Дело № 33-7346/13
В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Ковалевой Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Хабаровск 13 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Мороз И.Г.,
судей Иском Е.П.,
Волошиной Е.В.
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Щемелининой В. Н. об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю,
по апелляционной жалобе представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю на решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 10 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., пояснения Щемелининой В.Н., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю Усова А.М., судебная коллегия
установила:
Щемелинина В.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю, просила признать незаконным решение Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в постановке на государственный кадастровый учет объекта учета – доли в виде квартиры в объекте незавершенного строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>, обязать Учреждение устранить допущенное нарушение и осуществить постановку на государственный учет.
В обоснование заявленных требований указала, что ей было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта в связи с выявленными замечаниями к форме представленного технического плана на квартиру в объекте незавершенного строительства, в отказе отсутствуют указания на положения закона, которым не соответствуют её заявление либо технический план квартиры.
Решением Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 10 сентября 2013 года требования Щемелининой В.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что заявитель с заявлением об учете изменений сведений объекта незавершенного строительства в связи с образованием части объекта недвижимости, состоящего на кадастровом учете, не обращалась, документы, необходимые для учета части объекта – технический план – не предоставляла, указание в техническом плане кадастрового номера объекта незавершенного строительства при постановке на учет помещения действующим законодательством не предусмотрено, в техническом плане отсутствуют сведения о кадастровом номере здания, в котором расположено спорное помещение, здание, расположенное по адресу <адрес>, на кадастровом учете не состоит, закон о кадастре не предусматривает возможности постановки на кадастровый учет помещения в объекте незавершенного строительства.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю Усов А.М. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
В суде апелляционной инстанции Щемелинина В.Н. пояснила, что с решением суда первой инстанции согласна.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ, являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи ??, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, БТИ обязаны осуществлять, в частности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.
Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.
Порядок предоставления заявителям сведений об объектах недвижимого имущества организациями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 921.
Согласно пункту 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства", первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Минэкономразвития России. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и иной градостроительной документацией, в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент вынесения решения суда), если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения; в этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.
В соответствии с частями 1, 2, 8, 13 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости... кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение.
В соответствии с п.53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения в Единый государственный реестр прав согласно Закону о регистрации.
Из материалов дела усматривается, что апелляционным определением судебной коллегии Хабаровского краевого суда от 20 июля 2012 года за Щемелининой В.Н. признано право собственности на долю в виде квартиры № в объекте незавершенного строительства – многоквартирном доме <адрес>.
Щемелинина В.Н. обратилась в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета квартиры.
В соответствии со ст.1 ч.5 Федерального Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Решением кадастрового органа от ДД.ММ.ГГГГ заявителю на основании п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отказано в постановке на государственный кадастровый учет квартиры. В решении указано, что заявление о кадастровом учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона о кадастре. Из данного решения следует, что возможность постановки на учет помещений, расположенных в объекте незавершенного строительства, не предусмотрена действующим законодательством.
В настоящее время дом <адрес> является незавершенным строительством объектом, в жилищный фонд не включен, объект в целом не учтен, так как в эксплуатацию не сдан и на технический и кадастровый учет как законченный строительством объект не поставлен, в связи с чем невозможно поставить на кадастровый учет и спорное жилое помещение, расположенное в данном доме.
Доказательств того, что дом принят в эксплуатацию, в деле не имеется и заявителем не представлено.
Из представленных материалов дела следует, что на кадастровом учете с кадастровым номером № состоит объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств и норм материального права позволяет сделать выводы об обоснованности апелляционной жалобы, которая подлежит удовлетворению. Основания для удовлетворения заявления Щемелининой В.Н. отсутствуют.
Поскольку при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 10 сентября 2013 года по делу по заявлению Щемелининой В. Н. об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю отменить полностью и принять новое решение.
В удовлетворении заявления Щемелининой В. Н. об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю отказать.
Председательствующий: И.Г.Мороз
Судьи: Е.П.Иском
Е.В.Волошина