ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-734/20 от 20.01.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Сакович С.С. 24RS0032-01-2019-002197-87

Дело № 33-734/2020

А-200г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.

судей Сударьковой Е.В., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Сакович Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 249 компенсирующего вида», администрации г.Красноярска, Главному управлению образования администрации г.Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» Никифоровой Е.В.

по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования администрации г.Красноярска Романовой И.Р.

на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 07 октября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно, привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.п. 2 п. 4.2 СНиП II – А. 5-70 «Противопожарные номы проектирования зданий и сооружений» высоту эвакуационных выходов № 2 (помещение № 2 ком. № 1), № 3(помещение №2 ком. №41), в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию г.Красноярска, Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Детский сад № 249 компенсирующего вида» средства для устранения требований пожарной безопасности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Потехиной О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида», администрации г.Красноярска, Главному управлению образования администрации г.Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка, в ходе которой установлено что в период с 2016 по настоящее время МБДОУ Детский сад № 249 не выполняются предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части несоответствия высоты эвакуационных выходов в здании дошкольного учреждения. В 2015, 2016, 2017, 2018 в отношении МБДОУ Детский сад №249 вынесено четыре предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которые до настоящего времени не выполнены. В ходе проверки установлено, что МБДОУ неоднократно в 2017, 2018, 2019 обращалось в Главное управление образования администрации города Красноярска, однако бюджетные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности не выделены, до настоящего времени ответчиками не принято надлежащих мер по устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просил обязать МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высоту эвакуационных выходов № 2 (помещение №2 ком. №1), № 3 (помещение №2 ком. №41); обязать администрацию г.Красноярска, Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить Детский сад № 249 компенсирующего вида средства для устранения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» Никифорова Е.В. просит отменить решение, отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд не принял во внимание возможность исполнения предписаний надзорного органа только в рамках реконструкции здания с изменением геометрических параметров каркаса, что требует серьезных подготовительных мероприятий, связанных с процессом реконструкции здания и обеспечивающих безопасность посещения учреждения детьми и работниками. При этом, МДОУ разработана декларация пожарной безопасности, установлена пожарная сигнализация и система оповещения, утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, установлены необходимы средства пожаротушения, неоднократно запрашивались бюджетные денежные средства для приведения в соответствие эвакуационных выходов, таким образом, фактически осуществляются действия, направленные на исполнение предписаний органов государственного пожарного надзора. Так же указывает, что здание МБОУ Детский сад № 249 введено в эксплуатацию в 1973, до вступления в силу СНиП 21-0197*, который не распространяет свое действе на ранее введенные в эксплуатацию здания, за исключением возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья граждан, но наличия данных обстоятельств в данном случае не установлено. Полагает установленный судом в решении срок исполнения требований неразумным в связи с отсутствием необходимого бюджетного финансирования.

В апелляционной жалобе представитель ГУО администрации г.Красноярска Романова И.Р. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность учредителя - администрации г.Красноярска и Главного управления образования администрации г.Красноярска по осуществлению непосредственного исполнения предписания государственного пожарного надзора, вынесенного в отношении самостоятельного юридического лица - МБДОУ Детский сад № 249, основания для привлечения к субсидиарной ответственности данных ответчиков у суда отсутствовали. Указывает, что судом не принято во внимание, что во исполнение предписания проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания, заключены контракты с ООО «Строймастер» на выполнение работ по детальному обследованию строительных конструкций и систем инженерного обеспечения, по разработке проектной и рабочей документации, а также предпринят полный комплекс мер, обеспечивающий безопасное пребывание детей и работников учреждения в здании детского сада, что подтверждено доказательствами, представленными суду первой инстанции. Таким образом, ответчиком осуществляются необходимые действия по исполнению предписания. Считает, что в нарушение положений ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, решение суда вынесено на основании искового заявления прокурора, которое не содержит ссылок на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты интересов неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности по исполнению предписания органа государственного пожарного надзора.

В письменных возражениях старший помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав представителя МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» Никифорову Е.В., поддержавшую апелляционные жалобы, прокурора Воротынскую О.О., полагавшую решение законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Красноярскому краю Маргаряна А.С., согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

В силу статьи 34 указанного Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

На основании статей 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Нормами части 7 статьи 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Статьей 89 названного Закона установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (ч. 1 ст. 89).

Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 утвержден СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - Свод правил).

На основании п. 4.2.5 Свода правил высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, МБОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» в соответствии с Уставом является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого и собственником имущества которого является муниципальное образование – город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения осуществляет администрация города Красноярска.

Согласно главе 3 Устава МБОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида», финансовое обеспечение деятельности МБДОУ осуществляется путем предоставления субсидии. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: собственные средства учредителя; бюджетные средства; имущество, переданное МБДОУ собственником, средства полученные от родителей (законных представителей), доход, полученный от реализации продукции и услуг, субсидии по итогам участия в конкурсах, иные источники. Объекты собственности, закрепленные за МБДОУ, находятся в его оперативном управлении с момента передачи имущества. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом (п.п.3.1, 3.5, 3.8, 3.10 Устава).

Проведенной государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, заключающиеся в том, что в здании МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» высота эвакуационного выхода № 2, расположенного в помещении № 2 ком. № 1, а так же эвакуационного выхода № 3, расположенного в помещении №2 ком. №41, составляет 1,7м и 1,73 м., тогда как в соответствии с положениями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.п. 2 п. 4.2 СНиП II – А. 5-70 «Противопожарные номы проектирования зданий и сооружений», должна составлять в данном случае не менее 1,9 м.

На основании выявленных нарушений, государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Красноярскому краю в адрес МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» вынесены предписания по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № 2141/1/1-2 от 28.09.2015, срок исполнения 10.10.2016, №1382/1/1-2 от 25.10.2017, срок исполнения 25.10.2017, № 1262/1/1-2 от 31.10.2017, срок исполнения 01.10.2018, № 875/1/1-2 от 28.08.2018, срок исполнения 01.09.2019.

Из материалов дела следует, что заведующей МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» в период с 2015 по 2019 неоднократно направлялись письменные обращения в адрес руководителя главного Управления образования администрации города Красноярска в целях выделения финансирования на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных государственным инспектором г.Красноярска.

Согласно ответам Главного управления образования администрации города Красноярска от 09.09.2015, 14.10.2016, 09.11.2016, расходы для выполнения МБДОУ вышеуказанных предписаний включены в реестр дополнительных потребностей на 2016-2018.

Из ответа Главного управления образования администрации г.Красноярска № 215 от 22.02.2019, предоставленного прокурору Ленинского района г.Красноярска по вопросу неисполнения предписаний контролирующего органа следует, что МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» не выделялось финансирование на вышеуказанные цели. Доказательств обратного в материалы дела ответчиком не представлено.

Согласно заключению от 21.10.2014, составленному ООО «Строймастер» по результатам обследования строительных конструкций здания МБДОУ №249 по адресу: г<адрес>, расширение дверных проемов на путях эвакуации возможно только в рамках капитального ремонта или реконструкции здания, так как непосредственно над обследуемыми дверными проемами расположен несущий железобетонный ригель.

Установив вышеизложенные обстоятельства и дав им надлежащую оценку применительно к нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, принимая во внимание, что до настоящего времени многочисленные предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требовании пожарной безопасности не были исполнены, что ответчиками не оспаривалось, суд сделал правильный вывод о правомерности заявленных прокурором исковых требований, и удовлетворил их, возложив на МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 высоты эвакуационных выходов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая решение о возложении на администрацию г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности выделить МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные ответчики как учредитель бюджетного учреждения и главный распорядитель бюджетных средств несут обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением спорных нарушений.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные обстоятельства в части несоответствия высоты эвакуационных выходов в здании МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» установленным законом требованиям пожарной безопасности, свидетельствуют о том, что дошкольное образовательное учреждение не создает условия, гарантирующие безопасность обучающихся во время пребывания в организации, нарушает права детей на безопасные условия воспитания. Установленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, исковое заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ правомерно предъявлено прокурором в суд в интересах неопределенного круга лиц – воспитанников, посетителей, работников МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида», угроза жизни и здоровью которых существует вследствие неисполнения учреждением требований пожарной безопасности, при этом прокурором избран надлежащий способ защиты, предусмотренный положениями ст. 12 ГПК РФ, абзацем восьмой которой предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, как одного из способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

Довод апелляционной жалобы представителя Главного управления образования администрации г.Красноярска о том, что законодательно за администрацией г.Красноярска и управлением образования не закреплено обязанности по непосредственному исполнению предписаний контролирующего органа, вынесенных в отношении муниципальных образовательных учреждений, в силу чего требования прокурора к указанным ответчикам не могут быть удовлетворены, основан на неверном понимании гражданско-правовых норм.

Как следует из п. 13 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из материалов дела, в том числе свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2011 следует, что на основании распоряжения администрации г.Красноярска от 29.04.2008 здание детского сада закреплено за МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» на праве оперативного управления.

В силу положений главы 3 Устава, учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом; финансовое обеспечение деятельности МБДОУ осуществляется путем предоставления субсидии; к компетенции учредителя по управлению МБДОУ отнесено, в том числе финансирование учреждения в соответствии с нормативами; источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ являются, в том числе собственные средства учредителя, бюджетные средства, имущество, переданное МБДОУ собственником.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (статья 215 ГК РФ).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из статьи 46 Устава г. Красноярска, Главное управление образования, как орган администрации города, образовано в целях осуществления полномочий органа местного самоуправления в сфере образования.

Положением о Главном управлении образования администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 года № 56-р, данный орган отнесен к числу главных распорядителей средств бюджета и в его полномочия входит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий, планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координация хода работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий (п.п. 18, 19, 21 Положения).

Кроме того, Главное управление образования г.Красноярска обеспечивает решение вопросов местного значения в сфере образования, в т.ч. разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснование бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством; формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств; осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета города, предусмотренных решением о бюджете города на соответствующий финансовый год, на проведение капитального ремонта и реконструкцию зданий, помещений, сооружений муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика по закупке работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий, помещений, сооружений муниципальных учреждений.

Судом установлено, что причиной невыполнения МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» требований предписаний государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности явилось отсутствие финансирования со стороны учредителя.

Поскольку в силу вышеуказанных положений к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, переустройство эвакуационных выходов в соответствии с пунктами 14, 4.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к работам по капитальному ремонту зданий, то есть объектов капитального строительства (недвижимого имущества), находящихся в оперативном управлении МБДОУ, у суда первой инстанции имелись правовые основания для возложения на Главное управление образования администрации г. Красноярска и администрацию г.Красноярска обязанности выделить МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Довод апелляционной жалобы о невозможности возложения на администрацию г.Красноярска и Главное управление образования администрации г.Красноярска субсидиарной ответственности по обязательствам МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида», подлежит отклонению ввиду необоснованности, поскольку отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникли в данном случае не в связи с обязательствами последнего либо с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.

При этом избранный прокурором способ защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц приведет к реальному исполнению принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы представителя МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» о том, что здание образовательного учреждения введено в эксплуатацию в 1973 году, до вступления в силу СНиП 21-0197*, который не распространяет свое действие на ранее введенные в эксплуатацию здания, не влекут отмену правильно постановленного судебного акта, поскольку в данном случае материалами дела подтверждается нарушение положений п. 8.2.1. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в части высоты эвакуационных выходов.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

По сведениям Красноярского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" Красноярского края, здание МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» введено в эксплуатацию в 1973 году.

Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае, если положениями этого Закона (за исключением ряда статей) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

В пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 г. N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения" указано, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

В соответствии с действующими в период возведения здания положениями п. 4.2 СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования», утвержденными Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 13.12.1962 (изм. Постановлением №18 от 14.02.1967), ширина дверей, коридоров и проходов на путях эвакуации в здании должна быть в чистоте не менее 2 м. Для проходов, ведущих в подвальные или цокольные этажи, эта высота может быть уменьшена до 1,9 м., для выхода на чердак –до 1,5 м.

Таким образом, установленные в п. 8.2.1. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009. N 171 требования о том, что высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 м, не являются вновь установленным применительно к спорному зданию 1973 года постройки.

Кроме того, вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, то обстоятельство, что здание, эксплуатируемое заявителем, построено в 1973 году, не освобождает ответчика от обязанности соблюдать действующие обязательные требования пожарной безопасности, принимать меры, направленные на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Доводы апелляционной жалобы представителя МБДОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» о недостаточности установленного судом срока исполнения решения суда, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

С учетом длительности не устранения ответчиком нарушений требований правил пожарной безопасности, что несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, судом первой инстанции обоснованно установлен трёхмесячный срок для исполнения решения суда образовательным учреждением со дня вступления его в законную силу, который является разумным и достаточным для совершения всех необходимых действий, соблюдения установленных законом финансовых процедур. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 07 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя МБОУ «Детский сад № 249 компенсирующего вида» Никифоровой Е.В., представителя Главного управления образования администрации г.Красноярска Романовой И.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: