ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-737/2022 от 02.02.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мансурова Г.Ж. Дело № 33-737/2022 (2-97/2021)

22RS0069-01-2020-003627-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 февраля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Ильиной Ю.В., Меньшиковой И.В.,

при секретаре Колесниченко Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула о возложении обязанности передать имущество по водоснабжению и водоотведению

по апелляционному представлению прокурора на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Барнаула в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к администрации города Барнаула и комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула о возложении обязанности в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу передать муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в п. Научный городок, во владение ресурсоснабжающей организации по концессионному соглашению либо закрепить указанное муниципальное имущество за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В обоснование заявленных требований указано, что муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в п. Научный городок г. Барнаула Алтайского края, было передано в аренду обществу с ООО «Научный городок» на основании договоров аренды:

от ДД.ММ.ГГ*** сроком на 10 лет на основании протокола аукционной комиссии от ДД.ММ.ГГ с единственным участником аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества (сроком до ДД.ММ.ГГ);

от ДД.ММ.ГГ*** сроком на 10 лет на основании протокола аукционной комиссии от ДД.ММ.ГГ с единственным участником аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества (сроком до ДД.ММ.ГГ);

от ДД.ММ.ГГ*** сроком на 10 лет на основании протокола аукционной комиссии от ДД.ММ.ГГ с единственным участником аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества (сроком до ДД.ММ.ГГ).

Арендатор отказался от пролонгации указанных договоров.

На основании решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №376 «Об утверждении Положения о порядке передачи имущества, находящегося в собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края, по концессионным соглашениям», постановлением администрации города Барнаула от 10.01.2020 №19 (ранее от 23.01.2019 №80) утвержден Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

В указанный перечень включены объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные в п.Научный городок.

До настоящего времени вопрос передачи в установленном порядке на обслуживание муниципального имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в п.Научный городок, органами местного самоуправления г.Барнаула не решен, что не обеспечивает надлежащее содержание и обслуживание муниципального имущества и ставит под угрозу срыва бесперебойное предоставление потребителям коммунальных услуг надлежащего качества.

Указанное свидетельствует о непринятии органами местного самоуправления достаточных мер в рамках установленных законом полномочий в рассматриваемой сфере, что нарушает права неопределенного круга лиц - жителей п.Научный городок на благоприятные условия проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2021 года требования прокурора оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам алтайского краевого суда от 27 июля 2021 года решение отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора г.Барнаула к администрации г.Барнаула и в этой части принято новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Администрация г.Барнаула Алтайского края обязана в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу передать муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение п.Научный городок г.Барнаула Алтайского края, в хозяйственное ведение МУП «Энергетик».

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В апелляционном представлении прокурор просил решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование представления указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

Ссылаясь на ст. ст. 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» прокурор указал, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности водоснабжения и водоотведения населения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения и водоотведения потребителей на территории соответствующего муниципального образования, в том числе учету объектов инженерной инфраструктуры и передаче их на обслуживание в установленном порядке.

Однако до настоящего времени вопрос передачи в установленном порядке на обслуживание муниципального имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в п.Научный городок, органами местного самоуправления г.Барнаула не решен, концессионное соглашение не заключено, конкурс на право заключения такого концессионного соглашения не проводился, решение о закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием не принималось.

Изложенные в решении суда выводы о том, что «передача имущества муниципальному предприятию предполагает договорные отношения, установить которые ответчик не может путем понуждения указанного предприятия заключить концессионное соглашение», не соответствуют положениям закона о закреплении муниципального имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, а также обстоятельствам дела и заявленным прокурором требованиям.

Ссылаясь на то, что в случае принятия Арбитражным судом решения о передаче указанных объектов муниципалитету от арендатора, обеспечить бесперебойное предоставление коммунальных услуг будет некому, что нарушит права потребителей.

В суде апелляционной инстанции прокурор поддержал представление, уточнив также, что исковые требования направлены на понуждение администрации города Барнаула исполнить свои обязанности по передаче объектов муниципальной собственности на обслуживание, без указания конкретного муниципального унитарного предприятия.

Представитель администрации г. Барнаула ФИО1 и представитель комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула ФИО2 возражали против удовлетворения представления прокурора по доводам письменных возражений.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительных причинах неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Научный городок г. Барнаула, находятся в муниципальной собственности.

В настоящее время потребителям пос. Научный городок обеспечивается коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению, с участием ООО «Научный городок».

Указанное муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в п. Научный городок г. Барнаула на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ*** было передано в аренду ООО «Научный городок» сроком на 10 лет до 23.11 2019; на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ*** сроком на 10 лет до ДД.ММ.ГГ.

Арендатор ООО «Научный городок» отказался от пролонгации указанных договоров, обратившись в Арбитражный суд Алтайского края с иском к КУМИ г. Барнаула, комитету по учету имущества муниципальной казны города Барнаула о возложении обязанности принять переданное в аренду ООО «Научный городок» по договорам аренды муниципальное имущество.

Кроме того, суд установил, что ответчику не удается достичь цели предпринимаемых мер к заключению концессионного соглашения по передаче имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в пос. Научный городок в связи с отсутствием претендентов на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

Разрешая спор при изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание, что концессионное соглашение ответчиком не заключено, поскольку не проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения о передаче муниципального имущества концессионеру, так как отсутствуют лица, которые желали бы участвовать в конкурсе, в то же время требование о возложении обязанности закрепить указанное имущество за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не может быть удовлетворено, поскольку истцом не указано какому предприятию необходимо передать имущество, при этом имеющееся на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края МУП «Энергетик» г. Барнаула, осуществляющее деятельность в сфере водоснабжения, находится в процессе ликвидации.

Кроме того, суд исходил из того, что в силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, при этом передача имущества муниципальному предприятию предполагает договорные отношения, установить которые путем понуждения указанного предприятия заключить концессионное соглашение ответчик не вправе.

Не соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ст.16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 №№ 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011№ 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

На основании ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.2, п. 4.3 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 37 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в числе которых указаны юридические лица) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (ч. 4.2 Закона № 115-ФЗ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из вышеизложенных правовых норм, основной целью заключения концессионного соглашения является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в публичной собственности, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а поскольку права пользования в отношении объектов водоснабжения по концессионному соглашению не переданы, то данная цель не достигается.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования г. Барнаул обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов ответчиком не проводились.

Обстоятельства, объективно препятствующие ответчику осуществить мероприятия по передаче спорного имущества по концессионным соглашениям, по делу не установлены.

Постановлением Администрации города Барнаула от 21.04.2021 № 590 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края» статусами гарантирующей организации наделены ООО «Барнаульский водоканал», ООО «Научный городок», ООО «Нерудная партия», ООО «Российский железные дороги», ООО «ВодСнаб», ООО «Агидель», ООО «Алетан».

Как следует из ответа администрации г. Барнаула от 25.01.2022, администрацией города проводились совещания, рабочие встречи с участием представителей ООО «Барнаульский водоканал» с целью подготовки к заключению концессионного соглашения в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства п. Научный городок, по итогам которых ведется работа по формированию финансовой модели проекта концессионного соглашения указанных объектов.

Результаты действий, на которые ссылается администрация, длительное время отсутствуют, в то время как срок договоров аренды, по которым передано имущество, с помощью которое осуществляется водоснабжение населения п.Научный городок, истек и арендатором предпринимаются меры по его возврату.

Ответчик, являясь органом местного самоуправления, был обязан принять необходимые меры для обеспечения водоснабжения населения и водоотведения в п.Научный городок.

18 декабря 2019 года прокуратурой города в администрацию г.Барнаула направлялось представление *** об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе по факту длительного незаключения концессионных соглашений на объекты, ранее переданные по договорам аренды обществу с ограниченной ответственностью «Научный городок».

Однако до настоящего времени материалы дела не содержат сведений о том, что ответчик организовал водоснабжения населения и водоотведения в п.Научный городок на указанной в исковом заявлении территории, мер, направленных на устранение выявленных нарушений еще при проведении прокурорской проверки, не принято.

Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации водоснабжения населения и водоотведения в п.Научный городок создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц - жителей п.Научный городок на благоприятные условия проживания, угрозу жизни и здоровью граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органом местного самоуправления предоставленных полномочий.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что муниципальным образованием допущено бездействие в отношении выполнения прямого указания закона в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных в п. Научный городок, находящихся в его собственности.

Доводы суда о том, что в настоящее время потребителям п.Научный городок обеспечивается бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, их права не нарушены, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку эти обстоятельства сами по себе не исключают выполнение муниципальным образованием прямого указания закона.

Кроме того, решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.12.2021 на комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула возложена обязанность принять от ООО «Научный городок» переданное в аренду по договорам *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ муниципальное имущество.

Необходимо отметить в рамках указаний кассационного суда, что необходимости привлекать к участию в деле МУП «Энергетик» у судебной коллегии не имеется. Прокурор пояснил, что понуждает администрацию к исполнению своих обязанностей без указания конкретных предприятий.

Кроме того, согласно ответу МУП «Энергетик», поступившему по запросу Алтайского краевого суда, предприятие не имеет лицензии на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, основным видом деятельности является транспортирование по трубопроводам газа. Производственная база предприятия не удовлетворяет требованиям для устранения аварийных ситуаций и обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения для бесперебойного обеспечения населения коммунальной услугой. В штате предприятия отсутствуют специалисты по водоснабжению и водоотведению. Предприятие в настоящее время не осуществляет хозяйственную деятельность и учредителями рассматривается вопрос о ликвидации.

Как следует из ответа администрации г. Барнаула от 25.01.2022, на территории городского округа – города Барнаула муниципальные предприятия, имеющие возможность обслуживать объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Научный городок, и предоставлять коммунальные услуги потребителям отсутствуют. Основным видом деятельности МУП «Энергетик» является транспортирование по трубопроводам газа. Специалисты по водоснабжению и водоотведению в штате предприятия отсутствуют, производственной базы, позволяющей обслуживать объекты водоснабжения и водоотведения, не имеется. Администрацией города проводились совещания, рабочие встречи с участием представителей ООО «Барнаульский водоканал» с целью подготовки к заключению концессионного соглашения в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства п. Научный городок, по итогам которых ведется работа по формированию финансовой модели проекта концессионного соглашения указанных объектов.

Учитывая, что институт концессионного соглашения направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, сам по себе факт проведения рабочих встреч и переговоров с ООО «Барнаульский водоканал» не свидетельствует о проведении ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов по водоснабжению и водоотведению в порядке, предусмотренном законодательством, что создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и нарушает права неопределенного круга лиц – населения п.Научный городок г. Барнаула, благоприятные и безопасные условия проживания.

Кроме того, на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая важность указанных объектов жизнеобеспечения поселка и отсутствие концессионного соглашения, отказ прежнего арендатора от аренды данного имущества, муниципалитет обязан принять меры к функционированию объектов водоснабжения и водоотведения в п. Научный городок г. Барнаула, что возможно достичь путем передачи прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом – системами водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организации муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом факт отсутствия в настоящее время такого предприятия не может освобождать ответчика от обязанности, предусмотренной ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора к администрации г.Барнаула.

Поскольку комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула не является собственником муниципального имущества, не является надлежащим ответчиком, в иске к нему обоснованно отказано.

Принимая во внимание, что отсутствие водоснабжения населения и водоотведения п.Научный городок влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей, нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей п.Научный городок на благоприятные условия проживания, судебная коллегия считает необходимым установить администрации г.Барнаула срок для исполнения настоящего решения суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.

При этом суд учитывает, что при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решение суда, ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с ходатайством о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части с возложением на Администрацию г.Барнаула Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по организации водоснабжения населения и водоотведения в п.Научный городок г.Барнаула путем передачи прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом – системами водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организации по концессионному соглашению либо передать муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Руководствуясь ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований к администрации г.Барнаула, принять в этой части новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Обязать Администрацию г.Барнаула Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по организации водоснабжения населения и водоотведения в п.Научный городок г.Барнаула путем передачи прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом – системами водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организации по концессионному соглашению либо передать муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 04.02.2022