Судья Можегова Т.В. Дело № 33-737/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Архаровой Л.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 31 января 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Прилузский» на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 29 ноября 2018 года, которым
на администрацию муниципального образования сельского поселения «Летка» возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен>, путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее <Дата обезличена>,
на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» возложена обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен>, в срок не позднее <Дата обезличена>,
на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» возложена обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен>, и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее <Дата обезличена>,
на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» возложена обязанность сдать рекультивированный участок, расположенный на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен>, постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от <Дата обезличена><Номер обезличен> в срок не позднее <Дата обезличена>,
постановлено судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., представителя муниципального образования муниципального района «Прилузский» ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к АСП «Летка», АМР «Прилузский», просил обязать администрацию СП «Летка» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен> путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее <Дата обезличена>; обязать администрацию МР «Прилузский» организовать работу по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на вышеуказанном земельном участке, в срок не позднее <Дата обезличена>; обязать АМР «Прилузский» разработать проект рекультивации земель на территории с.п. «...) в пределах координат <Номер обезличен> и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель не позднее <Дата обезличена>; обязать администрацию МР «Прилузский» сдать вышеуказанный участок рекультивированным постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с постановление администрацию МР «Прилузский» от <Дата обезличена><Номер обезличен> в срок не позднее <Дата обезличена>.
Суд принял приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация муниципального района «Прилузский», ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> произведен осмотр территории МО СП «Летка» в пределах координат <Номер обезличен>. Установлено, что свалка расположена в ... м от трассы ... слева от дороги на расстоянии ... от заезда в с. .... Свалка состоит из твердых коммунальных отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код ...), бой стекла (код ...), отходы (остатки) фруктов, овощей растительных остатков необработанных (код ...), тара стеклянная незагрязненная (код ...), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код ...), отходы продукции из целлофана незагрязненные (код ...), отводы из натуральной чистой древесины кусковые (код ...), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код 4 ...), отходы посуды одноразовой из разнородных полимерных материалов, загрязненной пищевыми продуктами (код ...), отходы коммунальные твердые (код ...), отходы древесно-стружечных плит и изделий з них незагрязненные (код ...), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ...), отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные (код ...), шины пневматические автомобильные отработанные (код ...), тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код ...), упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код ...), спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ...), опилки натуральной чистой древесины (код ...), отходы коры (код ...), рейка из натуральной чистой древесины (код ...), отходы мебели из разнородных материалов (код ...), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ...), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ...), отходы минеральных масел моторных (код ...). Слева по краю свалки на момент обследования находится темная жидкость, предположительно ЖБО. Свалка не оборудована: отсутствуют канава, забор, изолирующий слой и пр., расположена на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, местоположение установлено относительно ориентиров, расположенных за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>.
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.
Указанный факт подтверждается заключением специалиста от <Дата обезличена>.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что образование несанкционированной свалки допущено на земельном участке, вверенном органам местного самоуправления, пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и согласуются с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2017), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Несогласие администрации муниципального района «Прилузский» с решением суда с указанием на то, что между Правительством Республики Коми и ООО «...» заключен контракт по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ..., срок начала по которому определен с <Дата обезличена>, не может повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, отклоняя приведенные доводы, обоснованно указал, что соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законом.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайства о привлечении ООО «...»к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, основано на неверном толковании норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса ПФ третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца или ответчика могут выступать лица, если принятое по делу судебное постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Разрешая ходатайство истца, суд правильно исходил из того, что решение суда по заявленным требованиям не может повлиять на права или обязанности ООО «...» по отношению к одной из сторон, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционных жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Прилузский» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи