ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7448/20 от 24.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-7448/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Хулапова Г.А.

УИД 91RS0002-01-2020-002689-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мотиной И.И.

судей Егоровой Е.С., Притуленко Е.В.

при секретаре Лола Е.П.

рассмотрела 24 сентября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о возложении обязанности по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 23 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о возложении обязанности по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

В обоснование требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ей было отказано, поскольку размер среднедушевого дохода семьи заявительницы превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Истец с решением ответчика не согласна, поскольку в соответствии со справками о доходах, среднедушевой доход семьи не превышает 2- кратную величину указанного прожиточного минимума.

Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 23 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебное постановление, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.

Представитель истца – ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика - Департамент труда и социальной защиты населения г. Симферополя в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО5, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"(в редакции, действующей на день обращения истца с заявлением о назначении выплат) установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1).

Согласно преамбуле Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" он устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

В силу части 6 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" и пункта 1, подпункта 5.2.103(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 на Минтруд России возложены полномочия по самостоятельному принятию Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядка обращения за назначением указанной выплаты, а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения.

В соответствии с пунктом 21 данного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются, в том числе, следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 20.01.2020 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению «Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» на ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, предоставив ответчику копию налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год от 13.01.2020года на имя ФИО3.

Ответчик отказал истцу в назначении ежемесячной выплаты, изложив свои доводы в уведомлении от 28.01.2020 года.

Согласно данному уведомлению основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты явилось то, что среднедушевой доход семьи превышает 2-кратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения.

При этом среднедушевой доход членов семьи ФИО1, согласно расчету ответчика, составил 101017,38 рублей со ссылкой на ч.6 ст.4 Закона №418 ФЗ, которым предусмотрено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 6). Расчет был произведен ответчиком на основании данных, указанных в налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2019год на имя ФИО11, где общая сумма дохода до вычета налогов составила 3636625,73 рублей.

ФИО1 не согласилась с таким расчетом, 10.02.2020 года повторно представив налоговую декларацию супруга ФИО12

Ответчиком был произведен повторный расчет, где среднедушевой доход членов семьи составил 101017,38 рублей на человека.

При рассмотрении настоящего дела нормы материального права, а именно, положения Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", регламентирующие порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, применены судом первой инстанции без учета особенностей нормативного регулирования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.

При таких данных вывод суда первой инстанции о том, что при определении величины среднедушевого дохода семьи ФИО1 в целях получения ей выплаты в связи с рождением первого ребенка органом социальной защиты населения обоснованно исчислен доход индивидуального предпринимателя ФИО3 без учета профессионального налогового вычета, нельзя признать соответствующим закону.

Индивидуальные предприниматели, указаны в числе лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 227 Кодекса, и, следовательно, имеют право на получение профессионального налогового вычета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов при исчислении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 210 Кодекса и составляющей 13 процентов.

Поскольку положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагают возможность применения, в том числе, профессиональных налоговых вычетов, следовательно, налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц – индивидуального предпринимателя, определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.

Таким образом, взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в силу их буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагают определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 19.12.2019года № 3576-О).

Согласно выписке из ЕГРИП от 22.09.2020года ФИО3 является индивидуальным предпринимателем с 11.01.2018 года, доходы от его предпринимательской деятельности облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Из налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2019 год от 17.01.2020 года и от 07.02.2020 года следует, что общая сумма дохода от предпринимательской деятельности ФИО3 составила 3 636 625,73 рублей, сумма профессионального налогового вычета составила 3 441163,68 рублей, налогооблагаемая база для исчисления налога составила 195462,05 рублей (3 636 625,73 -3 441163,68) (л.д.10-13).

В связи с этим ответчику следовало производить расчет исходя из совокупного дохода семьи за 2019 год в размере 195462,05 рублей, где среднедушевой доход семьи составит 5429,50 рублей (195462,05:12:3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Республике Крым порядок установлен Законом Республики Крым от 06.06.2014 N 20-ЗРК "О прожиточном минимуме в Республике Крым".

Прожиточный минимум в Республике Крым за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением (2019год), для трудоспособного населения составил 11512,0 рублей, двукратная величина составит 23014,0 рублей.

Учитывая, что совокупный доход семьи ФИО1 за 2019 год составил 195462,05 рублей, то есть не превышающий двукратную величину прожиточного минимума в Республике Крым, следовательно, ответчик незаконно отказал истцу в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО4ДД.ММ.ГГГГ

Рассматривая требования истца о возложении обязанности по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ ежемесячная выплата назначается на срок один год.

При этом пунктом 5 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н (далее - Порядок), установлено, что в случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка.

Таким образом, при обращении с заявлением о назначении ежемесячной выплаты не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка годовой срок начинает исчисляться с даты рождения ребенка, в иных случаях - со дня подачи заявления о назначении выплат.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат 20.01.2020 года, то есть до истечения шести месяца со дня рождения ребенка (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, ежемесячные выплаты в связи с рождением ФИО13 должны быть назначены с даты рождения ребенка, то есть с 27.07.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 23 июня 2020 года отменить, принять новое об удовлетворении требований ФИО1.

Признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя № 1468-05/01-15 от 28 января 2020 года об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

Возложить обязанность на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя назначить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со дня рождения ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи Е.С. Егорова

Е.В. Притуленко