РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-7349/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 21 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.В.Пестовой
судей В.А.Галенко, Г.И.Федоровой
при секретаре А.Д.Вигуль
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизых И. С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Акфа-Сервис» о взыскании денежных средств, пени и штрафа по апелляционной жалобе представителя Сизых И.С. – Рой Е.Е. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителя Сизых И.С. – Рой Е.Е. представителя ООО «Акфа-Сервис» Козельского Д.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сизых И.С. обратилась с иском к ООО «Акфа-Сервис» о взыскании денежных средств, пени, штрафа. В исковом заявлении указала, что между ней и ответчиком был заключен договор на покупку авиабилетов Хабаровск-Сеул-Хабаровск в количестве 5 штук. За указанные авиабилеты ею было уплачено 89 282 руб. 15.11.2016г. она была вынуждена отказаться от планируемой поездки, в связи с чем было подано заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств. Фактически договор между сторонами был расторгнут, однако денежные средства ей были возвращены не в полном объеме, а в сумме 70 762 руб. На вопрос о причине невозврата всей уплаченной денежной суммы по договору ответа она не получила, менеджер лишь сообщила о сервисных сборах. При продаже авиабилетов продавец не сообщил ей всей необходимой существенной информации о приобретаемом товаре, в частности об условии удержания части платы за билеты в случае невозможности вылета и расторжения договора купли-продажи. Считает, что ответчик незаконно не возвращает денежные средства в размере 18 520 рублей. Просила взыскать с ответчика денежные средства в размере 18 520 рублей, пени в размере 84 817 рублей 90 копеек за период с 26.11.2016г. по 28.02.2017г., штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований Сизых И.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 – Рой Е.Е. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Ссылается на то, что в данном случае сложившиеся правоотношения не могут рассматриваться как вытекающие и договора перевозки. Указывает, что ответчик отношения к эксплуатации авиации и лицензии на осуществление воздушных перевозок не имеет, в связи с чем не может быть признан перевозчиком. Полагает, что нормы Воздушного кодекса РФ, регулирующие правоотношения по воздушным перевозкам, не могут применяться к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком. Считает, что ответчик, продавая билеты, действовал исключительно как продавец, осуществляющий перепродажу товара. Заключая соглашение о расторжении договора купли-продажи, ответчик осознавал возможность наступления для него неблагоприятных последствий в виде удержания комиссии со стороны основного продавца. Полагает, что выводы суда, основанные на нормах Воздушного кодекса РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку между сторонами был заключен договор купли-продажи билетов, вся уплаченная сумма была ценой продаваемых билетов, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру. Дополнительных тарифов и услуг ответчика истец не оплачивала. Продавец при продаже авиабилетов не сообщил всей необходимой существенной информации об условии удержания части платы за билеты в случае невозможности вылета и расторжения договора купли-продажи. Указывает, что квитанции электронных билетов не содержат информации о тарифах, сборах, условиях возврата билетов, электронные билеты отображают информацию на иностранном языке. Полагает, что ссылки суда на показания свидетелей необоснованны, поскольку данные свидетели являются работниками ответчика, находятся в непосредственной трудовой зависимости от ответчика, заинтересованы в исходе дела; показания свидетелей сводятся к периоду возврата билетов, а не к моменту их покупки.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО «Акфа-Сервис» - ФИО4 просит оставить решение суда без изменения. Ссылается на то, что ранее истец пользовалась услугами ответчика при оформлении билетов, и ее довод об отсутствии информации о возмездном оказании услуг по оформлению и возврату авиабилетов необоснован. Указывает, что тарифная информация авиакомпании, включая условия взимания платы при добровольном отказе от авиабилетов, и информация об условиях оказания услуг была доведена до истца при оформлении билетов руководителем отдела продаж авиаперевозок.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст.782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно ч.2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями п. 1, п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статьей 105 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что воздушная перевозка осуществляется в соответствии с договором, заключаемым пассажиром с авиаперевозчиком. Этот договор удостоверяется билетом, в котором указываются основные условия договора и последствия их нарушения - сведения о времени начала и окончания регистрации билетов и оформления багажа, о размере сбора за отказ от полета, в том числе в случае прибытия в аэропорт по окончании регистрации билетов.
По смыслу приведенных норм, указание условий договора перевозки пассажира на бланке авиабилета в момент его продажи не является обязательным.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Министерством транспорта РФ, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 395 25.09.2008г., издан приказ № 155 об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, согласно которому перерасчет провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации.
Согласно п. 7 Правил, в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов. Расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира не включены в пассажирский тариф и являются платой за дополнительные услуги, связанные с изменением договора воздушной перевозки по инициативе пассажира.
Абзацами 2 и 3 п. 93 Правил определено, что при добровольном отказе пассажира от полета сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются.
При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.
Сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа являются фактически понесенными расходами перевозчика и при добровольном отказе пассажира от воздушной перевозки не подлежат возврату. Данный сбор устанавливается перевозчиком в размере стоимости бланка билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (пункт 9 Правил).
Правила определяют, что пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке (пункт 11), что позволяет пассажиру получить необходимую информацию об условиях договора.
Приказом Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 утверждены «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в соответствии с пунктами 231, 232, 234 которых возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность. Требования о возврате провозной платы предъявляются в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира.
Пунктом 37 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007г. N 82, предусмотрено, что при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию об условиях применения тарифа, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между Компанией «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея) и ООО «Вояж-Авиа» заключено агентское соглашение № от 10.01.2016г., согласно которому Авиакомпания предоставляет ООО «Вояж-Авиа» полномочия, позволяющие оформлять билеты Авиакомпании и осуществлять продажу услуг Авиакомпании на пассажирские авиаперевозки, выполняемые рейсами Авиакомпании.
Между ООО «Вояж-Авиа» и ООО «Акфа тур» заключен субагентский договор № от 26.01.2015г. В соответствии с условиями указанного договора ООО «Акфа тур», действуя от имени и по поручению ООО «Вояж-Авиа», привлекает клиентов и осуществляет оформление и продажу перевозок на регулярные рейсы авиаперсвозчиков.
Между ООО «Акфа тур» и ответчиком заключен субагснтский договор № б/н от 20.01.2016г. В соответствии с условиями указанного договора ответчик, действуя от имени и по поручению ООО «Акфа тур», наделен правом осуществлять оформление и продажу перевозок на регулярные рейсы авиаперсвозчиков, в том числе Компанией «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея).
Действуя от имени и по поручению ООО «Акфа тур», 10.06.2016г. ответчик заключил с истцом договор купли-продажи пяти авиабилетов авиакомпании «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея) по маршруту Хабаровск - Сеул - Хабаровск на общую сумму 85 882 руб.
При этом ответчик оказал истцу услуги по оформлению авиабилетов согласно Прейскуранту, утвержденному приказом директора ООО «АКФА-Сервис» № от 01.03.2016г. Стоимость указанных услуг рассчитана в соответствии с п.5 Прейскуранта и п.6 примечаний к Прейскуранту в следующем порядке: 700 рублей * 2 полетных сегмента * 4 авиабилета = 5600 рублей. На основании п.9 примечаний к Прейскуранту применена скидка в размере 39,28%. Таким образом, стоимость оказанных услуг составила 3 400 рублей.
Денежные средства, включающие стоимость авиабилетов в размере 85882 рубля и стоимость оказанных услуг в размере 3 400 рублей внесены истцом 10.06.2016г. в кассу ответчика, что подтверждается кассовым чеком и квитанцией к приходному кассовому ордеру № на сумму 89 282 рубля. После произведенной оплаты руководителем отдела продаж авиаперевозок ФИО1 были предоставлены истцу маршрутная квитанция и электронные авиабилеты.
Согласно справке ООО «Вояж-Авиа» исх. № от 08.06.2017г. ответчик в рамках заключенных между ним, ООО «Акфа тур» и ООО «Вояж-Авиа» субагентских договоров произвел последнему перечисление денежных средств за приобретенные истцом авиабилеты в размере 82 039 руб. (за минусом субагентского вознаграждения в размере 3 843 рубля).
15.11.2016г. истец обратилась к ответчику с заявлением о добровольном возврате авиабилетов по семейным обстоятельствам. На основании письменного заявления 18.11.2016г. ответчик произвел возврат денежных средств истцу в размере 70 762 рубля, что подтверждается расчетным кассовым ордером № от 18.11.2016г.
Удержание денежных средств в размере 18 520 рублей в качестве платы за услуги по оформлению и добровольному возврату авиабилетов послужило основанием для обращения истца с исковыми требованиями к ответчику. При этом истец основывает свои требования отсутствием предоставленной информации о взимаемой плате за оформление и добровольный возврат авиабилетов.
В соответствии с п. 11 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования подлежат регистрации и опубликованию.
Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.
Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, предусмотренная настоящей статьей, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Действующим законодательством не предусмотрен какой-либо обязательный способ доведения до сведения потребителей информации об услугах при продаже авиабилетов.
Приказом № от 01.03.2016г. в ООО «АКФА-Сервис» определен порядок доведения до сведения потребителей тарифной информации авиакомпаний, а также информации об услугах, оказываемых ООО «АКФА-Сервис» при продаже авиабилетов. Согласно приказу указанная информация доводится до сведения всех потребителей менеджерами по продажам и руководителем отдела продаж авиаперевозок путем ознакомления с тарифами, прейскурантами перед оформлением авиабилетов, а также путем размещения на стендах в уголке потребителя. Указанным приказом утвержден Прейскурант на оказываемые ООО «АКФА-Сервис» при продаже авиабилетов услуги.
Пунктом 5 Прейскуранта цен на услуги ООО «АКФА-Сервис» предусмотрена плата за оформление на собственных бланках строгой отчетности и бланках ВSР авиабилетов авиакомпаний, в том числе «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея), в размере 700 рублей за один полетный сегмент. С учетом 8 полетных сегментов плата за оформление авиабилетов истца составила 5 600 рублей (согласно п.6 примечаний к Прейскуранту плата за оформление авиабилетов не распространяется на детей до 2-х лет). На основании п.9 примечаний к Прейскуранту при оформлении авиабилетов применена скидка в размере 39,28%. При этом стоимость услуг рассчитана в размере 3 400 рублей.
В соответствии с Прейскурантом лицо, приобретающее авиабилеты, обязано ознакомиться с тарифной информацией авиакомпании. Производя оплату авиабилетов, покупатель выражает согласие с условиями, содержащимися в тарифной информации авиакомпании.
Судом установлено, что тарифная информация авиакомпании «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея), включая условия взимания платы при добровольном отказе от авиабилетов, в полном объеме была доведена до истца руководителем отдела продаж авиаперевозок ФИО1 и старшим менеджером по продажам ФИО2 при оформлении продажи авиабилетов.
С учетом того, что при оплате стоимости авиабилетов в размере 85882 руб. истцом согласно Прейскуранту произведена оплата стоимости услуг ответчика за оформление авиабилетов в размере 3 400 рублей, ссылка истца на отсутствие информации о взимаемой плате за услуги ответчика по оформлению авиабилетов необоснованна.
На основании заявления истца от 15.11.2016г. о добровольном отказе от авиабилетов ООО «АКФА-Сервис» согласно п.6 Прейскуранта произведено взимание платы в размере 7 260 рублей (1 500 рублей * 4 авиабилета для взрослых + 1260 * 1 авиабилет на ребенка до 2 лет).
В соответствии с Правилами применения тарифа на рейсах авиакомпании «Асиана Эйрлайнс Инк» (пункт 16) взимаемая авиакомпанией плата при добровольном возврате каждого авиабилета (за исключением авиабилетов, приобретенных для лиц младше 2-х лет), составляет 30 евро. Согласно справке Представительства Компании «Асиана Эйрлайнс Инк» (Республика Корея) в г. Хабаровске № от 01.06.2017г., общий размер платы, взимаемой авиакомпанией при добровольном возврате истцом четырех авиабилетов составил: 30 евро * 65,50 (курс конвертации валюты авиакомпании) * 4 авиабилета = 7 860 рублей. Удержание указанной суммы авиакомпанией подтверждается справкой агента авиакомпании - ООО «Вояж-Авиа» № от 08.06.2017г. Согласно указанной справке с учетом заявления истца о добровольном отказе от авиабилетов в ООО «АКФА-Сервис» от ООО «Вояж-Авиа» возвращено 74 179 рублей.
При этом согласно п.7.2. договора № от 26.08.2015г. между ООО «Вояж-Авиа» и ООО «Акфа тур», условий субагентского договора № б/и от 20.01.2016 г. между ООО «Акфа тур» и ООО «АКФА-Ссрвис», ООО «АКФА-Сервис» обязано вернуть полученное ранее агентское вознаграждение в размере 3 843 рубля.
Итого с истца удержаны суммы: 3400 руб. за оформление авиабилетов ООО «Акфа-Сервис»; 7260 руб. – плата за добровольный возврат авиабилетов по тарифу ООО «Акфа-Сервис»; 7860 руб. – плата, взимаемая Авиакомпанией при отказе от авиабилетов, а всего – 18520 руб.
С учетом того, что тарифная информация авиакомпании «Асиана Энрлайнс Инк» (Республика Корея), включая условия взимания платы при добровольном отказе от авиабилетов, в соответствии с требованиями п. 11 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, была доведена до истца 10.06.2016г. работниками ООО «АКФА-Сервис» перед оформлением продажи авиабилетов, ссылка истца на отсутствие информации о взимаемой авиаперевозчиком плате также необоснованна.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления ФИО3 и взыскания с ответчика суммы в размере 18250 руб., пени и штрафа соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы представителя истца о том, что правоотношения сторон регулируются договором купли-продажи, а не договором воздушной перевозки пассажира, основан на неправильном толковании норм материального права; довод о непредоставлении ответчиком информации о полной стоимости авиабилетов и сервисных сборов был указан в исковом заявлении, данное обстоятельство являлось предметом исследования в суде первой инстанции и в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашло.
Оснований к отмене решения суда, предусмотренных ч. 1 статьи 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Акфа-Сервис» о взыскании денежных средств, пени, штрафа оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО3 – Рой Е.Е. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2017 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий: Н.В.Пестова
Судьи: В.А.Галенко
ФИО5