ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7352 от 31.07.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья Дадонова Т.А. Дело № 33-7352

 Докладчик Емельянов А.Ф.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 31 июля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

 председательствующего Емельянова А.Ф.,

 судей Пастухова С.А., Лавник М.В.

 при секретаре Хлопотовой И.А.

 _ рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Киселевского ГПАТП Кемеровской области на решение Киселевского городского суда от 12 мая 2014 года

 по иску ФИО2 к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО2 обратился в суд с иском к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты>. и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что он работает в Киселевском ГПАТП Кемеровской области водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

 В декабре 2013 года ответчик неверно оплатил ему время работы в ночные часы и включил в расчетный листок сведения о работах, которые он не выполнял (резерв), количество отработанного времени не соответствует фактически отработанному им времени с момента прохождения предрейсового медосмотра по момент прохождения послерейсового медосмотра.

 В Киселевском ГПАТП Кемеровской области для водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах (6 разряд) с ноября 2013 года применяется часовая тарифная ставка 63,96 рубля.

 В соответствии с п. 3.1 ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы в редакции Соглашения № 1 от 10.11.2010 года размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда составляет 4330 руб., а часовая тарифная ставка составит: 4330 руб. : 165,5 ч. (среднемесячная норма рабочего времени) = 26,16 руб.

 С учетом повышений заработной платы отдельным категориям работников транспортных предприятий на региональном уровне с 1 июня 2011 года на 10 %, с 1 марта 2012 года на 15 % и с 1 ноября 2013 года на 10 % размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда составит: 4330 руб. х 1, 1x1,15x1,1=6025,20 руб., а часовая тарифная ставка, соответственно, составит: 6 025,20 руб. : 165,5 ч. (среднемесячная норма рабочего времени) = 36,41 руб..

 Таким образом, в соответствии с Отраслевой тарифной сеткой (приложение № 1 к ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы) и приведенными выше повышениями заработной платы часовая тарифная ставка водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах (6 разряд), должна составлять 91,03 руб. (36,41 руб. х 2,5 (тарифный коэффициент).

 Киселевское ГПАТП Кемеровской области является присоединившимся к ФОС и Соглашению № 1 и обязано соблюдать все его условия.

 Указанные нарушения повлекли неверное начисление ему всех выплат, в том числе доплат, надбавок и премий.

 Согласно его расчету недоплата заработной платы за декабрь 2013 года составила <данные изъяты> руб..

 Ответчик нарушил его трудовые права и в соответствии со ст. 237 ТК РФ обязан возместить причиненный ему неправомерными действиями моральный вред, который оценивает в <данные изъяты> руб..

 В судебное заседание истец ФИО2 не явился.

 В судебном заседании представитель истца - ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме.

 Представитель ответчика - Киселевского ГПАТП ФИО3 исковые требования не признал.

 Решением суда от 12 мая 2014 года постановлено: взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в пользу ФИО2 недоплаченную заработную плату за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты>.

 В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей отказать.

 Взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в доход бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 В апелляционной жалобе Киселевское ГПАТП Кемеровской области просит решение суда отменить, указывая на необоснованность применения судом тарифной ставки в размере 91,03 руб., т.к. в декабре 2013 года часовая тарифная ставка водителей 6 разряда составляла 65,93 руб. в соответствии с ФОС, а в соответствии с Положением об оплате труда и премированию в Кемеровской области – 63,96 руб..

 Относительно апелляционной жалобы принесены возражения ФИО2.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

 С 01.01.2008 года вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы.

 10.11.2010 года на федеральном уровне заключено Соглашение № 1 между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений.

 В соответствии с п. 1.5 указанного Федерального отраслевого соглашения, а также ч. 3 ст. 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, и в данном случае оно распространяется на Киселевское ГПАТП Кемеровской области, где истец ФИО2 с 25 июля 2011 года переведен водителем 3 класса на все марки автобусов для работы на регулярных городских пассажирских маршрутах.

 Согласно п. 3.5 Федерального отраслевого соглашения работодатель обязан начислять водителям следующие доплаты:

 - за работу по графику с разделением смены на части - не менее 30 % тарифной ставки за отработанное в смене время;

 - доплата за работу в ночное время в размере не менее 40 % тарифной ставки;

 - оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;

 - оплата сверхурочных работ водителям автобусов, работающим на регулярных пассажирских перевозках, - не менее чем в двойном размере.

 - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;

 - выплата работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее двух третей тарифной ставки работника исходя из дневной нормальной продолжительности рабочего времени 8 часов. Конкретные размер и порядок выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

 Согласно п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливаться надбавки:

 - за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24 % тарифной ставки;

 - за классность водителям 1 класса в размере 25 %, водителям II класса – 10 % установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

 Пунктом 3.1 указанного Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц.

 <данные изъяты>

 Протоколом № 1 заседания комиссии по ведению коллективных переговоров по внесению изменений в коллективный договор от 30 сентября 2013 года внесены изменения в коллективный договор: с 01 октября 2013 года установлена тарифная ставка 1 разряда 4 897 рублей и тарифная сетка по оплате труда работников, в которой тарифный коэффициент 6 разряда - 1,95.

 Приказом от 26 июля 2013 года утверждено «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области» (л.д.7-9).

 Согласно данному Положению, вступившему в действие с 01 октября 2013 года, тарифная ставка рабочего 1 разряда установлена в сумме 4 897 рублей в месяц, тарифный коэффициент рабочего 6 разряда 1,95.

 Таким образом, коллективный договор и Положение об оплате труда ответчика с 01 октября 2013 года не противоречат условиям Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, действие которого продлено Соглашением № 1 «О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».

 В связи с введением выше указанного Положения об оплате труда с 01 октября 2013 года, приказом от 20 августа 2013 года за № 503 признаны утратившими силу с 01 октября 2013 года приказы от 25 мая 2011 года за № 298 о повышении тарифных ставок с 01 июня 2011 года на 10% и от 29 февраля 2012 года за № 103/1 о повышении тарифных ставок с 01 марта 2012 года на 15 %.

 Кроме того, из приказа и.о. директора Киселевского ГПАТП Кемеровской области от 19 ноября 2013 года № 756 «О внесении изменений в «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области» от 26 июля 2013 года», следует, что с 01 ноября 2013 года скорректирован п. 2.2. Положения об оплате труда, и минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия увеличена и установлена в сумме 5 385 руб. и может быть увеличена с учетом финансовых возможностей предприятия.

 Также скорректирован и п. 2.3 Положения об оплате труда, устанавливающий тарифные разряды и тарифные коэффициенты, определяющие межразрядную зависимость, и с 01 ноября 2013 года для работников 6 разряда установлена часовая тарифная ставка в 63 рубля 96 копеек.

 Между тем, суд первой инстанции при разрешении спора не учел эти обстоятельства, свидетельствующие о том, что работодатель-ответчик привел с 01.10.2013 года в соответствие с ФОС условия коллективного договора и Положения по оплате труда и премированию работников, а с 01.11.2013 года эти условия стали лучше по сравнению с условиями ФОС по автомобильному транспорту и прав истца не нарушают.

 При этом суд также установил, что согласно расчетному листку по заработной плате за декабрь 2013 года заработная плата истцу ФИО2 за декабрь 2013 года начислена и выплачена по часовой тарифной ставке в размере 63,96 руб. в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, дополнительным соглашением к нему и условиями действующего коллективного договора, в том числе выплачиваются предусмотренные коллективным договором доплаты, стимулирующие доплаты и надбавки.

 Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на решение Киселевского городского суда от 02 апреля 2014 года, которым на ответчика возложена обязанность заключить с ФИО2 дополнительное соглашение к трудовому договору № 59 от 13 апреля 2011 года с установлением часовой тарифной ставки 91,03 руб., однако данное решение не содержит вывода о том, что при исчислении заработной платы ФИО2 за декабрь 2013 года подлежит применению часовая тарифная ставка 91,03 руб. и эта ставка подлежит применению при исчислении будущего заработка вне зависимости от характера выполняемой ФИО2 в будущем характера работы. Предметом спора по указанному делу являлась задолженность за октябрь, ноябрь 2013 года.

 Таким образом, требования истца о расчете его заработной платы за декабрь 2013 года исходя из часовой тарифной 91,03 руб., вместо установленной ответчиком в 63,96 руб., нельзя признать основанными на законе и требования истца о взыскании задолженности по заработной плате за декабрь 2013 года, рассчитанной с им применением часовой тарифной ставки 91,03 руб., удовлетворению не подлежали, поскольку оплата труда истца за декабрь 2013 года ответчиком правильно рассчитана исходя из часовой тарифной ставки 63,96 руб., которая установлена не ниже, чем предусмотрено ФОС.

 Обращаясь в суд с иском, истец также указал на неверное исчисление ответчиком рабочего времени, в частности, что ответчик неверно оплатил ему время работы в ночные часы и включил в расчетный листок сведения о работах, которые он не выполнял (резерв), количество отработанного времени не соответствует фактически отработанному им времени с момента прохождения предрейсового медосмотра по момент прохождения послерейсового медосмотра.

 Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика недоплаченной заработной платы за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты> коп., суд первой инстанции согласился с указанными доводами истца, признав правильным представленный истцом расчет.

 Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку как следует из представленного истцом сравнительного расчета заработной платы (л.д. 41-42), истец включил время простоя (нахождение в плановом резерве) как время работы на линии, что нельзя признать правильным, т.к. время нахождения в плановом резерве подлежит оплате по более низкой тарифной ставке – ставке водителя 5 разряда.

 Как следует из путевых листов, ФИО2 находился в плановом резерве 21,08 час., а именно: 06, 14, 17, 25, 26 декабря 2013 года (л.д. 22-40). Из представленного в материалы дела расчетного листка за декабрь 2013 года (л.д. 21) усматривается, что время «резерва» было оплачено ответчиком в полном объеме.

 Доводы истца о том, что работодателем в фактически отработанное время не было включено время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра также не нашли своего подтверждения. Так из путевых листов видно что работодателем в общее количество часов работы включено, в том числе время прохождения водителем медосмотров (например: 01.12.2013 года – время предрейсового медосмотра 7:05, время послерейсового медосмотра 18:55, время обеденного перерыва – 0,45, всего рабочее время составляет 11:05, в то время как в путевом листе указано время работы 11:15, т.е. больше).

 Согласно путевым листам за декабрь 2013 года общее количество часов работы истца на линии в декабре 2013 года составляет 182,08 час..

 Ответчиком произведен расчет заработной платы истца за декабрь 2013 года исходя из тарифной ставки водителя 6 разряда за работу на линии за 182,08 час., и по тарифной ставке водителя 5 разряда за нахождение в «резерве» за 21,08 час..

 Ночные часы работы истца путевыми листами не подтверждены.

 При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ФИО2, поскольку заработная плата ему начислена в полном объеме за отработанное им время, подтвержденное путевыми листами, и выплачена в полном объеме.

 В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 12 мая 2014 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за декабрь 2013 года и компенсации морального вреда отказать.

 Председательствующий: А.Ф. Емельянов

 Судьи:                                     С.А. Пастухов

 М.В. Лавник