ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7405/2018 от 18.04.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Савинова Н.М. Дело № 33-7405/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 18.04.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей: Зоновой А.Е.,

Федина К.А.,

при секретаре Цыпиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Усенко Алексея Борисовича к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению – гимназия №99, директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения – гимназия №99 Селуковой Татьяне Алексеевне, начальнику Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Сибирцевой Екатерине Александровне, Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга об отмене итогов зачисления в первый класс муниципального автономного общеобразовательного учреждения – гимназия №99 на 2017-2018 учебный год,

по апелляционной жалобе Усенко Алексея Борисовича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2018.

Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения истца и его представителя Кабетова А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, ответчика Селуковой Т.А., представителя ответчика департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Сазоновой М.О. (доверенность № 17/05/36.01-09 от 19.02.2018 сроком на 1 год), возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Усенко А. Б. обратился в суд с исковым заявлением к директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения – гимназия №99 Селуковой Татьяне Алексеевне, начальнику Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Сибирцевой Екатерине Александровне об отмене итогов зачисления в первый класс муниципального автономного общеобразовательного учреждения – гимназия №99 на 2017-2018 учебный год, о возложении на директора образовательного учреждения, начальника Департамента образования Администрации гор. Екатеринбурга обязанности отменить приказы о зачислении учащихся в первый класс, обязать директора образовательного учреждения и начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга повторно провести процедуру зачисления учащихся в первый класс.

В обоснование исковых требований указал, что его сын *** должен в сентябре 2017 года пойти в школу в первый класс. 01 февраля 2017 года с 00:00 часов началась электронная запись в первый класс, он неоднократно предпринимал попытки через сайт государственных и муниципальных услуг подать заявление о зачислении его сына в гимназию № 99. Однако, в связи с неработоспособностью сайта его заявление было зарегистрировано в 01:25 мин 01 февраля 2017 года, при том, что прием в первый класс был завершен в 01:24 мин. В результате несвоевременной подачи заявления по причине отсутствия технической возможности директором образовательного учреждения было отказано в приеме ребенка в первый класс образовательного учреждения. В настоящее время его сын обучается в первом классе в коммерческой школе «Гелиос», поскольку качество преподавания в других школах, которые ему предлагались для обучения сына, он оценивает невысоко. В связи с нарушением права на получение общего образования соответствующего уровня гражданами, постоянно проживающими на закрепленной за школой территорией, права на безопасную физическую досягаемость образования, на равные условия приема в образовательное учреждение для всех поступающих, вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В отсутствие возражений, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Закона об образовании).

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права каждого человека на образование путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (пункт 4 статьи 5 Закона об образовании) в соответствии с разграничением полномочий указанных органов в сфере образования.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В силу ч. 3 ст. 67 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32 утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, дети) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ОООД, общеобразовательные программы).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее - закрепленная территория) (п. 4 Порядка приема граждан на обучение).

В целях повышения качества, доступности и оперативности предоставления получателям информации в сфере общего образования, создания необходимых условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги "Зачисление в образовательное учреждение" (далее - услуга), определения сроков и последовательности осуществления процедур (административных действий) при предоставлении услуги разработан и утвержден Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02 июля 2012 года № 2825 Административный регламент предоставления услуги муниципальными общеобразовательными учреждениями муниципального образования «город Екатеринбург» «Зачисление в образовательное учреждение».

Указанные нормативные акты устанавливают сроки и порядок подачи заявлений о зачислении в образовательное учреждение, перечень необходимых документов, порядок формирования реестра заявлений, их рассмотрения, порядок зачисления в образовательное учреждение и отказа в таковом, а также основания для отказа в зачислении в образовательное учреждение.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Усенко А. Б. является отцом несовершеннолетнего ***, *** года рождения, который зарегистрирован и проживает по адресу: ***. Адрес места жительства истца и несовершеннолетнего ребенка закреплен за МАОУ гимназия № 99.

01 февраля 2016 года в 01:28:38 на портале госуслуг было зарегистрировано его заявление о зачислении сына в первый класс образовательного учреждения. Указанному заявлению присвоен номер 385862. Согласно журналу регистрации заявлений заявлению Усенко А. Б. присвоен номер 80 при плановом приеме детей на обучение 75 человек. Заявление истца было отклонено в связи с отсутствием свободных мест в данной параллели, о чем Усенко А. Б. был своевременно извещен уведомлением от 09.02.2017 № 16.

Основанием для отказа в зачислении *** в первый класс на 2017-2018 год послужило отсутствие свободных мест в учреждении. Факт зачисления 75 человек в первый класс на 2017-2018 учебный год подтверждается журналом регистрации заявлений, копиями приказов о зачислении.

В соответствии с п. 2.1 Административного регламента предоставления услуги муниципальными общеобразовательными учреждениями муниципального образования «город Екатеринбург» «Зачисление в образовательное учреждение», утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02 июля 2012 года № 2825, пунктами приема заявлений о предоставлении услуги являются: муниципальные образовательные учреждения муниципального образования "город Екатеринбург", осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - учреждения); Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://gosuslugi.ru); Муниципальное казенное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования "город Екатеринбург" и его отделы приема и выдачи документов.

Согласно п. 17, 19, 20 Административного регламента прием заявлений о зачислении в первый класс учреждения осуществляется в следующие сроки: для лиц, зарегистрированных на закрепленной за учреждением территории, - с 1 февраля по 30 июня текущего года, при этом местом жительства признается место жительства их родителей (законных представителей), при раздельном проживании родителей место жительства устанавливается соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор между родителями решается судом; для лиц, не зарегистрированных на территории, закрепленной за учреждением, или на территории муниципального образования "город Екатеринбург", - с 1 июля по 5 сентября текущего года при наличии свободных мест.

Для зачисления в учреждение заявители представляют документы в соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, находящихся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, указан в приложении № 6 к Административному регламенту.

В соответствии с п. 32, 33, 35 Административного регламента основаниями для начала административной процедуры являются: личное обращение заявителя в учреждение или многофункциональный центр с заявлением о зачислении ребенка в учреждение и документами, необходимыми для зачисления в учреждение; получение учреждением заявления о зачислении ребенка в учреждение в форме электронного документа через Единый портал государственных или муниципальных услуг.

При выполнении административной, в случае личного обращения заявителя, процедуры осуществляются следующие административные действия: проверка полноты представления и достоверности документов, заверение копий представленных документов; регистрация заявления о зачислении ребенка в учреждение в Автоматизированной информационной системе "Образование" (далее - АИС "Образование") или отказ в регистрации заявления; направление межведомственного информационного запроса для получения сведений о месте регистрации (проживания) ребенка. Действия выполняются работником учреждения.

Для подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг заявитель выполняет следующие действия: в разделе "Зачисление в образовательное учреждение" заполняет электронное заявление путем введения необходимых персональных данных; в специальных полях электронного заявления подтверждает согласие на обработку, хранение и использование персональных данных (своих и своего несовершеннолетнего ребенка) и фиксирует факт своего ознакомления с лицензией на образовательную деятельность, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, уставом учреждения; завершает подачу электронного заявления.

При успешном завершении подачи заявления заявителю выдается уведомление о регистрации заявления и необходимости в срок не позднее пяти рабочих дней с момента регистрации заявления обратиться в учреждение (указывается адрес учреждения) с подлинниками и копиями документов, указанных в приложении № 2 к Административному регламенту.

Основанием для начала административной процедуры «Зачисление в образовательное учреждение» является сформированный электронный реестр обращений. При выполнении административной процедуры осуществляются следующие действия: рассмотрение заявления и принятие решения о зачислении или отказе в зачислении в учреждение; информирование заявителя о принятом решении (п. 40, 41).

При принятии решения о зачислении руководитель руководствуется следующими принципами: до 1 июля зачислению подлежат только лица, проживающие на территории, закрепленной за учреждением постановлением Администрации города Екатеринбурга, после 1 июля (при наличии свободных мест) - как лица, зарегистрированные (проживающие) на закрепленной за учреждением территории, так и лица, проживающие на иных территориях в муниципальном образовании "город Екатеринбург" (п. 43 Административного регламента). Зачисление в учреждение осуществляется без вступительных испытаний, однако при принятии решения о зачислении в учреждение учитывается порядковый номер очереди в реестре обращений (п. 44, 45 Административного регламента).

В соответствии с п. 46, 47 Административного регламента руководитель имеет право отказать заявителю в зачислении в учреждение по основаниям, предусмотренным пунктом 23 Административного регламента. Согласно п. 23 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении услуги является в случае регистрации (проживания) ребенка на закрепленной за учреждением территории при поступлении в первый класс с начала учебного года - отсутствие свободных мест в учреждении (при условии, что порядковый номер очереди ребенка в электронном реестре превышает плановое количество мест в учреждении для приема в 1-й класс).

Оценив представленные в дело доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уведомление об отказе в зачислении *** в первый класс 2017-2018 учебного года является законным и обоснованным, поскольку одним из принципов зачисления детей в первый класс является соблюдение очередности установленной в электронном реестре, который формируется автоматически в порядке очередности поступления заявлений.

Судебная коллегия находит данный вывод правильным, оснований для иной оценки по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о неработоспособности портала госуслуг, не позволившего своевременно ему подать заявление о зачислении ребенка в образовательное учреждение, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как из содержания журнала регистрации заявлений следует, что после ноля часов 01 февраля, помимо истца, родителями других детей также подавались заявления, они регистрировались в электронной очереди, дети были зачислены в образовательное учреждение в порядке очередности регистрации заявлений на портале госуслуг.

Кроме того, сам по себе факт затруднения в работе портала госуслуг 01 февраля 2017 года до 03 часов, связанный, как это следует из отзыва ПАО «Ростелеком» от 19.07.2017, с пиковым повышением нагрузки, не свидетельствует о незаконности отказа в зачислении в МАОУ гимназия № 99, поскольку все заявители, включая Усенко А. Б., находились в одинаковых условиях, при этом 75 заявлений были поданы в спорный период и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Остальные доводы апелляционной жалобы также по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы, материальный закон применен судом верно, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его, жалоба не содержит.

Утверждения ответчика об ошибочности выводов суда являются его собственной оценкой обстоятельств дела, доказательств, опровергающих выводы суда, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий О.Г. Колесникова

Судья А.Е. Зонова

Судья К.А. Федин