ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7409/18 от 26.10.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

г.Хабаровск

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2018 г. по делу № 33-7409/2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего О.М.Шиловой,

судей И.Н.Овсянниковой, К.В.Аноприенко,

при секретаре Н.А.Михеевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГрантСервис» на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 14 августа 2018 года принятое по гражданскому делу по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ГрандСервис» о перерасчете платы за жилье и коммунальные услуги, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения ФИО1, представителя ООО «ГрантСервис» - ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ГрандСервис» о перерасчете платы за жилье и коммунальные услуги, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Функции управляющей организации в отношении указанного многоквартирного дома осуществляет ответчик. Оказываемые ответчиком услуги по управлению и содержанию многоквартирного дома не отвечают требованиям качества, техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома не производится, температура в жилых помещениях ниже нормативно предусмотренной, в связи с чем, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет жилищной услуги «техническое обслуживание» за период с января 2017 года по апрель 2018 года, коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2017 года по 08.12.2017 года, обязать ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемого тепла в многоквартирном доме по <адрес>, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.

Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 14.08.2018 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. На ответчика ООО «ГрантСервис» возложена обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за период с января 2017 года по апрель 2018 года, коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2017 года по 08.12.2017 г., ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемого тепла в многоквартирном доме по <адрес>. Судом постановлено взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.

С ООО «ГрантСервис» в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в сумме 600 руб.

В апелляционной жалобе ООО «ГрантСервис» просит отменить решение суда. Указывает, что истец просит произвести перерасчет по услуге «Техническое обслуживание» с 01.01.2017 г. в то время как Управление МКД начато с 10.02.2017 г. Доводы истца о неоказании ответчиком услуги по «Техническому обслуживанию» являются голословными, поскольку уборщик подъездов в многоквартирном доме <адрес> выполняет свои обязанности в штатном режиме без нареканий от жильцов. Истцом не представлено доказательств того, что лифт в подъезде многоквартирного дома не работает. Ответчик не наделен полномочиями по привлечению граждан к ответственности за курение в неположенных местах, в том числе, в подъезде многоквартирного дома. Требования истца о перерасчете платы за отопление в связи с неисправным датчиком прибора учета также являются незаконными, поскольку истцом не доказано, а судом не установлено, когда появились неисправности датчика. Так истец требует произвести перерасчет за указанную услугу за период, начиная с октября 2017 г., в то время, как о неисправности датчика составлен 07.12.2017 г., кроме того, в акте нет указания на квартиру истца. Акты, составленные комиссией под руководством истца, не содержат времени замеров температуры, подтверждений таких замеров, помещений, в которых произведены замеры и информации о приборах, которыми были произведены замеры. Датчики тепла являются индивидуальным имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, ответственность за их неисправность не может возлагаться на ответчика. Требования истца о возложении на ответчика обязанности по вводу в эксплуатацию ИПУ в многоквартирном доме не подлежали удовлетворению, в виду того, что остальные жильцы дома не делегировали ответчику такие полномочия, кроме того, истцом до сих пор не предоставлено документов о приобретении ИПУ, их паспортов и заявлений о вводе их в эксплуатацию. Для того, чтобы ввести ИПУ в эксплуатацию, приборы учета должны пройти поверку за счет собственника. Также выражает несогласие с размером компенсации морального вреда, считая его необоснованно завышенным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

На основании протокола №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящегося по адресу <адрес> от 23.11.2016 о выборе способа управления многоквартирным домом, большинством голосов было принято решение - управление многоквартирным домом предоставить управляющей компании ООО «ГрантСервис» на 3 года.

Удовлетворяя исковые требования истца в части возложения на ООО «ГрантСервис» обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за период с января 2017 года по апрель 2018 года, коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2017 года по 08.12.2017, суд первой инстанции, руководствовался требования ст. ст. 1, 4, 154 ЖК РФ, п.7,8,15 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пришел к выводу о том, что истец неоднократно обращался в управляющую организацию за перерасчетом платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, вместе с тем указанный перерасчет сделан не был, акт с участием представителя управляющей компании не составлялся.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, ввиду следующего.

Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при некачественном оказании услуг производится в порядке, предусмотренном пунктами 6, 10, 15, 16 Правил N 491, в том числе, согласно которому необходимо обращение потребителя в управляющую организацию, составление акта о невыполнении работ, о выполненных работах ненадлежащего качества по установленной форме.

Материалами дела установлено, что 27.06.2017г. и 19.01.2018г. ФИО1 обращался с жалобами в УК ООО «ГрантСервис» о некачественном оказании услуг, а именно ненадлежащей уборке подъезда, частых поломках лифтов. При этом ответчик не оспаривает, что данные жалобы от истца им были получены.

Кроме того, 07.12.2017 СП «Хабаровские тепловые сети» составлен акт о том, что по <адрес> были произведены замеры температуры в жилых помещениях с включенными и отключенными электрообогревателями, и установлено, что температурный счетчик который регулирует температуру в системе отопления дома - неисправен. Датчик наружного воздуха показывает -1°С при наружной фактической температуре окружающей среды -21 °С,При этом, каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец обращался в УК ООО «ГрантСервис» с заявлениями или жалобами о некачественном оказании услуг в иной период материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что ответчиком не проводились проверки по указанным выше жалобам, а также не оформлялись результаты данных проверок, из которых возможно было бы сделать вывод о необоснованности жалоб истца свидетельствует о том, что управляющая организация не представила надлежащих доказательств в подтверждении факта оказания надлежащего качества услуг и работ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части возложения на ООО «ГрантСервис» обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за период с января 2017 года по апрель 2018 года, коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2017 года по 08.12.2017 подлежит изменению, и в указанной части вынести новое решение которым возложить на ответчика ООО «ГрантСервис» обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за июнь 2017г., январь 2018 года, коммунальной услуги «отопление» за декабрь 2017г.

Судебная коллегия также приходит к выводу об отмене решения суда в части возложена на ООО «ГрантСервис» обязанности ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемого тепла в многоквартирном доме по <адрес> по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утвердившим "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила) определяется порядок ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

Согласно пунктом 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149.

Согласно пункту 3 этого Порядка договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Между тем, вопреки приведенным положениям, доказательств того, что истец обращался с заявкой о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепла, материалы дела не содержат, не было представлено таких доказательств и в заседание судебной коллегии, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ООО «ГрантСервис» обязанности ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемого тепла у суда первой инстанции не имелось.

В остальной части решение суда отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Установив нарушение прав истца как потребителя услуг, оказываемых ответчиком, суд обоснованно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в соответствии с требованиями ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" в размере 3000 руб. Оснований для изменения размера взысканной суммы судебная коллегия не находит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 14 августа 2018 года отменить в части возложения на ООО «ГрантСервис» обязанности ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемого тепла в многоквартирном доме по <адрес>, вынести в данной части новое решение которым в удовлетворении данных требований отказать,

изменить решение суда в части возложения на ООО «ГрантСервис» обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за период с января 2017 г. по апрель 2018 г., коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2017г. по 08.12.2017г., в данной части вынести новое решение которым возложить на ООО «ГрантСервис» обязанность произвести перерасчет платы ФИО1 за жилищную услугу «техническое обслуживание» за июнь 2017г., январь 2018 г., коммунальной услуги «отопление» за декабрь 2017г.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: О.М.Шилова

Судьи: К.В.Аноприенко

И.Н.Овсянникова