ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7375 от 26.11.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Смородинова Н.С. Дело № 33-7375

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2015 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Пантелеева В.М., Филатовой В.Ю.,

при секретаре Платицыной Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее – УФСИН по Саратовской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, понуждении поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Кировского районного суда г. Саратова от 10 августа 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных исковых требований, что до 25 ноября 2013 года работал <данные изъяты> УФСИН России по Саратовской области. Выслуга его лет составила в календарном исчислении 17 лет 11 месяцев 01 день. Будучи действующим сотрудником, 12 ноября 2013 года он сдал документы в подкомиссию территориального органа ФСИН России о предоставлении социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, о чем 19 ноября 2013 года ему была выдана справка о принятии необходимых документов для рассмотрения данного вопроса. Решением комиссии ФСИН России от 14 сентября 2014 года ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 369 от 24 апреля 2013 года. Указывает, что представленные документы проверялись секретарем подкомиссии на предмет их соответствия нормам действующего законодательства и никаких нареканий не вызывали, в связи с чем просит признать данное решение комиссии ФСИН России незаконным, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, возложить на ФСИН России обязанность поставить его с составом семьи из одного человека на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 ноября 2013 года.

Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что вне зависимости от решения территориальной подкомиссии ФСИН России наделена исключительным правом постановки или отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В рамках рассмотрения гражданского дела был установлен факт непредставления ФИО1 полного пакета документов, а именно: истцом не были представлены копии финансово-лицевых счетов с места жительства (регистрации), выписки из домовой книги, либо документы, подтверждающие невозможность их получения, а имеющаяся справка не является документом, заменяющим выписку из домовой книги, либо финансово-лицевые счета; не представлены документы, определяющие место жительства сына после развода и наличие у него в собственности жилых помещений; копия договора социального найма помещения, в котором проживает сотрудник; копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную жилплощадь. Считает, что правовых оснований для постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты в настоящее время не имеется, поскольку право на получение такой выплаты сохраняется за гражданами, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми на учет для предоставления выплаты в период прохождения службы.

В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России ФИО2 поддержала доводы жалобы, истец ФИО1, его представитель ФИО3 полагали решение суда законным.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 4 закона).

Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее – Правила), а также рекомендовано, в частности, Федеральной службе исполнения наказаний утвердить в 3-месячный срок, порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил (в первоначальной редакции) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 (действующим в период возникновения спорных правоотношений) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Порядок).

Согласно п. 7 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:

комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России);

комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии).

Согласно п.п. 8, 10, 19 Порядка Комиссия ФСИН России осуществляет принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.

В целях выполнения возложенных на них функций указанные подкомиссии проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.

Как следует из материалов дела, 11 ноября 2013 года ФИО1 - <данные изъяты> УФСИН России по Саратовской области обратился с рапортом о принятии его составом семьи из одного человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку проживает в общежитии по адресу: <адрес>, и не имеет в собственности какого-либо жилого помещения.

Необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты документы были приняты секретарем подкомиссии УФСИН России по Саратовской области.

Согласно выписке из протокола №1 от 09 декабря 2013 года, выданной подкомиссией УФСИН России по Саратовской области, документы ФИО1 представлены в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов подкомиссии не имелось, в связи с чем было принято решение принять документы ФИО1 для направления в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

16 сентября 2014 года Комиссией ФСИН России отказано ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369. В частности, комиссия указала, что истец зарегистрирован в жилом помещении в общежитии, однако его площадь и собственник не установлены; выписки из домовых книг (поквартирные карточки), финансово-лицевые счета по месту пребывания не представлены, то есть отсутствует полная информация с места жительства за последние 5 лет; заверен нотариально паспорт заявителя и свидетельство о расторжении брака, иные документы не заверены в установленном порядке; справки Управления Росреестра на заявителя от 22.11.2013 года (содержат информацию по РФ с 07.07.1997 года по 12.11.2013 года), справка БТИ от 16.08.2013 года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности данного отказа, поскольку распределяя обязанности между Комиссией ФСИН России и Территориальными подкомиссиями, ФСИН России возложила обязанность по принятию документов от сотрудников территориальных органов именно на Территориальные подкомиссии.

Подкомиссией УФСИН России по Саратовской области проведена проверка предоставленных ФИО1 документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах и она установила, что все документы представлены ФИО1 в полном объеме, замечаний относительно ненадлежащего заверения копий документов от членов комиссии не поступало, в связи с чем было вынесено решение принять их для направления в комиссию ФСИН России в целях постановки на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Ввиду отсутствия недостатков документы истцу в установленный в Правилах 15-дневный срок возвращены не были.

Ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения прав истца на получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанность по представлению документов, Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ему в установленный срок указано не было, а Комиссия ФСИН России в нарушение предусмотренного законом 3-хмесячного срока рассмотрела документы ФИО1 и вынесла по ним решение по истечение более 6 месяцев со дня их поступления на рассмотрение, когда ФИО1 был уволен со службы в органах исполнительной системы, что в силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лишает его права на подачу вновь документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, представленных и в территориальную подкомиссию УФСИН России по Саратовской области, правомерно установил, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о постановке на учет выслуга его лет составила в календарном исчислении 17 лет 11 месяцев 01 день, ранее единовременная выплата на приобретение жилья ФИО1 не предоставлялась, жилых помещений на праве собственности заявитель в настоящее время, а также когда-либо ранее не имел, и указал, что представленная истцом в комиссию ФСИН России справка управляющей общежитием компании ОАО «Славянка» о том, что ФИО1 зарегистрирован в данном общежитии с 22.12.1998 года по настоящее время, содержит сведения, аналогичные указываемым в домовой книге.

ФИО1 суду апелляционной инстанции были представлены квитанции на оплату коммунальных услуг на имя ФИО1, выставленные ОАО «Славянка» за июнь и октябрь 2013 года, в которых в графе: «количество проживающих» указан 1 человек. Брак между супругами Ж-выми расторгнут в январе 2008 года, а представленные суду первой инстанции документы, свидетельствуют о том, что сын ФИО1 с 2005 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, а истец в данной квартире зарегистрирован не был.

Указанные доказательства в совокупности свидетельствуют об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о совершении ФИО1 действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий в течение более 5 лет до момента обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Ссылка в протоколе заседания комиссии ФСИН России от 16 сентября 2014 года об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на то, что справки Управления Росреестра на заявителя от 22.11.2013 года (содержат информацию по РФ с 07.07.1997 года по 12.11.2013 года), справка БТИ от 16.08.2013 года – не несет какой-либо смысловой нагрузки и не свидетельствует о неполноте содержащейся в данных документах информации, либо неполноте представленных ФИО1 документов.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что законные основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, отсутствуют, поскольку представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 в территориальную комиссию УФСИН по Саратовской области не были представлены документы, определяющие место жительства сына после развода и наличие у него в собственности жилых помещений; копия договора социального найма помещения, в котором проживает сотрудник; копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную жилую площадь, не принимаются во внимание, поскольку Комиссия ФСИН России не обосновывала отказ в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствием указанных документов.

Указание на то, что правовых оснований для постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется, поскольку он уволен из органов уголовно-исполнительной системы, а в соответствии с законом право на выплату сохраняется за гражданами, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми на учет в период прохождения службы, неправомерно, учитывая, что на момент подачи ФИО1 документов для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты он являлся действующим сотрудником органов уголовно-исполнительной системы.

Прочие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и не могут повлечь отмены состоявшегося судебного решения с учетом установленных выше обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи