Судья Э.З.Бурганова Дело № 33-7353/2014
Учет № 13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2014 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей О.В.Вишневской, Г.А.Сахиповой
при секретаре Ю.Н.Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года, которым постановлено:
иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Муниципального образования город Набережные Челны приравнять периоды работы ФИО1 с 14 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года к стажу муниципальной службы, дающей право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет;
Обязать Исполнительный комитет Муниципального образования город Набережные Челны исчислить стаж муниципальной службы ФИО1, дающий право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет, с учетом периодов работы с 14 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – ФИО2, объяснения ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образовательного г.Набережные Челны о приравнивании трудовой деятельности к стажу муниципальной службы.
В обоснование требований указывается, что с 14 сентября 1994 года она начала трудовую деятельности в органах опеки и попечительства в должности инспектора по социальной защите детей в средних образовательных школах №27, 28, 29 на базе школы №27, фактически исполняя обязанности инспектора по социальной защите детей в отделе опеки и попечительства Управления образования города Набережные Челны.
С 01 октября 2003 года функции Органов опеки и попечительства были возложены на государственное образовательное учреждение (далее по тексту ГОУ) социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №85», где она занимала должность педагога с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2005 года. При этом ее функциональные обязанности, место работы не менялись.
С 01 января 2006 года она была принята главным специалистом в отдел опеки и попечительства при Исполнительном комитете г. Набережные Челны, и ее должность включена в перечень государственных должностей. С 01 мая 2008 года переведена на должность заведующего сектором; до настоящего времени продолжает работать заведующим сектором в отделе опеки и попечительства с теми же функциональными обязанностями.
Ее заявление в комиссию по определению стажа муниципальной службы о включении в стаж муниципальной службы периодов работы с 14 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года решением от 12 апреля 2013 года оставлено без удовлетворения, стаж муниципальной службы по состоянию на 01 апреля 2013 года определен продолжительностью 7 лет 3 месяца.
Полагая данное решение незаконным, истица просила суд приравнять периоды работы с 14 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года к стажу муниципальной службы, дающей право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет, обязав исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны включить его в стаж муниципальной службы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Исполнительного комитета муниципального образовательного г.Набережные Челны и третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.
Суд постановил решение об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Министерство труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения в нарушение норм Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года №3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», поскольку занимаемые истицей должности инспектора средней школы №5 и педагога ГОУ «Центр помощи детям №85» не представляют собой профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан. При этом, учреждения, в которых она работала, не относятся к аппарату законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти, образуемых в соответствии с законодательством Республики Татарстан, истице не присваивался классный чин и ее должности не включены в Реестр должностей государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции определением от 2 июня 2014 года, установив, что принятым решением суда первой инстанции спор разрешен с нарушением норм процессуального права в отсутствие истца, который не был надлежащим образом извещен о времени и дне судебного разбирательства, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал, истица с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из дела следует, что решение судом постановлено 14 марта 2014 года.
Однако, каких-либо данных об извещении третьего лица о времени и месте судебного разбирательства по делу материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеизложенное, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что третье лицо не было извещено о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения суда.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1 с 14 сентября 1994 года по 01 октября 2003 года работала в должности инспектора по социальной защите детей в СОШ №27, 28, 29 на базе СОШ №27, с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2005 года в должности педагога государственного образовательного учреждения «Центр помощи детям №85», с 1 января 2006 года – в должности муниципального служащего - главного специалиста отдела опеки и попечительства Исполкома.
Обращаясь с требованиями о включении в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях инспектора школ по охране детства, педагога, методиста и социального педагога, истица исходила из того, что, несмотря на отсутствие названных должностей в Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан, Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, Реестре государственных должностей государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, Реестре должностей муниципальной службы Республики Татарстан, истица в указанные периоды осуществляла деятельность, по своим функциональным обязанностям тождественную деятельности главного специалиста отдела опеки и попечительства Исполкома.
Данные доводы истицы судебная коллегия полагает необоснованными.
Замещение истицей должности инспектора по социальной защите детей школы регламентировалось Положением об инспекторе школ по охране детства, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 16 февраля 1988 года №21, на основании которого в штаты районного, городского отдела (управления) народного образования вводилась указанная должность для выполнения обязанностей, возложенных на отделы народного образования по своевременному выявлению, устройству, контролю за условиями жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства. Согласно пункту 3 названного приказа работа в должности инспектора по охране детства засчитывалась в стаж педагогической работы.
Действительно, в период осуществления истицей трудовой деятельности в должности инспектора школ по охране детства отдела опеки и попечительства Управления народного образования мэрии г.Набережные Челны до образования органов местного самоуправления в соответствии со статьей 2 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года №1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» местные органы народных депутатов и управления относились к местным органам государственной власти.
Согласно Закону Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года №8-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан» до образования органов местного самоуправления осуществление функции органов опеки и попечительства возлагалось на органы государственной власти Республики Татарстан (статья 10).
В период работы истицы в должности педагога государственного образовательного учреждения социального обслуживания детей данное учреждение относилось к полномочному органу, на которое возлагались функции органа опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними, что подтверждается Уставом ГОУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №85».
С конституционным изменением системы органов государственной власти в Российской Федерации и выделением из нее местных органов государственной власти с одновременным их преобразованием в систему местных органов самоуправления на основании Закона Республики Татарстан от 20 марта 2008 года №7-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству.
С целью проверки доводов, подлежат ли удовлетворению требования относительно периодов работы истицы в должностях инспектора по охране детства в местных органах государственной власти и управления и их аппаратах, педагога в государственном учреждении, которому были переданы функции по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, необходимо, прежде всего, обратиться к законодательным положениям, регламентирующих условия исчисления стажа муниципальной службы.
В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 годы №50-ЗРТ регулирует отношения в сфере организации муниципальной службы в Республике Татарстан, а также в соответствии с федеральными законами определяет условия прохождения муниципальной службы муниципальными служащими и правовое положение (статус) муниципальных служащих в Республике Татарстан.
В статье 29 названного Кодекса установлен исчерпывающий перечень периодов работы на постоянной основе, включаемых в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы. Данный перечень наряду с периодами работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) предусматривает включение в стаж муниципальной службы также некоторых иных периодов, в том числе и периодов замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 29 Кодекса в стаж муниципальной службы включаются:
1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;
2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы.
Согласно подпункту «е» пункта 3 части 2 данной статьи периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах включаются до 26 мая 1995 года.
Таким образом, по своему содержанию и смыслу приведенная норма определяет правовые условия, при наличии которых периоды работы в должностях в государственных органах Республики Татарстан подлежат включению в стаж муниципальной службы. Такими условиями в силу приведенной нормы являются: включение замещаемых должностей в соответствующие Сводные перечни или Реестры и установление дат, с которыми законодатель связывает возможность исчисления стажа. Следовательно, не любая деятельность в местных государственных органах власти засчитывается в стаж муниципальной службы, а только та деятельность, которая осуществлялась в должностях, подпадающих под правовое регулирование анализируемой статьи.
При таких данных, применительно к рассматриваемому делу, замещаемые истицей должности инспектора школ по охране детства управления народного образования и педагога государственного образовательного учреждения социальной направленности, исходя из буквального толкования применяемой нормы закона, подлежат включению в стаж муниципальной службы до 26 мая 1995 года.
Утверждение суда первой инстанции о тождественности ранее выполняемой истицей функции, а также условий, характера деятельности в спорные периоды в указанных должностях обязанностям главного специалиста отдела опеки и попечительства Исполкома опровергаются в силу следующего.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, введенного в действие с 01 января 1996 года, предусмотрены самостоятельные наименования должностей «инспектор по охране детства», «педагог социальный», однако в названные Сводные перечни и Реестры данные должности включены не были.
Таким образом, сравнительный подход ранее выполнявшихся истицей трудовых функций и обязанностей, условий работы с деятельностью главного специалиста органа опеки и попечительства Исполкома не допустим, поскольку ранее занимаемые истицей должности и ныне занимаемая должность - относятся к разным должностям.
Учитывая изложенное, выводы суда о включении в стаж муниципальной службы истицы спорных периодов ее работы, за исключением периода работы с 14 сентября 1994 года до 26 мая 1995 года, не соответствуют требованиям норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
По изложенным обоснованиям решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истицы в части.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования «город Набережные Челны» о приравнивании трудовой деятельности к стажу муниципальной службы удовлетворить частично.
Обязать Исполнительный комитет Муниципального образования город Набережные Челны приравнять периоды работы ФИО1 с 14 сентября 1994 года до 26 мая 1995 года к стажу муниципальной службы, дающей право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи