ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7400/13 от 11.09.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Хильчук Н.А.              Дело № 33-7400/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2013 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего     Бусиной Н.В.

судей                     Новоселовой Е.Г., Дмитриевой О.С.

при секретаре Савищевой А. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июля 2013 года по делу

по иску С.Е.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом», Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, Управлению Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С.Е.А. обратился в суд к муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр» (далее МУП «РКЦ»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом», УФМС России по Алтайскому краю с исковыми требованиями о признании действий незаконными.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником квартиры <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Наш дом». В (дата) года истец обратился в управляющую компанию с заявлением о снятии с регистрационного учета по указанному адресу для регистрации по иному месту проживания. В данной просьбе было отказано в связи с тем, что функции по регистрации граждан, сбору документов и хранение поквартирных карточек управляющая компания передала коммерческой организации МУП «РКЦ» без согласия субъекта персональных данных. В связи с этим истец вынужден был обратиться в МУП «РКЦ», работники которого приняли необходимые документы и паспорт, после чего передали на регистрацию в УФМС России по Алтайскому краю отделение по <адрес>. По мнению истца, указанные действия ООО «УК «Наш дом», МУП «РКЦ» и УФМС России по Алтайскому краю не соответствуют требованиям законодательства, в том числе Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденному приказом Федеральной миграционной службы РФ от (дата) ***. Из данных нормативных актов следует, что ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями. К числу таких должностных лиц отнесены, в том числе, уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда. Подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов осуществляют должностные лица, ответственные за регистрацию. Таким образом, на МУП «РКЦ» выполнение обязанностей по подготовке документов на снятие с регистрации могло быть возложено только при наличии у этого предприятия полномочий по распоряжению жилищным фондом, находящимся на территории <адрес>. Между тем, МУП «РКЦ» такими полномочиями не наделено, что следует из устава предприятия. Кроме того, определением Алтайского краевого суда от (дата) отменено постановление администрации <адрес>, которым на МУП «РКЦ» были возложены обязанности по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе по осуществлению сбора документов для регистрации граждан по месту жительства и снятия с регистрационного учета. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета возлагается на органы внутренних дел. Отсутствие поквартирных карточек у управляющей компании в настоящее время препятствует ей в осуществлении полномочий по регистрационному учету граждан. Нахождение у неуполномоченного лица документов регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность распространения указанных сведений без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

С учетом уточнения исковых требований истец просил признать незаконными действия ООО «УК «Наш дом» по передаче полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета С.Е.А. коммерческой организации МУП «РКЦ»; признать незаконными действия должностных лиц МУП «РКЦ» по заверению подписи гражданина С.Е.А. в заявлении о снятии с регистрационного учета; возложить на МУП «РКЦ» обязанность передать поквартирные карточки регистрации формы № 9 и № 10 ООО «УК «Наш дом»; возложить обязанность на ООО «УК «Наш дом» исполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для миграционной службы, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания собственников жилья и проживающих в жилом фонде, обслуживаемом управляющей компанией; признать незаконными действия УФМС России по Алтайскому краю в части приема документов на снятие с регистрации по месту жительства С.Е.А. от МУП «РКЦ»; возложить обязанность на УФМС России по Алтайскому краю принимать документы на снятие и регистрацию граждан по месту жительства от ООО «УК «Наш дом».

Решением Рубцовского городского суда от 01 июля 2013 года исковые требования удовлетворены в части.

Признаны незаконными действия ООО «Управляющая компания «Наш Дом» по передаче полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета С.Е.А. МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края.

На МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края возложена обязанность передать ООО «Управляющая компания «Наш Дом» карточки регистрации граждан (форма N 9) и поквартирные карточки (форма N 10), в отношении граждан, зарегистрированных и проживающих в доме <адрес> Алтайского края.

На ООО «Управляющая компания «Наш Дом» возложена обязанность исполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан собственников жилья и проживающих в жилом доме по <адрес> Алтайского края, обслуживаемом ООО «Управляющая компания «Наш Дом».

В удовлетворении остальной части требований С.Е.А. отказано.

С ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в пользу С.Е.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. С МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края в пользу С.Е.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.

В апелляционной жалобе МУП «РКЦ» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указано, что истцом не представлены доказательства обращения непосредственно в ООО «УК «Наш дом» с заявлением о снятии его с регистрационного учета. МУП «РКЦ» осуществляет учет граждан фактически проживающих на территории <адрес> в соответствии с Уставом предприятия и договором поручения, заключенным между МУП «РКЦ» и УК «Наш дом». Указанным договором не предусмотрена передача полномочий и исполнение обязанностей МУП по сбору документов на снятие с регистрационного учета. Доказательств того, что МУП предоставляло документы на снятие с регистрационного учета, не имеется. В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами от (дата) установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: сбор, обновление, хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме. Данными Правилами не запрещено исполнять указанные стандарты с привлечением сторонних организаций. Осуществление расчетов за услуги невозможно без информации о потребителях, которым начисляются платежи за работы, услуги лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. При этом Жилищный кодекс РФ содержит прямое указание на возможность осуществления расчетов с привлечением иных лиц, с которыми заключен соответствующий договор, тем самым допуская передачу функций в том числе расчетно-кассовым центрам.

Согласно приказу ООО «УК «Наш дом» от 15.01.2013 обязанности по сбору документов и передачи их для регистрации и снятии с регистрационного учета возложены на работника управляющей компании Д., которая в ходе рассмотрения дела не отрицала факт исполнения данных обязанностей. В связи с этим выводы суда о том, что управляющая компания передала соответствующие функции по обеспечению регистрационного учета МУП, не соответствуют обстоятельствам дела. МУП «РКЦ» не регистрирует граждан по месту жительства и не снимает их с регистрационного учета, данные функции возложены на управление миграционной службы.

Кроме того, у С.Е.А. не имеется полномочий для обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Между тем, судом вынесено решение, затрагивающее интересы всех жильцов жилого дома по <адрес>. В данной части суд вышел за пределы заявленных требований вынося решение в интересах неопределенного круга лиц.

В апелляционной жалобе ООО «УК «Наш дом» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы МУП «РКЦ».

Дополнительное указано, что между МУП «РКЦ» и УК «Наш дом» заключен договор поручения и дополнительное соглашение к нему, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность МУП осуществлять полномочия по сбору документов на снятие с регистрационного учета. Функции по сбору документов от С.Е.А. осуществляла Д., как представитель управляющей компании, в связи с чем не ясно, в чем выразилась незаконность действий последней.

Кроме того, функции по обеспечению регистрационного учета граждан выполняет миграционная служба в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, функции по обеспечению регистрационного учета не могут выполняться ООО УК «Наш дом» и МУП «РКЦ».

Решение в части возложения обязанности по передаче корточек регистрации граждан и поквартирных карточек в отношении всех граждан, проживающих в жилом доме по <адрес>, а также возложения обязанности на управляющую компанию исполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан – собственников жилья в указанном доме, не соответствует действующему законодательству. Обращение в суд в защиту интересов других лиц возможно только по их просьбе. Однако судом было принято исковое заявление С.Е.А., который обращается в защиту собственников дома № <адрес>, не имея надлежащим образом оформленных полномочий.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика ООО «УК» Наш дом» Ж., Б., представителя ответчика МУП «РКЦ» С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, пояснения истца С.Е.А., возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, к числу которых, в том числе, отнесены уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Судом установлено, что С.Е.А. является собственником квартиры <адрес>.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Наш дом».

Из обстоятельств дела следует, что в (дата) года С.Е.А. обратился в управляющую компанию «Наш дом» для снятия его с регистрационного учета по адресу: <адрес> для регистрации по иному адресу. Между тем, специалистом отдела по работе с населением ООО «УК «Наш дом» истцу было разъяснено о необходимости обратиться с соответствующим заявлением в МУП «РКЦ».

(дата) С.Е.А. в МУП «РКЦ» подано заявление о снятии его с регистрационного учета по месту жительства, заявление принято паспортистом МУП К., о чем свидетельствует её подпись в данном заявлении.

Указанные обстоятельства подтверждаются также пояснениями истца, допрошенных судом первой инстанции в качестве свидетелей работника ООО «УК «Наш дом» Д., и паспортиста МУП «РКЦ» К.

По мнению истца, передача полномочий по сбору, хранению и передаче информации о регистрации граждан по месту жительства коммерческой организации МУП «РКЦ» является незаконной.

Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконными действий ООО «УК «Наш дом» по передаче МУП «РКЦ» полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета истца, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что МУП «РКЦ» не является жилищно-эксплуатационной организацией, ответственной за обеспечение регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, в связи с чем предприятию не могут быть переданы соответствующие полномочия.

При этом довод жалобы о том, что истцом не представлено доказательств осуществления МУП «РКЦ» функций по обеспечению регистрационного учета, в том числе предоставление документов на снятие с учета, опровергается материалами дела.

Согласно ответу ООО «УК «Наш дом» от (дата) на запрос суда, отдельная должность паспортиста в управляющей компании отсутствует. Приказом директора УК «Наш дом» *** от (дата) исполнение обязанностей по осуществлению сбора и передачи документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан возложено на специалиста отдела по работе с населением Д. Поквартирные карточки хранятся в МУП «РКЦ», что необходимо для осуществления действий, предусмотренных договором поручения от (дата), *** от (дата).

В соответствии с п. 1.1.2 договора поручения *** от (дата), заключенного между ООО «УК «Наш дом» (доверитель) и МУП «РКЦ» (поверенный), управляющая компания поручила, а МУП «РКЦ» приняло обязательства совершать от своего имени и в интересах доверителя юридические действия, определенные договором, в том числе сбор и передачу документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, предоставлять доверителю и гражданам визированные печатью МУП заявления о регистрации по месту жительства, адресный листок убытия, адресный листок прибытия, заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства, карточки прописки (форма «А»), поквартирные карточки (форма «Б»), сведения о регистрации физического лица по месту жительства, справки о составе семьи и т.д.

Дополнительным соглашением *** от (дата) к указанному договору поручения внесены изменения в условия договора в части определения его предмета, согласно которым МУП «РКЦ» приняло обязательства совершать от имени и в интересах Доверителя следующие юридические действия: формировать базу данных потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, обработка, систематизация, хранение информации о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях на территории муниципального образования); осуществлять прием граждан; выполнять любые другие действия, необходимые для выполнения обязанностей по настоящему договору.

Тем самым функции по осуществлению сбора и передаче документов для регистрации и снятия с регистрации граждан, а также по предоставлению справок, заявлений, выписок, визированных печатью МУП, были исключены из предмета договора поручения.

Вместе с тем, в МУП «РКЦ» предусмотрена должность паспортиста, и в момент обращения С.Е.А. с заявлением о снятии с регистрационного учета данные обязанности исполняла К.

Из пояснений специалиста по работе с населением ООО «УК «Наш дом» Д., допрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля, следует, что С.Е.А. обращался в ООО «УК «Наш дом» с целью снятия его с регистрационного учета, однако ему было разъяснено на необходимость обращения с соответствующим заявлением в МУП «РКЦ». Факт принятия заявления у истца заявления о снятии с регистрационного учета и передача документов в органы миграционного контроля не оспаривается допрошенной в качестве свидетеля паспортиста МУП «РКЦ» К., которая указала, что фактически функции по сбору, хранению и передаче документов для регистрации граждан и снятия с регистрационного учета осуществляет работник МУП «РКЦ».

Таким образом, довод жалобы о том, что истцом не представлено доказательств обращения непосредственно в ООО «УК «Наш дом» для снятия с регистрационного учета, являются несостоятельными, поскольку факт обращения истца с соответствующей просьбой непосредственно в управляющую компанию подтвержден пояснениями специалиста отдела по работе с населением Д., на которую непосредственно возложены полномочия по осуществлению сбора документов и передачи их для регистрационного учета.

Как уже было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, к числу которых отнесены должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Таким образом, на должностное лицо МУП «РКЦ» выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан могло быть возложено только при наличии у предприятия полномочий по распоряжению жилищным фондом, находящимся на территории <адрес>. Между тем, из Устава МУП «РКЦ» следует, что предприятие такой деятельности не осуществляет.

То обстоятельство что именно МУП «РКЦ» осуществило функции по обеспечению регистрационного учета С.Е.А., а именно, действия по приему документов и передачу их в миграционную службу подтверждается заявлением истца о снятии с регистрационного учета, на котором имеется отметка о получении данного документа работником МУП «РКЦ», а также пояснениями паспортиста МУП К., принявший документы, пояснениями работника ООО «УК «Наш дом» Д. Таким образом, довод жалобы о том, что истцом не представлены доказательства осуществления МУП «РКЦ» функций по обеспечению регистрационного учета истца, в том числе предоставление документов на снятие с учета, опровергается вышеуказанными доказательствами.

При изложенных обстоятельствах, несмотря на то, что передача функций по обеспечению регистрационного учета, в том числе сбор, хранение и передача документов в миграционную службу, не предусмотрена договором поручения, заключенным между ООО «УК «Наш дом» и МУП «РКЦ», из представленных доказательств следует, что фактически данные действия в отношении С.Е.А. были осуществлены именно МУП «РКЦ», то есть организацией, которая таковые функции осуществлять не может, ввиду отсутствия соответствующих полномочий.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о признании незаконными действий ООО «УК «Наш дом» по передаче МУП «РКЦ» полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета С.Е.А., являются правомерными.

Жилищное законодательство допускает привлечение третьих лиц на договорной основе для осуществлений расчетов с собственниками жилых помещений, между тем, передача полномочий по обеспечению регистрационного учета граждан законом не предусмотрена.

Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п. 82, 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

Карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что карточки регистрации и поквартирные карточки в целях выполнения функций по обеспечению регистрационного учета должны храниться у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Между тем, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части возложения на МУП «РКЦ» обязанности передать ООО «УК «Наш Дом» карточки регистрации граждан (форма N 9) и поквартирные карточки (форма N 10), в отношении всех граждан, зарегистрированных и проживающих в доме <адрес>, уточнить.

С учетом пределов заявленных исковых требований, содержащихся в уточненном исковом заявлении, судебная коллегия полагает необходимым возложить на МУП «РКЦ» обязанность передать ООО «УК «Наш Дом» карточку регистрации (форма N 9) и поквартирную карточку (форма N 10) С.Е.А..

Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы об отсутствии у истца полномочий на предъявление требований в интересах всех жителей дома по <адрес>.

В силу ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 4 ГПК Российской Федерации).

Таким образом, в силу приведенных норм обращение гражданина в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц возможно только в случаях, предусмотренных законом. Подача заявления в защиту прав и законных интересов конкретного лица (гражданина) допускается при наличии соответствующей просьбы этого лица.

В данном случае действующим законодательством С.Е.А. право обратиться в суд в интересах жителей жилого дома <адрес> не предоставлено.

Не предоставлено ему таких полномочий и на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

Согласно ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

При изложенных обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на ООО «Управляющая компания «Наш Дом» исполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан собственников жилья и проживающих в жилом доме по <адрес> Алтайского края подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковые требования оставить без рассмотрения.

В остальной части решение суда не обжалуется сторонами.

С учетом удовлетворенных требований решение суда подлежит изменению в части распределения судебных расходов.

Поскольку решением признаны незаконными действия ООО «УК «Наш дом» по передаче полномочий по сбору документов на снятие с регистрационного учета истца МУП «РКЦ», с учетом частичной отмены данного решения, на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб. подлежат взысканию в пользу истца с ООО «УК «Наш дом».

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционные жалобы ответчиков Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» удовлетворить частично.

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июля 2013 года уточнить в части требований о возложении обязанности на МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск передать ООО «Управляющая компания «Наш Дом» карточки регистрации граждан (форма N 9) и поквартирные карточки (форма N 10), в отношении граждан, зарегистрированных и проживающих в доме <адрес>, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Возложить на МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск обязанность передать ООО «Управляющая компания «Наш Дом» карточку регистрации (форма N 9) и поквартирную карточку (форма N 10) в отношении С.Е.А..

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от (дата) отменить в части возложении обязанности на ООО «Управляющая компания «Наш Дом» исполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан собственников жилья и проживающих в жилом доме по <адрес> Алтайского края, и принять в данной части новое решение, которым исковые требования оставить без рассмотрения.

Решение суда в части взыскания расходов по оплате госпошлины изменить.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в пользу С.Е.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.

    В остальной части решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июля 2013 год оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи