Судья Варнавская Л.С. Дело № 33-7380/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 сентября 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Бусиной Н.В.,
судей: Дмитриевой О.С., Новоселовой Е.Г.
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, апелляционную жалобу
ответчика администрации <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Петуховой В. Д. к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю, администрации <адрес>, территориальному <адрес> Затон, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о признании действий незаконными, взыскании суммы.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Петухова В.Д. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю, администрации <адрес>, территориальному <адрес> Затон, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о признании действий незаконными, взыскании суммы.
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит ? доля жилого дома и ? доля земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
До <данные изъяты> года она проживала за пределами Алтайского края. В <данные изъяты> года переехала в <адрес> и стала проживать с матерью <данные изъяты> по указанному выше адресу, имела временную прописку в период с <данные изъяты> года.
В 2010 году истица обратилась в администрацию мк<адрес> с заявлением на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления <данные изъяты> в <адрес> в апреле-июле 2010 года, поскольку в период паводка проживала в доме матери по названному адресу.
Однако на обращения неоднократно получала отказ, мотивированный тем, что выплата не положена гражданам, временно зарегистрированным в мк<адрес> в период паводка. В результате паводка в 2010 году пострадал дом, огород, посадки. Ущерб от паводка никем не оценивался. О незаконности отказа в выплате материальной помощи узнала только в 2013 году.
В ходе судебного разбирательства Петухова В.Д. требования уточнила, окончательно просила суд признать действия администрации <адрес>, территориального управления микрорайона Затон по отказу во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в <адрес> в апреле-июле 2010 года незаконными, включить в список на получение единовременной материальной помощи и взыскать проиндексированную сумму материальной помощи за период с апреля 2010 года по май 2013 года в сумме <данные изъяты> рублей.
Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Действия администрации <адрес> об отказе во включении Петуховой В.Д. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в <адрес> в апреле-июне 2010 года признаны незаконными.
На комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возложена обязанность выплатить Петуховой В.Д. за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года в микрорайоне Затон <адрес> Алтайского края, в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении требований, заявленных к ответчикам к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю, территориальному <адрес> Затон, требований об индексации суммы отказано.
В апелляционной жалобе ответчик комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. Жалоба мотивирована тем, что не исполнение Петуховой В.Д. обязанности по регистрации по месту фактического проживания нарушает закрепленный Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством принцип добросовестности действий со стороны всех участников сложившихся правоотношений, что является злоупотребление правом с ее стороны. В связи с чем истица не была включена в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в мк<адрес>. Список, составленный на основании актов комиссии по обследованию объектов и жилых домов мк<адрес>, подвергшихся затоплению, а также справок Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, был представлен на утверждение в Администрацию Алтайского края совместно администрацией <адрес> и муниципальным учреждением «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>». Сводный реестр согласовывался с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю, Сибирским региональным центром МЧС России и утверждался Губернатором Алтайского края. Поэтому полагает, что комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи. По мнению подателя жалобы, суд при вынесении решения пришел к необоснованному выводу о фактическом проживании Петуховой В.Д. по <адрес>, а также не учтено, что выплачиваемая гражданам, пострадавшим в результате паводка в обозначенный период времени единовременная материальная помощь, носила компенсационный характер и была направлена на удовлетворение первичных потребностей.
В апелляционной жалобе ответчик администрация <адрес> просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что удовлетворяя требование о признании незаконными действия администрации <адрес> об отказе во включении Петуховой В.Д. в списки пострадавших граждан, суд не указал ни одну норму закона, на основании которой был сделан такой вывод. В мотивировочной части решения указания на то, из чего исходил суд, признавая действия незаконными, отсутствуют. В силу действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, составление списков для оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, относится к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации. На администрацию <адрес> такой обязанности возложено не было. Истицей не представлено доказательств получения отказа во включение в списки со стороны администрации <адрес>. О предполагаемом нарушении своих прав истица узнала в 2010 году, в суд обратилась в апреле 2013 года. Между тем, ею заявлено требование именно о признании незаконными действий органов местного самоуправления, поэтому по данному требованию необходимо применять положения ст.5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», устанавливающей трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Истица не ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока, ею не приведены уважительные причины для его восстановления, никаких действий с момента, когда она узнала о предполагаемом нарушении своих прав, до момента обращения с иском в суд ею не предпринимались, что свидетельствует о злоупотреблении истицей своим правом.
В возражениях истица Петухова В.Д. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, а апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края – Балаганской И.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, истицы Петуховой В.Д., возражавшей против удовлетворения жалоб, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
В силу ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГ "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г» п.9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
В апреле – июле 2010 года на территории <адрес> в мк<адрес> сложилась ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением доро<адрес> материальный ущерб составил более 95 млн. рублей.
На основании обращения Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на имя председателя Правительства Российской Федерации, Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р).
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле – июле 2010 года в микрорайоне <адрес> Алтайского края (далее по тексту – Списки), были подготовлены администрацией <адрес> в отношении <данные изъяты> человек, утверждены ДД.ММ.ГГ
На основании распоряжения администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** – р администрации <адрес> были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим. Гражданам, внесенным в указанные списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей на человека.
Разрешая спор, суд установил, что Петухова В.П. является собственником ? доли жилого дома и ? доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>. Иным собственником данного домовладения является <данные изъяты> (? доли). Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ, соответственно.
Согласно выписке из домовой книги по вышеуказанному адресу зарегистрирована Чуклина Л.П. (с ДД.ММ.ГГ). Петухова В.Д. была временно зарегистрирована по данному адресу в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д.14).
В соответствии с отметкой в паспорте Петухова В.Д. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, мк<адрес> (л.д.8).
Кроме этого, Петухова В.Д. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ, соответственно.
В списке граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка в апреле-июле 2010 года в мк<адрес>, истица Петухова В.Д. ни по адресу: <адрес>, мк<адрес>, ни по адресу: <адрес>, мк<адрес> не значится (л.д.54-55).
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Принимая решение в пользу Петуховой В.Д., суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда жилому помещению в результате паводка (наводнения) в апреле - июле 2010 года, а также факта постоянного проживания истицы в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о том, что суд пришел к необоснованному выводу о фактическом проживании Петуховой В.Д. по <адрес>, опровергается материалами дела.
То обстоятельство, что истица на момент наводнения в апреле-июле 2010 года фактически проживала в <адрес> в мк<адрес>, подтверждается выпиской из домовой книги, копией медицинской карты амбулаторного больного на имя Петуховой В.Д., иными доказательствами, свидетельствующими о ее проживании по вышеуказанному адресу.
Установив факт постоянного проживания истицы в <адрес> мк<адрес>, а также факт того, что дом пострадал во время паводка в апреле - июле 2010 года в мк<адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истицей как за лицом, пострадавшим от весенне-летнего паводка в 2010 году в мк<адрес>, права на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб.
Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает, что такого основания для отказа в выплате единовременной материальной помощи, как отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом доме ни Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ни Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** не предусмотрено.
Довод жалобы ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о злоупотреблении истицей своим правом на обращение в суд с данным иском, поскольку ею не исполнена обязанность оформить постоянную регистрацию по месту жительства в жилом <адрес> в мк<адрес>, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанное обстоятельство не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в апреле-июле 2010 года.
Несостоятельным является и довод апелляционной жалобы администрации <адрес> о том, что истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст.5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из содержания заявленных требований усматривается, что предметом иска является защита гражданином права на получение социальной выплаты. Срок исковой давности по требованию данного характера в соответствии со ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составляет три года и на момент обращения в суд ею не пропущен.
Довод жалобы ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о том, что комитет не является участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи, подлежит отклонению исходя из следующего.
Так, в силу ст.29 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что материальный ущерб от паводка в весенне-летний перио<адрес> года составил более 95 млн. руб., администрации Алтайского края для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка, произошедшего в апреле-июле 2010 года, выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 33 505,8 тыс. руб., в том числе 10 492,7 тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи и 23 013,1 тыс. руб. на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, то суд относит произошедшую в апреле-июле 2010 года чрезвычайную ситуацию к региональной.
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами (п.4.4, 4.3.1, ДД.ММ.ГГ Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***) является комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который также является главным распорядителем бюджетных средств региона.
Таким образом, судом обоснованно возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб. на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края.
Довод жалобы администрации <адрес> об отсутствии в решении суда нормы закона, на основании которого суд принял решение о признании незаконными действий администрации <адрес> по не включению истицы в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в апреле-июне 2010 года, не принимается во внимание судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно ст.32 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О защите населения на территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда … списки граждан для выделения средств из резервного фонда формируются на основании решений комиссии органа местного самоуправления (администрации <адрес>). Петухова В.Д. комиссией администрации <адрес> в качестве лица, имеющего такое право, указана не была, что и послужило основанием для признания этих действий незаконными.
В этой связи довод жалобы администрации <адрес> о том, что истицей не представлено доказательств получения отказа во включение в списки со стороны администрации <адрес> также не заслуживает внимания.
С учетом приведенных обстоятельств, норм закона, вывод суда о наличии оснований для признания действий администрации <адрес> об отказе во включении Петуховой В.Д. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи незаконными и возложении на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края выплатить истице за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему вследствие весенне-летнего паводка 2010 года в мк<адрес> в размере <данные изъяты> руб., является правильным.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, апелляционную жалобу
ответчика администрации <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: