Судья Кучерова Р.В. Дело № 33-7399/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 27.05.2015
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о взыскании денежного содержания, процентов, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.02.2015.
Заслушав доклад судьи Кокшаров Е.В., объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, допущенного к участию в деле по устному ходатайству, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № от ( / / ), судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, в котором просила признать незаконными строку № пункта № приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ( / / ) № «О премировании», сроку № пункта № приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ( / / ) № «О премирования», строку № п. № приказа Министерства от ( / / ) № «О премировании», взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области сумму неполученной премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере ( / / ) руб. ( / / ) коп., компенсацию за задержку выплаты премии, рассчитанную на дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме ( / / ) руб.
В обоснование иска указала, что с ( / / ) состоит в трудовых отношениях с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. С ( / / ) истец исполняла должностные обязанности в должности государственной гражданской службы Свердловской области, а именно ( / / ). Заключенным с ФИО1 служебным контрактом предусмотрено, что установленное истцу денежное содержание состоит, в том числе, из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Свердловской области в размере ( / / ) руб. в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Министром по управлению государственным имуществом Свердловской области, и иных выплат. Вместе с тем, в нарушение указанного Положения о премировании, при неукоснительном исполнении ФИО1 должностных обязанностей и соблюдении исполнительской дисциплины, истцу незаконно и необоснованно не выплатили премию за выполнение особо важных и сложных заданий за ( / / ), ( / / ), ( / / ) года. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ( / / ) за № «О премировании» ей установлена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за ( / / ) года в размере ( / / )% от базового размера премии. Приказом Министерства от ( / / ) № «О премировании» ей установлена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за ( / / ) в размере ( / / ) % от базового размера премии. Приказом Министерства от ( / / ) № «О премировании» ей установлена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за ( / / ) в размере ( / / ) % от базового размера премии. Оспариваемые приказы являются незаконными. Размер невыплаченной премии за ( / / ) года составляет ( / / ) руб. ( / / ) коп., за ( / / ) года – ( / / ) руб. ( / / ) коп., за ( / / ) года - ( / / ) руб. Компенсация за невыплату в срок суммы премии за выполнение особо важных и сложных заданий за ( / / ), ( / / ), ( / / ) года, по состоянию на ( / / ) составляет ( / / ) руб. ( / / ) коп. Кроме того, действиями ответчика в результате принятия оспариваемых в части приказов и невыплаты премии нарушены личные неимущественные права истца.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области иск не признало и, ссылаясь на необоснованность требований истца, указало, что размер денежного поощрения за выполнение особо важных и сложных заданий может быть установлен только, если государственный служащий выполняет другие поручения сверх своих прямых обязанностей. Невыплата премии не является наказанием сотрудников, в данном случае ответчик не поощряет служащих.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.02.2015 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились истец и его представитель, представитель ответчика, каждый из которых поддержал свою позицию по делу.
Третье лицо П.О.В. в суд апелляционной инстанции не явилась. В материалах дела имеются сведения об её извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения (№ от ( / / )), телефонограммой от ( / / ).
Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ( / / ) состоит на государственной гражданской службе в должности ( / / ) в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, на основании приказа № 336-к от ( / / ) и служебного контракта от ( / / ).
Приказом от ( / / ) № на ( / / ) Министерства ФИО1 возложена ответственность за проверку проектов документов, создаваемых в Министерстве.
Согласно должностному регламенту, в должностные обязанности ( / / ) Министерства, входит, в том числе, осуществление непосредственного руководства отделом, организация контроля за состоянием исполнительской дисциплины в структурных подразделениях Министерства, по вопросам выполнения поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Губернатора Свердловской области, Председателя Правительства Свердловской области, должностных лиц Администрации Губернатора Свердловской области и Аппарата Правительства Свердловской области, Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, рассмотрения письменных и устных обращения граждан, исполнения руководителями структурных подразделений Министерства поручений, данных на оперативных совещаниях, выполнения планов мероприятий Правительства Свердловской области, плана работы Министерства на соответствующий год, исполнения решений Коллегии Министерства по управлению госимуществом Свердловской области.
Приказом № от ( / / ) «О возложении персональной ответственности за подготовку, согласование и подписание документов», в целях совершенствования деятельности Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, сотрудникам Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области дано распоряжение обеспечить строгое соблюдение требований действующего законодательства при подготовке проектов документов. При этом, на заместителей Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, руководителей структурных подразделений Министерства возложена персональная ответственность за соблюдением требований действующего законодательства при согласовании и подписании документов.
Приказом № от ( / / ) «О качестве подготавливаемых проектов документов» на сотрудников Министерства возложено обеспечение строгого соблюдения требований делопроизводства, а также деловой переписки в соответствии с правилами орфографии и пунктуации при подготовке документов, в том числе на руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за качество подготавливаемых проектов документов.
Согласно выписок из приказов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ( / / ) №, ( / / ) №, ( / / ) № «О премировании» ФИО1, с учетом трудовых показателей и исходя из фактически отработанного времени, установлена премия за выполнение особо важных и сложных заданий, в соответствии с п.п. № и № Положения о порядке оплаты труда, за ( / / ) и ( / / ) года в размере ( / / )% от базового размера премии, за ( / / ) года в размере ( / / ) %.
В качестве основания вынесения приказов указаны служебные записки заместителя Министра Н.К.А. директора департамента управления делами К.И.И.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается из фонда оплаты труда, эта премия выплачивается по усмотрению Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, в зависимости от личного вклада работника, степени сложности выполняемых заданий; эффективности достигнутых результатов; оперативности и профессионализма государственного гражданского служащего Министерства в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; своевременного, добросовестного и качественного выполнения государственным гражданским служащим Министерства обязанностей, предусмотренных его должностным регламентом; соблюдения государственным гражданским служащим Министерства служебного распорядка Министерства, и не является гарантированной.
Премия за ( / / ) и ( / / ) года не была выплачена, а за ( / / ) года была выплачена в размере ( / / ) %, в связи нарушением истцом требований приказов Министерства от ( / / ) № «О качестве подготавливаемых документов», от ( / / ) № «О возложении персональной ответственности за подготовку, согласование и подписание документов».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ст. 65 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Финансирование гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено самостоятельное определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации размеров и условий оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 14.02.2011 № 75-УГ «О реализации Закона Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» в части с Положением о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 № 824-ПП, приказом по Министерству от ( / / ) № с внесенными изменениями от ( / / ) № оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности. Ежемесячные и иные выплаты состоят из ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, единовременной выплаты материальной помощи, премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Заключенным с ФИО1 служебным контрактом от ( / / ) предусмотрено, что установленное истцу денежное содержание состоит, в том числе, из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Свердловской области в размере ( / / ) руб. в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Министром по управлению государственным имуществом Свердловской области, и иных выплат.
В соответствии с разделом № Положения о порядке оплаты труда государственных гражданских служащих Свердловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области премировании, утвержденного приказом Министра от ( / / )№, а также изменений, внесенных в Положение о порядке оплаты труда, утвержденных Приказом от ( / / )№, при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Министерства предусматриваются средства для выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере шести окладов месячного денежного содержания в расчете на год. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий каждому государственному служащему Министерства определяется ежемесячно за истекший месяц с учетом обеспечения им задач и функций Министерства и исполнения им должностного регламента, а также с учетом фактически отработанного времени. Базовый размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается в размере ( / / ) % оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Министерства. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Министерства устанавливается руководителем структурного подразделения - директором департамента, либо начальником отдела, если отдел находится в составе департамента, согласовывается с курирующим заместителем министра и утверждается приказом Министерства.
При определении размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственному гражданскому служащему Министерства учитывается следующее: личный вклад государственного гражданского служащего Министерства в обеспечении выполнения задач и реализации функций, возложенных на Министерство; степень сложности выполняемых государственным гражданским служащим Министерства заданий; эффективности достигнутых результатов; оперативность и профессионализм государственного гражданского служащего Министерства в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; своевременное, добросовестное и качественное выполнение государственным гражданским служащим Министерства обязанностей, предусмотренных его должностным регламентом; соблюдения государственным гражданским служащим Министерства служебного распорядка Министерства.
Размер премии устанавливается с учетом качества, своевременности и надлежащего исполнения государственным гражданским служащим Министерства своих должностных обязанностей, а также соблюдения служебного распорядка Министерства. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственному гражданскому служащему Министерства устанавливается на основании представления (служебной записки) руководителя соответствующего структурного подразделения, согласованной с курирующим заместителем Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также представления (служебной записки) директора департамента управления делами, подготовленной по результатам анализа исполнительской дисциплины в Министерстве. Решение об установлении премии за выполнение особо важных и сложных заданий оформляется приказом Министерства.
Как следует из материалов дела, в качестве оснований для вынесения оспариваемых истцом приказов послужили служебные записки заместителя Министра Н.К.А.., директора департамента управления делами К.И.И.
Будучи допрошенными судом первой инстанции в качестве свидетелей Н.К.А., К.И.И.. пояснили, что служебные записки были подготовлены ими на основании Положения об оплате труда и в соответствие с личным вкладом работника, также были рассмотрены замечания и нарушения, допущенные истцом, у которой имелись просрочки по обращениям граждан. Истец персонально отвечает за исполнительскую дисциплину, которая в спорный период составила менее ( / / ) процентов. Анализ исполнительской дисциплины проводился, служебные записки были подготовлены на его основе.
При этом, отсутствие в Положении о порядке оплаты труда указаний о том, в какой форме и кем должен быть произведен анализ исполнительской дисциплины, свидетельствует о возможности его произведения как устно, так и письменно.
В свою очередь, произведение анализа исполнительской дисциплины устно, без составления отчета не противоречит письменным материалам дела, которыми факт нарушения исполнительской дисциплины в Министерстве по управлению государственным имуществом в Свердловской области подтверждается (л.д. №-№, №-№,№-№,№-№,№-№,№-№,№-№,№-№,№-№).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что служебные записки о премировании, были подготовлены, в том числе и с учетом анализа исполнительской дисциплины.
Доводам истца о том, что лишение премии может быть только после проведения служебной проверки и определения соответствующей вины и степени тяжести проступка, суд дал надлежащую оценку, поскольку в данном случае решался вопрос не о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности, а его поощрении.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в состав месячного денежного содержания, и решение о лишении служащего премии либо о снижении её размера не может зависеть от усмотрения работодателя, судебная коллегия находит не состоятельными.
Из содержания ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений и их размера прерогатива работодателя.
Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок назначения и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительной выплаты в составе денежного содержания государственных гражданских служащих. При этом, решение вопроса о премировании находится в прямой связи с оценкой деятельности государственного служащего, а именно установлением факта надлежащего выполнения им служебных обязанностей. Учитывая особенности правовой природы премии как стимулирующей выплаты, ее невыплата не может рассматриваться как нарушение прав государственного служащего.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда первой инстанции не имелось.
Возражения истца относительно нарушения судом положений ст. 181 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, в силу их несостоятельности, поскольку из протокола судебного заседания от ( / / ) следует, что судом исследовались письменные доказательства. Истец и его представитель принимали участие в судебном заседании, им были разъяснены процессуальные права, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания. Замечания на протокол в порядке установленном ст. 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ими не подавались.
Иных правовых доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также правовых оснований для отмены решения суда, поданная истцом апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.02.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова