Судья: Попов А.А. № 33А – 7379
Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 июля 2014 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.,
при секретаре: Плотниковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Междуреченска на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 мая 2014 г.
по делу по заявлению прокурора г. Междуреченск к Администрации Междуреченского городского округа об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Междуреченск обратился с заявлением к Администрации Междуреченского городского округа о признании нормы пункта 2.7.2.1. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20.03.2013 года № 556-п устанавливающие в качестве обязательных условий реализации гражданином права на получение социальной поддержки наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания недействующим.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20.03.2013 № 556-п утвержден административный регламент по представлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», пунктом 2.7.2.1 которого установлен перечень основных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно, в который входит документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
Положения пункта 2.7.2.1 Административного регламента, устанавливающие в качестве обязательных условий реализации гражданином права на получение социальной поддержки наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с абз. 2 ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, сформированной в постановлениях от 04.04.1996 № 9-П, от 02.02.1998 № 4-П, определениях от 13.07.2000 № 185-0, от 05.10.2000 № 199-0, от 06.10.2008 № 619-0-11 отсутствие регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест па вышеуказанные нормы Административного регламента, который был отклонен администрацией Междуреченского городского округа.
Административный регламент по представлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20.03.2013 № 556-п опубликован в городской газете «Контакт» № 23 от 26.03.2013 (<данные изъяты>
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 мая 2014 года в удовлетворении заявления прокурора г.Междуреченска отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Междуреченска Бер А.Л. просит решение суда отменить, принять новое.
Указывает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Ссылается на то, что в силу п.2.11.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи», утв. Приказом департамента социальной защиты населения Кемеровской области, на который сослался суд, непредоставление заявителем документа (копии документа), подтверждающего регистрацию по месту жительства (месту пребывания) не является основанием для вынесения, уполномоченным органом решения об отказе в назначении денежных выплат, то есть не служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации; в то время как согласно п.2.9 оспариваемого Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги отсутствие документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, является основанием для отказа в предоставлении социальной поддержки; в связи с чем оспариваемый пункт регламента ограничивает права и свободы граждан, предусмотренных ч.1 ст. 27 Конституции РФ, абз.2 ч.3 ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ».
Считает необоснованной ссылку суда на то, что прокуратурой города не выявлено норм, противоречащих федеральному законодательству и коррупциогенных факторов, поскольку прокуратурой проверялась информация от ДД.ММ.ГГГГ № № содержащая сведения о результатах изучения проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, а не Административного регламента по представлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20.03.2013 № 556-п.
Ссылается на то, что прокурор в будущем может вернуться к проведению антикоррупционной экспертизы акта или его части.
Не согласен с выводом суда о пропуске срока; указывает, что прокурор обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ.
Представителем администрации Междуреченского городского округа Владимировой Н.С. на апелляционное представление принесены возражения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Чичина С.С., поддердавшего доводы представления, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно представления, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Междуреченского городского округа № 556п от 20.03.2013 г. утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Пунктом 2.7.2.1 этого регламента установлен перечень основных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно, в который входит документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (<данные изъяты>
26.03.2013 г. в городской газете «Контакт» № был опубликован этот административный регламент.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Междуреченск принесен протест с требованием привести в соответствие с действующим федеральным законодательством положения п.2.7.2.1 этого административного регламента <данные изъяты>
Рассмотрев указанный протест прокурора города, 11.03.2014 г. Администрация Междуреченского городского округа отказала в его удовлетворении, указав, что оспариваемый пункт не противоречит действующему законодательству (<данные изъяты>
Согласно ответу прокуратуры города Междуреченска от ДД.ММ.ГГГГ № при проверке положений оспариваемого регламента норм противоречащих действующему федеральному и региональному законодательству, а также коррупциогенных факторов в выше указанном проекте муниципального нормативного правового акта, не выявлено (<данные изъяты>
Установив указанные обстоятельства, суд, сославшись на п. 2.6. Приказа департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 17.07.2012 N 65 (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи», п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, сделал вывод о том, что оспариваемый пункт административного регламента не противоречит ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Этот вывод суда является неправильным, постановленным на неправильном применении закона.
Действительно в соответствии с п. 2.6. Приказа департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 17.07.2012 N 65 (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении административного регламента предоставления
государственной услуги «Оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи» для назначения государственной социальной помощи в виде денежных выплат представляются:
заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия (от себя лично или от имени семьи) и (или) заявление о предоставлении денежной выплаты на основании социального контракта (от себя лично или от имени семьи) (далее - заявление), по форме утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.03.2006 N 72 "О реализации Закона Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-03 "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" (далее - постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.03.2006 N 72);
документ (копия документа), подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания).
Однако, в соответствие с п.2.11.2 этого административного регламента непредосталение документа (копии документа), подтверждающего регистрацию по месту жительства (месту пребывания) не является основанием для вынесения уполномоченным органом решения об отказе в назначении денежной выплаты, следовательно не служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законом.
Пунктом 2.7.2.1 административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации» установлен перечень основных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно, в который входит документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (<данные изъяты> в соответствии с п.2.9 этого регламента отсутствие документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания является основанием для отказа в предоставлении социальной поддержки.
Конституционный Суд Российской Федерации, сформированной в постановлениях от 04.04.1996 № 9-П, от 02.02.1998 № 4-П, определениях от 13.07.2000 № 185-0, от 05.10.2000 № 199-0, от 06.10.2008 № 619-0-11 указал, что отсутствие регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый пункт в части предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания ограничивает право гражданина на предоставление иных доказательств, подтверждающих фактическое проживание или пребывание на территории Междуреченского городского округа.
Согласно ч.4 ст.7 ФЗ № 131 –ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств п. 2.7.2.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации» в части включения в перечень основных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, документа, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания противоречит закону и решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
В силу ст.253 ч.2 ГПК РФ указанный пункт должен быть признан недействующим со дня принятия.
Разрешая спор, суд сделал вывод о том, что прокуратурой г.Междуреченска пропущен трехмесячный срок для обжалования оспариваемого постановления.
При этом суд сослался на ст. 256 ГПК РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и то, что прокуратура г. Междуреченск рассматривала положения оспариваемого регламента и дала по нему положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ г., однако в суд обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ
Однако суд не учел, что прокурор обратился с заявлением не в порядке главы 25 ГПК РФ, а в порядке главы 24 ГПК РФ, т.к. им оспаривается нормативный правовой акт.
Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 24 ГПК РФ. Обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта сроком не ограничено, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, по делам об оспаривании нормативных правовых актов не подлежит применению.
При таких обстоятельствах вывод суда о пропуске срока на обращение в суд является неправильным, т.к. не соответствует требованиям закона.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 мая 2014 г. отменить.
Вынести новое решение: признать недействующим п. 2.7.2.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Социальная поддержка семей с детьми, детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации» в части включения в перечень основных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, документа, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи: