ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7390/2022 от 22.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24RS0028-01-2022-000634-89

Судья Майорова О.А. Дело 33-7390/2022

2-211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Михайлинского О.Н.,

судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.

при ведении протокола помощником судьи Рагимовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парфеня Т.В.

гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны образовательной организации,

по апелляционной жалобе представителя главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО1,

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 06 апреля 2022 года, которым постановлено:

«Обязать МАДОУ «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить детский сад системой видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию.

Обязать главное управление образования администрации г. Красноярска в целях выполнения мероприятий по оснащению МАДОУ «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» системой видеонаблюдения, установке охранной сигнализации выделить финансирование для исполнения решения суда в течение 6 месяцев».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МАДОУ «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны образовательной организации.

Требования мотивированы тем, что 10.12.2021 прокуратурой района была проведена проверка исполнения Детским садом № 313 законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму в образовательных организациях. Согласно паспорту безопасности, объекту, в котором располагается Детский сад № 313 присвоена 3 категория опасности. В ходе проверки установлено, что данное учреждение не оснащено системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, в адрес руководителя детского сада 10.12.2021г было внесено представление об устранении указанных нарушений. Однако до настоящего времени данные нарушения не устранены, что влечет за собой возникновение угрозы безопасности для образовательной дошкольной организации и его воспитанников.

Прокурор просит обязать Детский сад № 313 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить детский сад системой видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию, обязать главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование для исполнения решения суда в этой части в течение 6 месяцев.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО1 решение суда просит отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Указывает, что судом не учтено, то обстоятельство, что МАДОУ № 313 являются бюджетным учреждением, обратилось с заявкой для внесения в реестр дополнительной потребности с целью выделения средств на оснащение здания детского сада системой видеонаблюдения и установку охранной сигнализации только в 2022, поэтому средства на эти цели не были включены в бюджет города на 2022 год. Поскольку Управление образования ограничено пределами объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств города Красноярска, возможность выделения денежных средств отсутствует. Ссылается на то, что судом не были учтены мероприятия, проводимые в МАДОУ № 313 по исполнению требований антитеррористической защищенности: в учреждении приказом руководителя назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; в 2020 оформлен и согласован паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 2.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объекта министерства Просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов»; установлен видеодомофон для обеспечения обзора пропуска посторонних лиц, проводятся инструктивные совещания, систематически проводятся тренировки с обучающимися и работниками в соответствии с утвержденным планом эвакуации, принято положение о пропускном режиме, назначены работники, ответственные за пропускной режим, заключен договор с ЧОП «Тамерлан-Восток» на оказание охранных услуг на территории МАДОУ № 313.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении, телефонограммами. Кроме того, уведомление о рассмотрении дела было размещено на официальном сайте Красноярского краевого суда. В связи с чем, неявка ответчиков не может служить препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Варотынской О.О., согласившейся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, здание МАДОУ детский сад N 313, расположенное по адресу: г. Красноярск, не оборудовано системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией.

МАДОУ «Детский сад » является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Собственником имущества МАДОУ - детский сад N 313 и его учредителем является муниципальное образование "город Красноярск". Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация г. Красноярска, органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность МАДОУ, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска.

Согласно п.п. 16,17,18 раздела III Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р (ред. от 26.01.2021) главное управление образования администрации г. Красноярска в том числе: разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством; формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств;

Согласно паспорту безопасности объекта объекту МАДОУ Детский сад № 313 присвоена 3 категория опасности.

Образовательным учреждением предпринят комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, учреждение оборудовано автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации людей при пожаре, а также дополнительной системой, позволяющей дублировать сигнал о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия работников учреждения, установлен видеодомофон для обеспечения обзора пропуска посторонних лиц в учреждение в районе калитки и центрального входа в здание, в целях предотвращения случаев телефонного терроризма установлен автоматический определитель номера.

01.01.2022 между МАДОУ «Детский сад № 313» и ООО ЧОП «Тамерлан-Восток» заключен договор на оказание охранных услуг, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать охранные услуги в период с 01.01.2022 по 30.06.2022.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 2, 3, 5, Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 139, 140, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, и установив, что в детском саду, относящемуся согласно паспорту безопасности к третьей категории опасности, отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация, пришел к верному выводу о необходимости возложения обязанности на МАДОУ детский сад № 313 по осуществлению комплекса мер, направленных на осуществление безопасности и антитеррористической защищенности учреждения, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму.

В связи с тем, что главное управление образования администрации г. Красноярска является главным распорядителем бюджетных средств, суд возложил на него обязанность выделить финансирование МАДОУ детский сад № 313 на обеспечение требуемых мероприятий по охране объектов (территории) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на представленных в материалы дела доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Указание заявителя на принятие учреждением необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности воспитанников и сотрудников в виде заключения договора с охранным предприятием, назначения должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; оформления и согласования паспорта безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 2.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объекта министерства Просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов»; установления видеодомофона для обеспечения обзора пропуска посторонних лиц, проведения инструктивных совещаний, тренировок с обучающимися и работниками в соответствии с утвержденным планом эвакуации, принятия положения о пропускном режиме, назначения работников ответственных за пропускной режим не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку указанное не освобождает ответчика от исполнения обязанности, возложенной законом.

Ссылка в жалобе на то, что МАДОУ № 313 являются бюджетным учреждением, обратилось с заявкой для внесения в реестр дополнительной потребности с целью выделения средств на оснащение здания детского сада системой видеонаблюдения и установку охранной сигнализации только в 2022, поэтому средства на эти цели не были включены в бюджет города на 2022 год, судебной коллегией отклоняются, поскольку главное управление образования администрации г. Красноярска как главный распорядитель бюджетных средств несет обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что прокуратурой подан иск о защите прав и интересов несовершеннолетних детей, педагогов и иных лиц во время пребывания в образовательном учреждении, поэтому увеличение срока исполнения действий может способствовать как угрозе, так и непосредственному нарушению прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 06 апреля 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2022 года.