит защите и восстановлению их нарушенное право на такое участие по заявленным указанными истцами требованиям.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что изменения в Правила были внесены в июле 2020 года, тогда как семьи ФИО22 и ФИО26 были сняты с учета до внесения указанных выше изменений в Правила – в феврале 2020 года. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что Федеральный закон № 157-ФЗ вступил в действие с 3 июля 2019 года, в нем указаны и цели, и задачи предоставляемой государственной поддержки семьям с детьми. Более того, именно во исполнение приведенного выше закона в дальнейшем были внесены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Помимо изложенного, судебная коллегия учитывает и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенную им в своих решениях о том, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 15 июня 2006 года № 6-П, от 5 апреля 2007 Года № 5-П, от 10 ноября 2009 года № 17-П и от 24 октября 2012 года № 23-П; определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 27 июня 2005 года № 231-0 и от 1 декабря 2005 года № 428-0).

Таким образом, оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы Департамента и отказе в удовлетворении требований ФИО22 и Некрашевичей у судебной коллегии не имеется, в то время как судебная коллегия полагает необходимым решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года отменить в части отказа в иске ФИО22 А.Ю. и ФИО22 Е.И., ФИО11 и ФИО26 Я.Ю. о признании незаконными соответственно приказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607 и решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20, приказа директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687 и решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек и молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, с принятием в указанной части нового решения, а в части возложения обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени включить семью ФИО22 в составе пяти человек и семью Некрашевичей в составе пяти человек, в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год – решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 17 ноября 2020 года Тюмени отменить в части отказа в иске ФИО4, ФИО1, ФИО17, ФИО26 Яне ФИО22, в отменной части принять новое решение:

Иск ФИО4, ФИО1 о признании незаконными приказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607, решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., <.......> года рождения, ФИО22 Д.Е., <.......> года рождения, ФИО22 А.Е., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы удовлетворить.

Признать незаконными приказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 607, решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 17 февраля 2020 года № 44-01-229/20 об исключении молодой семьи ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО22 А.Ю., 1987 года рождения, ФИО22 Е.И., 1988 года рождения, несовершеннолетних ФИО22 К.Е., <.......> года рождения, ФИО22 Д.Е., <.......> года рождения, ФИО22 А.Е., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Иск ФИО18, ФИО3 о признании незаконными приказа директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687, решения Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, <.......> года рождения, ФИО26 Я.Ю., <.......> года рождения, несовершеннолетних ФИО8, <.......> года рождения, ФИО9, <.......> года рождения, ФИО26 Д.Н., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – удовлетворить.

Признать незаконными приказ директора Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 20 февраля 2020 года № 687, решение Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 20 февраля 2020 года № 44-01-339/20 об исключении молодой семьи Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, <.......> года рождения, ФИО26 Я.Ю., <.......> года рождения, несовершеннолетних ФИО8, <.......> года рождения, ФИО9, <.......> года рождения, ФИО26 Д.Н., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от <.......> Тюмени в части возложения обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени включить семью ФИО22 в составе пяти человек, включая ФИО4, 07.11.1987г. рождения, ФИО1, 31.01.1988г. рождения, ФИО5, 15.10.2012г. рождения, ФИО6, 27.09.2016г. рождения, ФИО7, 04.02.2019г. рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год, в части обязания Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени включить семью Некрашевичей в составе пяти человек, включая ФИО2, 12.08.1989г. рождения, ФИО26 Яну ФИО22, 06.02.1986г. рождения, ФИО8, 22.05.2014г. рождения, ФИО9, 01.07.2016г. рождения, ФИО10, 08.02.2019г. рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 год - оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 февраля 2022 года