ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-744 от 02.10.2013 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Тюхтенева Т.В.                                          Дело № 33-744

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 октября 2013 года                                     г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.,

судей – Антуха Б.Е., Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Романовой В.Н.,

с участием прокурора – Дедина А.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай ФИО1 на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 02 апреля 2013 года, которым

иск прокурора Улаганского района в интересах Л.А.В.    к администрации МО «Улаганский район» удовлетворен.

На администрацию МО «Улаганский район» возложена обязанность предоставить вне очереди Л.А.В., <дата> года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Улаганского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Улаганского района в интересах Л.А.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» об обязании предоставить жилое помещение по договору найма, мотивируя требования тем, что прокуратурой района по заявлению Л. А.В., являющегося сиротой, проведена проверка за соблюдением администрацией МО «Улаганский район» прав и свобод человека. В ходе проверки установлено, что Л., является сиротой, мать К. А.Г. умерла, отец Л. В.Б. умер. С <дата> он состоит на улучшение жилищных условий в очереди администрации МО «Улаганский район» в списке «Детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учете обеспечение жилым помещением вне очереди» под учетным номером №. Однако в нарушение требований законодательства у Л. А.В. никакого жилья в наличии не имеется. Администрация МО «Улаганский район» допускает нарушение законодательства об обеспечении жильем детей - сирот, тем самым ущемляет их права и интересы.

<дата> заместителем прокурора Улаганского района исковые требования были уточнены, он просил обязать ответчика вне очереди предоставить Л. жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Улаганского района не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям при поступлении денежных средств.

    Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласилась министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. С 01.01.2013 года вступил в силу ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, согласно которому внесены изменения в статью 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. Органы местного самоуправления в Республике Алтай не наделены полномочиями по формированию специализированного фонда, формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства на формирование специализированного фонда в муниципальные образования Республики Алтай направляться не будут, что делает невозможным исполнение решения суда. У Л. А.В. нет преимущественного права на первоочередное обеспечение жилым помещением по отношению к другим гражданам, имеющим статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законом от 29.02.2013 года № 15-ФЗ положения статьи 57 ЖК РФ, закрепляющие правовые нормы о внеочередном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаны утратившими силу. Республиканской целевой программой, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 27.12.2012 года № 342, Министерство образования, науки и молодежной политики определено государственным заказчиком. Суд, при разрешении вопроса об обеспечении Л. А.В. жильем, должен был привлечь к участию в деле Министерство образования, науки и молодежной политики. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, в том числе о расходовании ими предоставленных субвенций, осуществляют уполномоченные Правительством Республики Алтай органы исполнительной власти Республики Алтай в сфере образования, в сфере труда и социального развития и в сфере финансов. Решение суда будет производиться за счет средств республиканского бюджета. У Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, не привлеченного к участию в деле, возникает обязанность по финансовому обеспечению исполнения решения суда.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Дедина А.С., полагавшего необходимым оставить апелляционную жалобу без рассмотрения, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай не привлекалось к участию в деле при разрешении спора, возникшего между прокурором Улаганского района в интересах Л.А.В. и администрацией МО «Улаганский район», об обязании предоставить жилое помещение по договору найма.

Согласно ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Как разъяснено в абз. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.

В обоснование довода апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай ФИО1 указывает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Суд при разрешении вопроса об обеспечении Л. А.В. жильем должен был привлечь к участию в деле Министерство образования, науки и молодежной политики. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, в том числе о расходовании ими предоставленных субвенций, осуществляют уполномоченные Правительством Республики Алтай органы исполнительной власти Республики Алтай в сфере образования, в сфере труда и социального развития и в сфере финансов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ вступил в силу с 01 января 2013 года.

Порядок предоставления жилья определен Законом Республики Алтай от 26.03.2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай». Данный Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, но вступил в силу после дня его официального опубликования, то есть 29.03.2013 года.

Кроме того, с принятием постановления Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года № 212 полномочия по формированию специализированного жилищного фонда, по формированию списков о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, возложены на Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

Согласно Республиканской целевой программе «Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 27.12.2012 года № 342, Министерство труда и социального развития Республики Алтай является государственным заказчиком и осуществляет нормативное правовое и методологическое обеспечение мероприятий по установлению порядка предоставления детям-сиротам     и детям, оставшимся без       попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонд по договору найма специализированных жилых помещений, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного, на момент рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции права и интересы Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 02 апреля 2013 года не затрагиваются, в связи с чем оно не является лицом, наделенным правом апелляционного обжалования вышеуказанного решения.

В соответствии с абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

Поскольку состоявшимся решением Улаганского районного суда от 02 апреля 2013 года по вышеуказанному делу не разрешался вопрос о правах и обязанностях Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить апелляционную жалобу без рассмотрения по существу.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 1, ст. 222 и п. 4 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Оставить апелляционную жалобу министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай ФИО1 на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 02 апреля 2013 года без рассмотрения по существу.

Председательствующий - И.В. Солопова

Судьи - Б.Е. Антух, А.О. Имансакипова

    Копия верна: судья