Судья – Матиевский С.М. Дело № 33-7442/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«09» апреля 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Зенина В.А., Башинского Д.А.,
с участием прокурора Рылькова Н.А.,
по докладу судьи краевого суда Башинского Д.А.
при секретаре Красулиной О.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Гривенского сельского поселения Калининского района по доверенности Рубайло Л.А. на решение Калининского районного суда от 24 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гривенского сельского поселения МО Калининский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
В обосновании заявления указал, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности людей на водных объектах в соответствии с Указанием прокурора края от 22.06.2010 года №122/7 «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан в курортный сезон», на территории Гривенского сельского поселения, месте отдыха людей на воде в < адрес обезличен >
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 30.06.2006 года (в редакции от 07.04.2011 года) утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, которыми установлены условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на водных объектах, являющиеся обязательными для юридических и физических лиц на территории Краснодарского края.
Названными правила установлено, что требования, предъявляемые к содержанию пляжей в части обеспечения охраны жизни людей на водных объектах, распространяются на все иные места массового отдыха людей, расположенные на участке береговой полосы и предназначенные для купания и отдыха, независимо от форм собственности.
На период купального сезона водопользователь (владелец пляжа) должен организовать, с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории пляжа, развертывание на пляже одного или нескольких спасательных постов (станций), укомплектованных необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением в соответствии с рекомендуемым табелем оснащенности и дежурство на них матросов-спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах. Расписание работы спасательного поста (станции), график дежурства матросов-спасателей устанавливаются водопользователем (владельцем пляжа) по согласованию с органами местного самоуправления.
Выполнение функций спасательным постом (станцией) должно осуществляться при наличие как минимум двух матросов-спасателей в смене, но не менее одного спасателя на 50 метров пляжной полосы.
Во время купания людей на границе заплыва постоянно должно находиться спасательное маломерное судно с матросами-спасателями в готовности для оказания помощи утопающему.
В соответствии с распоряжением главы муниципального образования Калинине район от 19.05.2011 года №89-р, главам Калининского, Старовеличковского Бойкопунрского, Гривенского сельских поселений Калининского районов рекомендовано создать организованные места купания, провести мероприятия по их подготовке к аттестации в соответствии с установленными правилами. Организовать работу на период купального сезона общественных спасательных постов для своевременного реагирования на происшествия, оперативного вызова спасателей и медицинской помощи в случае необходимости.
Вместе с тем, вышеуказанные требования федерального и краевого законодательства распоряжения органов местного самоуправления района, проигнорированы должностными лицами администрации Гривенского сельского поселения. Спасательный пост, матросы-спасатели, спасательные средства, в том числе лодка, строение туалета, кабинок для переодевания на территории места отдыха у воды отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствует о допущенном бездействии главой Гривенского сельского поселения по осуществлению в полном объеме всех мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в соответствии с требованием п.24 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 - Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131), Постановления Главы администрации (Губернатора) Краснодарскою края от 30.06.2006 года (в редакции от 07.04.2011 года) об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и могут привести к гибели людей на воде.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Малютина Н.А. поддержала доводы и требования указанные в заявлении в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Гривенского сельского поселения по доверенности Рубайло Л.А., а также Глава Гривенского сельского поселения Костовский Н.С., возражали против заявленных требований и поддержали доводы, приведенные в письменных возражениях, в которых указано, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
Обжалуемым решением Калининского районного суда от 24 декабря 2012 года, суд признал бездействие администрации Гривенского сельского поселения Калининского района, по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в соответствии с I ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением администрации Краснодарского края от 30.06.2006 года №536 «Об утверждении охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных суд незаконными.
Обязал администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района в срок до 01.05.2013 года установить в месте отдыха людей на воде в < адрес обезличен > спасательный пост, укомплектованный необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением, а также дежурство на нем матросов-спасателей медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах, нахождение спасательного маломерного судна матросами-спасателями в готовности для оказания помощи утопающему, строение туалета кабинок для переодевания.
С указанным решением суда представителя Администрации Гривенского сельского поселения Калининского района по доверенности Рубайло Л.А., не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Калининского района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Гривенского сельского поселения Калининского района по доверенности Рубайло Л.А. просившую решение суда первой инстанции отменить, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, прокурора Рылькова Н.А. считавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просившего оставить его без изменения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: согласно распоряжению №89-р от 19.05.2011 года главы администрации муниципального образования Калининский район «о мерах по обеспечению безопасности населения на водоемах в летней период 2011 года в муниципальном образовании Калининский район», главам сельских поселений Калининского района рекомендовано предусмотреть: перечень мест массового отдыха граждан (на водоемах); перечень мест опасных и запрещенных для отдыха и купания; перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности в местах массового пребывания граждан на водных объектах; порядок взаимодействия сил и средств при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на водных объектах в летний период; назначение должностных лиц, ответственных за изготовление и установку предупреждающих и запрещающих знаков и аншлагов в местах, запрещенных для купания; проведение разъяснительной работы с населением по выбору мест отдыха, правилам поведения на воде, запрете купания в состоянии алкогольного опьянения, запрете пребывания детей на воде без сопровождения взрослых; организацию проведения рейдовых мероприятий в местах массового отдыха граждан на водных объектах с участием руководящего состава сельских поселений, представителей ТОС, казачества и ОВД по Калининскому району; проведение практической отработки вопросов организации оповещения населения о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с образованием смерчей, оползней, селей, подъемов воды в реках и организации эвакуации людей из опасных зон; организацию регулярного мониторинга мест массового отдыха и нахождения граждан, в том числе стихийно возникающих, в целях своевременного принятия мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах; организацию еженедельного анализа информации о состоянии дел по обеспечению безопасности отдыха людей на водных объектах для оперативного принятия мер по устранению выявленных недостатков. Рекомендовано главам Калининского, Старовеличковского, Бойкопонурского, Гривенского сельских поселений: создать организованные места купания, провести мероприятия по их подготовке к аттестации в соответствии с установленными правилами. Организовать работу на период купального сезона общественных спасательных постов для своевременного реагирования на происшествия, оперативного вызова спасателей и медицинской помощи случае необходимости.
Согласно письму главы Гривенского сельского поселения Калининского района №1173 от 09.11.2012 года «О предоставлении информации» на имя прокурора Калининского района, местом стихийного купания граждан в сельском поселении является берег < адрес обезличен > Во исполнение распоряжения главы муниципального образования Калининский район, распоряжением администрации Гривенского сельского поселения Калининского района от 08.05.2011 года №62-р, «О мерах по обеспечению безопасности населения на водоемах в летний период» установлен срок начала и окончания купального сезона с 1 июня до 20 сентября, установлены знаки «Купание запрещено», проводится мониторинг мест массового отдыха, организовано дежурство согласно графика сезонно-общественных постов (представители администрации, казачества, участковые уполномоченные полиции, председатели ТОС). Выше указанный участок р.Протока в весенне-летний период во время паводка (май-июль) заливается водой и качество воды не соответствует санитарным нормам и правилам. Создать организованные место купания не представляется возможным (л.д.7).
Согласно п.п. 1,2,3 и 6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 года №74-ФЗ,
(1) Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(2) Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(3) Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
(6) Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В соответствии со ст.6 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 года №769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах», установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п.2.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах, утвержденных Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 года №536, на период купального сезона водопользователь (владелец пляжа) должен организовать, с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории пляжа, развертывание на пляже одного или нескольких спасательных постов (станций), укомплектованных необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением в соответствии с рекомендуемым табелем оснащенности (приложение N 1 к настоящим Правилам), и дежурство на них матросов-спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах. Зона оперативного действия одного поста (станции) не должна превышать 400 метров береговой территории и акватории пляжа. Матросы-спасатели спасательных постов (станций) допускаются к спасательным работам в соответствии с действующим законодательством. Расписание работы спасательного поста (станции), график дежурства матросов-спасателей устанавливаются водопользователем (владельцем пляжа) по согласованию с органами местного самоуправления. Выполнение функций спасательным постом (станцией) должно осуществляться при наличие как минимум двух матросов-спасателей в смене, но не менее одного спасателя на 50 метров пляжной полосы. Во время купания людей на границе заплыва постоянно должно находиться спасательное маломерное судно с матросами-спасателями в готовности для оказания помощи утопающему.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, так как бездействия администрации Гривенского сельского поселения по осуществлению в полном объеме всех мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в соответствии с требованием вышеуказанных нормативных актов, что может привести к гибели людей на воде.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд вынес по делу законное и обоснованное решение.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрение настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калиненского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: