ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7422-2020 от 19.08.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Нигаметзянова О.В.

Дело № 33- 7422-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 19 августа 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 09 июня 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г.Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Качественное обслуживание домов» о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме № 9А по ул. Гашкова в г.Перми, связанные с отсутствием автоматической пожарной сигнализации, нерабочим состоянием системы дымоудаления и проведением проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С. объяснение представителя ответчика, прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» (далее – ответчик) о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивированны тем, что в прокуратуру Мотовилихинского района г. Перми поступила информация отделения надзорной деятельности г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г.Перми о длительном неисполнении ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов», осуществляющим управление многоквартирным домом № 9А по ул. Гашкова в г. Перми, требований законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровья проживающих и находящихся в многоквартирном доме граждан. Управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 9А осуществляет ответчик на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2017 года. В ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем, управляющей компании было выдано предписание № 460/1/1 от 18.06.2018 года по устранению выявленных нарушений в срок до 01.07.2019 года. При повторной проверке, проведенной в рамках контроля устранения нарушений, отделением надзорной деятельности г. Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г. Перми было установлено, что нарушения не устранены, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; система дымоудаления находится в нерабочем состоянии; не организована проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность. По указанным фактам ответчику отделением надзорной деятельности г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г.Перми было выдано предписание от 25.06.2019 года № 764/1/1. По результатам анализа информации, запрошенной прокуратурой района у генерального директора ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» установлено, что в настоящее время нарушения не устранены. Ответчик осуществляет свою деятельность с нарушениями требований пожарной безопасности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в многоквартирном доме, в случае возникновения пожара.

Просит суд обязать ответчика ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» устранить нарушения требований пожарной безопасности по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 9А в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца помощник прокурора Мотовилихинского района г.Перми Беляева Л.Р. в судебном заседании, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Просила требования удовлетворить в заявленном объеме.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» Лазукова М.А. с иском не согласна.

Представитель третьего лица Отделение надзорной деятельности г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г.Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщено.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» на своих возражениях настаивает указывает, что является ненадлежащим ответчиком.

Управляющая компания работает в рамках договора управления, согласно ст.162 ЖК РФ и за плату оказывает услуги по обслуживанию лишь того имущество которое было ей передано собственниками помещений МКД. На момент заключения договора управления собственниками МКД по ул. Гашкова, 9а система автоматического пожаротушения и дымоудаления отсутствовала и не входила в договор управления. Кроме того, тариф на содержание жилья и текущий ремонт общего имущества, утверждённый органом государственной власти субъекта РФ (постановление администрации города Перми № 152 от 12.03.2019 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми» и действующий в МКД по ул Гашкова, 9а не включает в себя работы по строительству системы автоматического пожаротушения и дымоудаления. Таким образом, считает, что иск должен быть подан не к управляющей компании, а ко всем собственникам многоквартирного дома.

Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

В возражениях прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобе без удовлетворения.

Судебная коллегия, заслушав объяснение представителя ответчика, возражения прокурора, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене.

При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, о необходимости возложения обязанности на ответчика в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме № 9А по ул. Гашкова в г.Перми, связанные с отсутствием автоматической пожарной сигнализации, нерабочим состоянием системы дымоудаления и проведением проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, оцененным судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на законе.

Перечисленные в апелляционной жалобе ответчиком доводы основанием к отмене решения не являются.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 9А, осуществляет ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2017 года (л.д.22-23).

06.06.2018 года начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми было издано распоряжение (приказ) № 460 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» в области надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности (л.д.9-10).

Из акта проверки № 460 от 18.06.2018 года следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: 1. Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; 2. Система дымоудаления находится в нерабочем состоянии; 3. Не организована проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность.

Старшим инспектором Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми 18.06.2018 года было выдано предписание № 460/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01.07.2019 года (л.д.12).

25.06.2019 года начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми было издано распоряжение (приказ) о проведении внеплановой, выездной проверки в области пожарной безопасности в отношении ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» (л.д.13-14).

Из акта проверки № 764 от 05.07.2019 года следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: 1. Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; 2. Система дымоудаления находится в нерабочем состоянии; 3. Не организована проверка внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность.

05.07.2019 года было выдано предписание № 764/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ООО «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов». Установлен срок устранения указанных в акте нарушений до 01.07.2020 года (л.д.16).

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 39 ЖК РФ определено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "е" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

Согласно п. 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

При этом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).

Таким образом, если с управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом, данная управляющая организация обязана обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе осуществлять меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлены общие требования пожарной безопасности.

При этом согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Таким образом, вопреки доводам апеллятора управляющая компания, осуществляющая управление многоквартирным домом, должна соблюдать не только положения Закона N 123-ФЗ, но и положения иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

С учетом положений ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 491 суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик как управляющая организация многоквартирного жилого дома является лицом, ответственным за содержание общедомового имущества многоквартирного дома, в том числе, за противопожарное состояние проверенного объекта защиты.

Исходя из содержания п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляемое управляющей организацией по договору с собственниками, отвечающими за нарушение требований пожарной безопасности, управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Подпункт "е" п. 11 Правил N 491 предусматривает в деятельности по содержанию общего имущества принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Принимая во внимание взятые на себя обязательства по управлению многоквартирными домами в соответствии с договором управления, ответчик обязан изыскать возможность и финансовые средства для исполнения указанных выше обязательств, поскольку исполнение требований пожарной безопасности относится к неотложным обязательным работам, которые должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что эксплуатация объекта защиты приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, а, исходя из положений п. 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 16.03.2007 N 140, в случаях, когда дальнейшая эксплуатация существующих объектов, зданий и сооружений, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, на такие существующие объекты распространяются.

Управляющая компания многоквартирного жилого дома при приеме-передаче имущественного комплекса на обслуживание и содержание принимает риски соответствия такого имущества требованиям проектной и исполнительной документации, качества и готовности объекта, а также соответствия требованиям безопасности (при приеме-передаче имущественного комплекса необходимо провести соответствующее обследование здания, помещений, технического и технологического оснащения).

Управляющая компания должна организовать и обеспечить устранение нарушений и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома, при этом право выбора способа и условий предоставлено непосредственно управляющей компании, а именно собственными силами или путем требования исполнения условий договора в части гарантийных обязательств застройщика, привлечением сторонних организаций или иным способом, в том числе по привлечению дополнительных собственных средств, или по гарантийным обязательствам средств застройщика, или иными способами и в том числе за счет собственников имущества, при наличии к тому соответствующих материально-правовых оснований.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что восстановление работоспособности данных систем относится к капитальному ремонту является ошибочным, поскольку необходимость поддержания систем в работоспособном состоянии относится к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, данные системы включены в перечень общего имущества многоквартирного дома, их наличие предусмотрено нормативно-правовыми актами РФ и проектной документацией оформляемой при строительстве многоквартирного дома.

Согласно Постановлению Правительства от 13 февраля 2006 г. N 83 сети инженерно-технического обеспечения это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения. Таким образом, данные системы не относятся к конструктивным элементам здания, не являются системами инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, не относятся к несущим строительным конструкциям и, следовательно, восстановление работоспособности данных систем не может быть отнесено к работам по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.

Разрешая дело, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований прокурора. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя - отклоняется.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Качественное обслуживание домов» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи