ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-738/2016 от 12.05.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Конышев К.Е. дело № 33-738/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 12 мая 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Жуковой Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора, апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года, которым постановлено возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, в срок до 1 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Йошкар-Олы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором в окончательно сформулированных требованиях просил признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, возложить обязанность на ответчика по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путем создания дополнительных мест: до 1 января 2017 года - 800 мест, до 1 января 2018 года - 600 мест, до 1 января 2019 года - 600 мест. В обоснование исковых требований указал, что по сведениям управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» число несовершеннолетних, состоящих в очереди на получение места в дошкольной образовательной организации, на 21 января 2016 года составляет 8600 человек, в том числе дети в возрасте от 3 до 4 лет - 430, от 2 до 3 лет - 2885, от 1 до 2 лет - 2025. План приема на 2016 год составляет 3242 ребенка. Таким образом, около 2000 детей в возрасте от 1 года до 4 лет в 2016 году не будут обеспечены местом в дошкольных образовательных организациях города. Несмотря на предпринимаемые администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» меры, большинство детей, достигших возраста, с которого у них в силу закона возникает право на получение дошкольного образования, не имеет возможности реализовать соответствующее право ввиду отсутствия мест в учреждениях дошкольного образования. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своей обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования.

Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года производство по гражданскому по исковому заявлению прокурора города Йошкар-Олы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в части исковых требований о признании бездействия администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, незаконным прекращено.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор, участвовавший в деле, просит изменить решение суда, удовлетворив заявленные прокурором требования в полном объеме. Ссылается на то, что формулировка резолютивной части решения суда первой инстанции не позволяет определить совокупность действий, подлежащих выполнению ответчиком в целях исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что производство по делу в части исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, подлежало прекращению ввиду того, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 марта 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июня 2012 года, разрешен тождественный спор. Настаивает на надлежащем исполнении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», указывая, что вывод суда об обратном основан на неверном истолковании обязанности, которая возложена на органы местного самоуправления пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также указывает, что оспариваемым решением суда фактически нарушен основополагающий принцип самостоятельности органов местного самоуправления в вопросах формирования местного бюджета. Повторяет доводы о том, что круг лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, не является неопределенным.

В отзывах на апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и апелляционное представление прокурора финансовое управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» выражают несогласие с решением суда, полагают его подлежащим отмене с вынесением нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, отзывов на них, заслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей апелляционное представление, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО1, просившей решение отменить по доводам апелляционной жалобы, представителей управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 и ФИО3, представителя Министерства финансов Республики Марий Эл ФИО4, представителя Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО5, просивших удовлетворить апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) оснований для отмены или изменения решения суда.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, установлено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В статье 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В указанной статье также воспроизведено конституционное положение о том, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона № 273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В связи с этим пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Из дела видно, что по сведениям управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», уполномоченного на основании пункта 2.1.6 Положения об управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 апреля 2015 года № 143-VI, на осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, на 1 января 2016 года зарегистрировано 8600 заявлений о получении места в детском саду, в том числе в отношении детей от 0 до 1 года - 3260, от 1 до 2 лет - 2025, от 2 до 3 лет - 2885, от 3 до 4 лет - 430. При этом план приема детей на 2016 год - 3242 ребенка.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного приказом управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 13 августа 2014 года № 335 (с изменениями, внесенными приказом управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 16 апреля 2015 года № 178), процентный показатель планируемого охвата программами дошкольного образования детей с 2-х до 7 лет в период с 2015 по 2018 год составляет 78 %.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» законодательно установленной обязанности по организации обеспечения детей, имеющих право на получение дошкольного образования на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», возможностью получения образования соответствующего уровня. Поскольку названную обязанность администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» надлежащим образом не выполняет, суд, приняв во внимание необходимость соответствующего финансирования исполнения указанной обязанности и особенности формирования местного бюджета, руководствуясь принципом разумности, возложил на ответчика обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, в срок до 1 января 2019 года.

Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, полагая их соответствующими правовому регулированию, подлежащему применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» суд первой инстанции правомерно не усмотрел правовых оснований для прекращения производства по делу в связи с принятием Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл 22 марта 2012 года решения по иску прокурора города Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным бездействия по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования, возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования, посредством расширения сети дошкольных образовательных учреждений. При этом суд обоснованно исходил из того, что спор по данному делу не тождественен спору, разрешенному Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл 22 марта 2012 года. Как следует из решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 марта 2012 года, принятого по указанному делу, основанием к обращению прокурора в суд с соответствующим иском и его удовлетворению послужило установленное отсутствие у детей, достигших к 1 января 2012 года возраста, с которого у них в силу закона возникает право на получение дошкольного образования, возможности реализовать соответствующее право по причине недостаточности мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования, тогда как основанием к обращению прокурора в суд с вышеуказанным иском послужило обстоятельство отсутствия такой возможности у детей, достигших соответствующего возраста к 1 января 2016 года.

Не опровергают выводов суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях дошкольного образования ссылки в апелляционной жалобе на принятые меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, принятых мер недостаточно для обеспечения всех детей, достигших к 1 января 2016 года возраста, с которого у них возникает право на получение дошкольного образования, возможностью реализовать соответствующее право.

Доводы апелляционной жалобы о том, что само по себе обстоятельство необеспеченности всех детей, достигших к моменту вынесения оспариваемого решения возраста, с которого у них возникает право на получение дошкольного образования, местами в муниципальных образованиях дошкольного образования не свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных организациях дошкольного образования, судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на неверном понимании заявителем объема полномочий органов местного самоуправления в области дошкольного образования, установленного вышеприведенным правовым регулированием.

Отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы о вмешательстве суда в результате принятия оспариваемого решения в вопросы формирования местного бюджета, как основанные на неверном понимании заявителем механизма судебной защиты нарушенных прав участников гражданских правоотношений. Установив факт нарушения права неопределенного круга лиц на получение дошкольного образования на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», суд возложил на лицо, уполномоченное федеральным законом на организацию предоставления бесплатного дошкольного образования на соответствующей территории, обязанность восстановить указанное право неопределенного круга лиц посредством организации предоставления образования соответствующего уровня в срок до 1 января 2019 года. Вопрос о том, за счет каких средств надлежит выполнить указанную обязанность, относится к исключительной компетенции ответчика как органа местного самоуправления.

Доводу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об определенности круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, дана надлежащая оценка в оспариваемом решении. Оснований для иной его оценки у судебной коллегией не имеется.

Вопреки доводам апелляционного представления резолютивная часть решения суда в полной мере соответствует требованиям процессуального закона и разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»: в ней содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, указание на то, кто, какие действия, в чью пользу и в какой срок должен произвести. Возлагая на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, суд имел в виду, что эта обязанность будет считаться исполненной тогда, когда все дети, достигшие возраста, с которого в силу закона у них возникает право на получение дошкольного образования, будут обеспечены возможностью реализовать соответствующее право. При этом суд правомерно исходил из невозможности указания в решении на конкретное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях, подлежащих созданию, поскольку это в зависимости от числа детей (увеличения или уменьшения) может привести как к тому, что не все дети, достигшие указанного возраста, будут обеспечены возможностью получить дошкольное образование, так и к тому, что будут созданы места, которые не будут заполнены.

Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционные представление, жалоба удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных представления, жалобы и отзывов на них.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Председательствующий А.Е.Соснин

Судьи О.В.Юрова

О.В.Клюкина