ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-736/19 от 28.01.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33 - 736/19

Судья Вавикина Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28 января 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.

судей Рубан О.Н., Мехоношиной Д.В.

при секретаре Рассудихине Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края на решение Ординского районного суда Пермского края от 29 октября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Березовского района удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» обязанность провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 11, Березовский район, Пермский край, в срок до 31.07.2019.

Возложить на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность по выделению денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа в незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 11, Березовский район, Пермский край, в срок до 01.02.2019.».

Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения представителя истца – ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокуратура Березовского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, с учетом уточнения просила возложить на Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» обязанность провести мероприятия, направленные на ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: Пермский край, Березовский район, ул. Школьная, д. 11, в срок до 31.07.2019 г.; возложить на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанность по выделению денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа в незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 11, Березовский район, Пермский край, в срок до 01.02.2019 г.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, указывая, что судебный акт является незаконным в части возложения на заявителя обязанности по выделению денежных средств. Незавершенное строительством здание школы передано на хранение Государственному казенному учреждению Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края». Обеспечение сохранности объекта осуществляется безвозмездно. Выделение денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на ограничение доступа неопределенного круга лиц к объекту, не требуется. Учреждением заключен договор на оказание услуг по охране имущества, проводятся процедуры для заключения государственного контракта на выполнение работ по консервации объекта. В удовлетворении иска к Министерству следует отказать.

Прокуратурой Березовского района Пермского края, Краевым государственным автономным учреждением социального обслуживания населения «Озерский психоневрологический интернат» поданы возражения на апелляционную жалобу с просьбой об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени его рассмотрения в апелляционном порядке уведомлены надлежащим образом.

Ответчики и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении дела не просили.

Министерство социального развития Пермского края, Государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края», Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Озерский психоневрологический интернат» просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей, о чем представили судебной коллегии письменные заявления.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

В соответствии со ст.8 Закона Пермского края от 14.12.2007 г. № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» правомочия собственника имущества от имени Пермского края осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, а также исполнительные органы государственной власти Пермского края в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пермского края. Организации, должностные и иные лица могут осуществлять правомочия собственника имущества от имени Пермского края в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермского края.

В силу ч.1 ст.13 Закона Пермского края от 14.12.2007 г. № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» уполномоченный орган осуществляет в рамках своей компетенции полномочия собственника краевого имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия и учреждения, имущества казны, а также полномочия собственника по передаче краевого имущества в пользование юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Пермского края юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Пермского края при управлении и распоряжении краевым имуществом.

На основании п.1.1. Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 г. № 88-п, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, преимущественно осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) Пермского края, в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности.

Согласно Устава ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» целью деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, возложенных на учредителя. (п.3.1). Предметом деятельности учреждения является обеспечение сохранности, в том числе содержания и эксплуатации государственного краевого имущества, не востребованного органами государственной власти Пермского края, государственными органами Пермского края, государственными учреждениями и унитарными предприятиями Пермского края (п.3.2.1). Учреждение ведет учет, осуществляет эксплуатацию, содержание, обеспечивает сохранность государственного краевого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и (или) переданного на хранение (п. 3.3.1.1.)

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 20.06.2013 г. № 146-рп незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: <...>, принято в государственную собственность Пермского края.

Незавершенное строительством здание на праве собственности принадлежит субъекту Российской Федерации (Пермский край), передан в оперативное управление КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 24.07.2018 г., незавершенное строительством здание изъято из оперативного управления КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» в состав казны Пермского края.

По акту приема - передачи имущества от 08.10.2018 г. КГАУ СОН «Озерский психоневрологический интернат» передал, а ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» принял на сохранность незавершенное строительством здание.

Прокуратурой Березовского района Пермского края в ходе проверки 25.06.2018 г. установлено, что консервация указанного здания не обеспечена, по периметру здания отсутствует ограждение. На участок и к зданию имеется свободный доступ неограниченного круга лиц. Окна и двери в здании отсутствуют, оконные проемы заколочены досками частично.

В ходе повторной проверки 23.10.2018 г. выявлено, что обнаруженные ранее нарушения действующего законодательства не устранены. Охрана здания отсутствует.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств судом первой инстанции установлено, что незавершенное строительством здание принято в государственную собственность Пермского края, передано на хранение ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края», которое обязано принимать меры по обеспечению сохранности имущества.

Осуществляя полномочия собственника, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края несет бремя содержания незавершенного строительством здания.

Правильно установив указанные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение сохранности объекта осуществляется на безвозмездной основе Государственным казенным учреждением Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» в соответствии с условиями договора обеспечения сохранности имущества № СЭД-31-02-1-10-33 от 12.10.2018 г., не могут быть приняты во внимание.

Между Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (собственник) и Государственным казенным учреждением Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» (учреждение) 12.10.2018 г. заключен договор обеспечения сохранности имущества № СЭД-31-02-1-10-33.

Пунктом 1.3 данного договора предусмотрено, что обеспечение сохранности имущества (незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: Пермский край, Березовский район, ул. Школьная, д. 11) осуществляется учреждением безвозмездно в соответствии с п. 3.1 настоящего договора.

Согласно п. 3.1 договора финансирование учреждения по выполнению обязательств, предусмотренных настоящим договором, осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в пределах, установленных учреждению бюджетных ассигнований.

Финансирование Государственного казенного учреждения Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.

Кроме того, оспариваемым решением суда на ответчиков возложена обязанность не по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительством, а по ограничению доступа неопределенного круга лиц. Данные понятия различны.

Доказательств того, что ответчиками на момент рассмотрения дела судом ограничен доступ неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание школы на 200 мест, совмещенное с детским садом на 30 мест, расположенное по адресу: Пермский край, Березовский район, ул. Школьная, д. 11, не представлено.

Срок действия государственного контракта на оказание услуг по охране имущества, заключенного между Государственным казенным учреждением Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» и ООО «Частная охранная организация «Орион» 11.10.2018 г., истек 31.12.2018 г.

Из составленного помощником прокурора Березовского района Пермского края акта осмотра здания и земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Березовский район, ул. Школьная, д. 11, от 23.10.2018 г. следует, что ограждение по периметру здания не установлено, на земельный участок и к зданию имеется свободный доступ неограниченного круга лиц.

В том случае, если ограничение доступа неопределенного круга лиц в незавершенное строительством здание возможно без дополнительного финансирования, права апеллянта оспариваемым решением не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о принятии ответчиками мер к заключению государственного контракта на выполнение работ по консервации объекта на законность решения Ординского районного суда Пермского края от 29 октября 2018 года не влияют, указывают на принятие мер по исполнению судебного акта.

Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, апелляционные жалобы не содержат.

Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ординского районного суда Пермского края от 29 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: