ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7403/2014 от 15.01.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

     Судья Коновалова И.В.

  Дело № 33-76/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

 председательствующего Поздняковой Т.В.

 судей Моисеевой О.Н., Сеземова А.А.

 при секретаре Москалевой С.Ф.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

 15 января 2015 года

 дело по апелляционной жалобе администрации Угличского муниципального района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 01 октября 2014 года, которым постановлено:

 «Обязать администрацию Угличского муниципального района произвести капитальный ремонт сети теплоснабжения протяженностью 51 м у д. <адрес> в соответствии с перечнем работ, указанным в локальном сметном расчете, выполненном МУ «Центр содействия жилищно-коммунальному комплексу и дорожному хозяйству» Угличского муниципального района».

 Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия

 установила:

 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к администрации Угличского муниципального района о понуждении к проведению капитального ремонта трубы отопления длиной 51 м у принадлежащего им дома <адрес>.

 Исковые требования мотивированы тем, что в доме истцов система отопления
имеет два ввода. Входящая труба проходит по подвалу до 3-го подъезда, далее одна труба выходит вверх, а другая проходит под землей до второго ввода в дом. Указанный участок трубы принадлежит администрации Угличского муниципального района, но обследование и ремонт ответчиком не проводились. ДД.ММ.ГГГГ происходили аварии на данном участке трубы. Предусмотренный ВСН 58-88 предельный срок службы чугунных труб отопления истек. По мнению истцов, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность проведения ремонта лежит на администрации.

 Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Ярославская генерирующая компания» и ООО «Народный управдом».

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения с принятием по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

 В письменных возражениях на доводы жалобы ОАО «Ярославская генерирующая компания» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены постановленного судом решения.

 Принимая решение, суд исходил из того, что спорная сеть отопления изношена, требуется ее капитальный ремонт; обязанность произвести указанный ремонт должна быть возложена на администрацию Угличского муниципального района Ярославской области как на собственника имущества.

 С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, считает их законными и основанными на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

 Из материалов дела усматривается, что сеть теплоснабжения длиной 51 м, расположенная под землей у дома <адрес>, является собственностью Угличского муниципального района Ярославской области. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (...).

 Кроме того, в отношении указанной тепловой сети ДД.ММ.ГГГГ между Управлением муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района, действующего от имени Угличского муниципального района Ярославской области, и ОАО «Ярославская генерирующая компания» заключен договор аренды муниципального имущества № (т.1, л.д. ...).

 Право собственности на тепловую сеть ответчиком не оспаривается, в связи с чем, заявленные изначально исковые требования об обязании администрации Угличского муниципального района Ярославской области взять на баланс данный участок трубы по адресу: <адрес>, истцы не подержали.

 Необходимость проведения капитального ремонта указанной тепловой сети представителем администрации Угличского муниципального района Ярославской области в судебном заседании не оспаривалась .... Представитель администрации Угличского муниципального района Ярославской области в судебном заседании пояснял, что капитальный ремонт необходим и может быть произведен в плановом порядке. Кроме того, стороной ответчика представлен локальный сметный расчет на капитальный ремонт тепловых сетей ... что также подтверждает его необходимость.

 При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что требуется ее капитальный ремонт спорной сети отопления, произвести который должна администрация Угличского муниципального района Ярославской области как на собственник данного имущества, является верным, подтвержден доказательствами по делу.

 Не соглашаясь с постановленным судом решением, автор жалобы ссылается на заключенный между Управлением муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района (действующим от имени Угличского муниципального района Ярославской области) и ОАО «Ярославская генерирующая компания» договор аренды муниципального имущества №, предусматривающий обязанность по проведению капитального ремонта тепловых сетей арендатором, что, по мнению апеллянта, в силу положений ст. 616 ГК РФ свидетельствует о том, что арендодатель – администрация Угличского муниципального района Ярославской области является ненадлежащим ответчик по требованиям о проведении капитального ремонта указанного имущества.

 Вместе с тем судебная коллегия отклоняет данные доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

 Исходя из требований ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 В силу положений ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

 Норма, возлагающая на арендодателя проведение капитального ремонта, не императивна. Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта на арендодателя, данная норма допускает возможность иного решения этого вопроса в договоре.

 Между тем, пункты 3.4.10, 3.4.11 договора аренды муниципального имущества № 357, заключенного между Управлением муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района и ОАО «Ярославская генерирующая компания» предусматривают, что арендатор обязан содержать арендованное имущество в надлежащем противопожарном и санитарном состоянии, прилегающую территорию, если арендуемыми объектами являются отдельные здания, до передачи арендодателю. Арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, а также нести расходы на содержание имущества.

 При этом в п. 3.4.14 указанного договора указано, что арендатор не вправе производить на арендуемых объектах недвижимого имущества капитальный ремонт, перепланировки и переоборудование помещений, прокладок открытых и скрытых проводок и коммуникаций без письменного разрешения арендодателя и УЖКК и ДХ.

 Согласно п. 3.1.2 договора аренды арендодатель вправе изменить или досрочно прекратить исполнение обязательств по настоящему договору, в том числе, в случаях проведения арендатором на арендуемых объектах недвижимого имущества капитального ремонта.

 В силу п. 3.2.6 договора арендодатель обязан провести зачет затрат арендатора за произведенные им работы по капитальному ремонту, реконструкции арендуемых нежилых помещений, в счет арендной платы по настоящему договору в соответствии с Постановлением администрации Угличского муниципального района Ярославской области от 04.05.2008 № 436 «Об утверждении Положения о порядке и условиях зачета затрат арендатора за произведенные работы по капитальному ремонту, реконструкции арендуемых нежилых помещений (зданий, сооружений) и Постановлением администрации Угличского муниципального района Ярославской области от 10.06.2011 № 612 «Об утверждении Положения о порядке и условиях зачета затрат арендатора за произведенные работы по капитальному ремонту, реконструкции арендуемых объектов коммунальной инфраструктуры – инженерных сетей, оборудования, находящихся в муниципальной собственности Угличского муниципального района», находящихся в муниципальной собственности Угличского муниципального района при условии предоставления арендатором документов, подтверждающих проведение работ по капитальному ремонту, реконструкции арендуемого муниципального имущества, утвержденных указанным постановлением до окончания срока действия настоящего договора аренды.

 Из буквального толкования приведенных положений договора аренды муниципального имущества усматривается, что обязанность производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества договором на арендатора не возложена, в связи с чем, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества.

 Оснований для возложения обязанности провести капитальный ремонт тепловой сети на ОАО «Ярославская генерирующая компания», выступающее в качестве арендатора в рамках указанного договора, не имеется.

 Таким образом, администрация Угличского муниципального района Ярославской области как собственник тепловых сетей вопреки доводам жалобы является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

 Ссылки в жалобе на отсутствие необходимости проведения капитального ремонта тепловой сети, в отношении которой заявлены исковые требования, опровергаются материалами дела.

 Так, из дела видно, что при заключении договора аренды муниципального имущества № был составлен акт приема-передачи муниципального имущества ... согласно которому состояние тепловых сетей по адресу: <адрес> является неудовлетворительным, требуется капитальный ремонт. Данный акт подписан представителем арендодателя – Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области, и представителем арендатора – ООО «Ярославская генерирующая компания».

 Из материалов дела также усматривается, что в течение 2013 года на данной тепловой сети происходило две аварийные ситуации, повлекшие, в том числе, отключение дома от теплоснабжения. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

 Более того, согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально- культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312,

 срок эксплуатации наружных инженерных сетей (теплопровода) составляет 20 лет.

 Согласно сведениям технического паспорта на жилой дом <адрес>, данное строение 1950 года постройки. Из кадастрового паспорта сооружения (тепловой сети) ... следует, что сеть теплоснабжения введена в эксплуатацию в 1963 г.

 Таким образом, срок эксплуатации наружных инженерных сетей (теплопровода) превышает нормативно установленный, что с учетом имевших место аварийных ситуаций свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта тепловой сети.

 Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, выводы суда не противоречат собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 Апелляционную жалобу администрации Угличского муниципального района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 01 октября 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи