Дело № 33-7448/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года г.Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Галенко В.А., Федоровой Г.И.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края на решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 28 июня 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения помощника прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона ответчиком предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся. Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Отсутствие перечня поставщиков, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, способно повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Просит суд обязать ответчика в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования в части срока выполнения требований истца, просил обязать ответчика исполнить заявленные требования в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 28 июня 2018 года исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края удовлетворены. Постановлено обязать администрацию сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, администрация сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в силу ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях в границах поселения; организация и осуществление последствий мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне; защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Какие конкретно обязанности возлагаются на поселения в связи с данными функциями законодатель не закрепил. Статьей 80 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Вместе с тем, указанным Федеральным законом (статья 80) не предусмотрена обязанность именно сельского поселения по проведению предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Какие-либо иные полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ответчика, в частности, касающиеся требований истца, законодательством не возложены. Прокурором при обращении в суд и при рассмотрении дела не указано, во исполнение каких из обязанностей, указанных в ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на ответчика возложена обязанность проводить предварительный отбор участников, предусмотренный ст. 80 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок создания резервов материальных ресурсов определен постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», из которых также не следует обязательность проведения такого отбора.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурорской проверкой выявлен факт не проведения администрацией сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.72 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 11, 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.3, 24, 80, 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края обязана участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должна проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения, которое подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 28 июня 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Село Богородское» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи В.А. Галенко
Г.И. Федорова