ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7451-19 от 05.04.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Тагирова Н.Х.

Дело № 33-7451-19 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 05 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Биремовой А.А.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора г.Дербент Султанова Э.Т. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 19 октября 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Заместителя прокурора города Дербент к ИП Исмиханову Р. К. (АГЗС «Рикойл») о признании деятельности ИП Исмиханова Р. К., а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу; РД, г.Дербент, ул.Тахо-годи 4, незаконной, обязании Исмиханова Р.К. (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС «Рикойл» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а, именно: - привести в соответствие с требованиями действующего законодательства расстояние от АЗС с реализацией жидкого моторного топлива до здания 5 этажного жилого дома (составляет менее 50 метров);

привести в соответствие с требованиями действующего законодательства
расстояние от АЗС до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) IV и V категории составляет менее 12 метров;

привести в соответствие с требованиями действующего законодательства
расстояние от топливораздаточнои колонки жидкого моторного топлива до зда­
ния для персонала АЗС (составляет менее 9 метров);

- оборудовать АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории;

- оснастить АЗС наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров;

устранить неисправность установки автоматической пожарной сигнализации в помещениях, расположенных на территории АЗС;

оборудовать АЗС соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом;

- оснастить технологические системы устройствами для подсоединения их
оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с
требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон;

контейнеры жидкого моторного топлива установить на расстоянии не менее 9 метров от здания для персонала АЗС;

на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким
моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не
менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного
пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные
нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;

резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического пре­дотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения;

оснастить АЗС наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров;

оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров
для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории
автозаправочной станции;

- не производить наполнение резервуаров топливом открытым способом.

Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубо провод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители);

- на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители), отказать.

Обеспечительные меры о запрете ИП Исмиханову Р.К., а также иным лицам, фактическую эксплуатацию АГЗС, расположенной по адресу: РД, <адрес> отменить по вступлению решения в законную силу».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ГУ МЧС России по РД Шуайбова Ш.О., полагавшего решение суда отменить, представителя Исмиханова Р.К. – адвоката Эминовой Э.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора города Дербент Рагимов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к ИП Исмиханову Р. К. (АГЗС «Рикойл») о признании деятельности ИП Исмиханова Р. К., а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу: РД, <адрес>-годи 4, незаконной, обязании Исмиханова Р.К. (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС «Рикойл» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а, именно:

- привести в соответствие с требованиями действующего, законодательства расстояние от АЗС с реализацией жидкого моторного топлива до здания 5 этаж­ного жилого дома (составляет менее 50 метров);

привести в соответствие с требованиями действующего
законодательства расстояние от АЗС до автомобильной дороги общей сети
(края проезжей части) IV и V категории составляет менее 12 метров;

привести в соответствие с требованиями действующего
законодательства расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания для персонала АЗС (составляет менее 9 метров);

оборудовать АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями РД
34.21.122-87, но не ниже II категории;

оснастить АЗС наружным противопожарным водопроводом. При этом
общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров;

устранить неисправность установки автоматической пожарной
сигнализации в помещениях, расположенных на территории АЗС;

оборудовать АЗС соответствующей требованиям площадкой для АЦ с
жидким моторным топливом;

оснастить технологические системы устройствами для подсоединения
их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с
требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон;

контейнеры жидкого моторного топлива установить на расстоянии не
менее 9 метров от здания для персонала АЗС;

на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку
жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать
системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при
достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию
(световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении -
автоматическое прекращение наполнения резервуара;

резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического пре­дотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения;

оснастить АЗС наружным противопожарным водопроводом. При этом
общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть
определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров;

оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3
метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с
территории автозаправочной станции;

- не производить наполнение резервуаров топливом открытым способом.
Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубо­провод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители);

- на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители),

В обоснование иска истец указал, что в соответствии с пунктом 2 Плана устранения недостатков, выявленных комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой города 08.06.2018 с привлечением специалистов ОНД и ПР №5 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена, проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АЗС «Рикойл», расположенной по <адрес>, где индивидуальным предпринимателем является Исмиханов Р. К..

В ходе проверки АГЗС «Рикойл» выявлены вышеуказанные нарушения требо­ваний законодательства о пожарной безопасности:

Указанные нарушения подтверждаются информацией ОНД и ПР №5 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 13.06.2018.

Между тем в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожар­ной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.

Приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма согласно статье 130 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом.

Деятельность АГЗС без обеспечения надлежащих мер безопасности и соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности создает реальные условия и возможность для совершения актов терроризма, что может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении помощника прокурора г.Дербента Султанова Э.Т. ставится вопрос об отмене решения как незаконного, указывая, что нарушения правил пожарной безопасности ответчиком не устранены.

Выводы суда о соответствии объекта - АГЗС «Рикойл» действующим Правилам пожарной безопасности противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожар­ной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.

Кроме того, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей МЧС по РД.

В возражениях на апелляционное представление Исмиханов Р.К. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Исмиханов Р.К., извещенный надлежаще, в суд апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия сочла необходимым рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.

Судом установлено, что автозаправочная станция «Рикойл» ранее принадлежала ИП Тагирмирзоеву Ш.А., согласно договору купли-продажи от 26 февраля 2016 года АЗС продана Исмиханову К.Р., а Исмиханов К.Р. по договору дарения подарил Исмиханову Р.К.

Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о регистрации права собственности 05.05.2016 года.

Из акта приемки в эксплуатацию законченного строительством автозаправочной станции от 21 сентября 2001 года следует, что АЗС принята в эксплуатацию и этот акт подписан начальником пожарной части Марченко А.А.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 14.06.2017 года на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством автозаправочной станции от 21 сентября 2001 года разрешен ввод автозаправочной станции на две колонки.

В ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что акт предварительного выбора и осмотра земельного участка для размещения АЗС свидетельствует о том, что с должностными лицами пожарного надзора (Марченко А.А.), наряду с представителями других контролирующих органов, был согласован и отвод земельного участка под строительства АЗС, где указано, что выбранный участок соответствует нормам строительства АЗС, также указал о том, что согласно плану части земель города Дербент, что рядом с земельным участком, выделенным для размещения строительства автозаправочной станции, имеются жилые постройки.

В этой связи полагает, что эти обстоятельства свидетельствуют о соответствии этого объекта действующим в то время Правилам пожарной безопасности, исходя при этом из того, что претензий при приеме АЗС в эксплуатацию ни одним контролирующим органом, в том числе и пожарного надзора, высказано не было.

Суд в основу отказа в удовлетворении исковых требований прокурора положил и выводы эксперта ООО «Сента-К» о том, что максимальная величина индивидуального пожарного риска на многотопливной автозаправочной станции «Рикойл» индивидуального предпринимателя Исмиханова Р.К. по адресу: 368000, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Тахо-Годи составляет Qma3C= 1,05194 х Ю^год-1., что не превышает нормативное допустимое значение установленное статьей 78 и 93 Федерального закона от 22 июля 2008 года 3-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Между тем, данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.

Так, статьей 1 ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на АЗС «Рикойл. В соответствии с пунктом 2 Плана устранения недостатков, выявленных комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой города 08.06.2018 с привлечением специалистов ОНД и ПР №5 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена, проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АЗС «Рикойл», расположенной по <адрес> города Дербент, где индивидуальным предпринимателем является Исмиханов Рамиз Керимханович.

В ходе проверки АГЗС «Рикойл» выявлены следующие нарушения требо­ваний законодательства о пожарной безопасности: расстояние от АЗС с реализацией жидкого моторного топлива до здания
5 этажного жилого дома составляет менее 50 метров (фактическое расстояние 6 метров) (п. 12*, п. 3 таб 1 НПБ 111-98*); расстояние от АЗС до автомобильной дороги общей сети (края проезжей
части) IV и V категории составляет менее 12 метров (фактическое расстояние
5,4 метров) (п. 32* приложения 6*, п. 7 таблицы П.6.4 приложения 6* НПБ 111-98*); расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания для персонала АЗС составляет менее 9 метров (фактическое расстояние 8,5 метров) (п. 14*, таблица 3 НПБ 111-98*); АЗС не оборудовано молниезащитой в соответствии с требованиями РД
34.21.122-87, но не ниже II категории (п. 40 НПБ 111-98*); АЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров (п. 38* приложения 6НПБ 111-98*); установки автоматической пожарной сигнализации в помещениях,
расположенные на территории АЗС, не исправны (п. 96* НПБ 111-98*, п.61
Постановления Правительства №390 «О противопожарном режиме»); АЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ
с жидким моторным топливом (п. 35* НПБ 111-98*); технологические системы не оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в
соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон (п.
71 НПБ 111-98*); контейнеры жидкого моторного топлива установлены в непосредственной близости от здания для персонала АЗС, менее 9 метров (таблица 3 НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 9 НПБ 111- 98*); резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при - достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 54 НПБ111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 20.5* НПБ 111-98*); АЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров (п. 38* приложения 6* НПБ 111-98*); АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (п. 455 Постановления Правительства №390 «О противопожарном режиме»); наполнение резервуаров топливом производится открытым способом.
Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через
трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств,
препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара
(п. 455 ППР РФ, п.60 НПБ 111-98*); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ не обеспечивает автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111 -98); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару следует установить огнепреградители (искрогасители).

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, а также с учетом того, что данные нарушения при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан и государству в целом, прокурор обратился в суд с указанными выше требованиями.

Таким образом, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, окружающей среде, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, однако судом первой инстанции во внимание приняты не были.

Поскольку на момент рассмотрения дела имели место нарушения обязательных для исполнения требований пожарной безопасности, что свидетельствует об опасности причинения вреда здоровью, жизни и имуществу неопределенного круга лиц в будущем, суду первой инстанции следовало удовлетворить заявление прокурора, исходя из того, что доказательств устранения названных нарушений истцом не представлено.

Основываясь на вышеизложенном и учитывая, что деятельность АЗС, представляют повышенную опасность для окружающих, судебная коллегия приходит к выводу, что ее эксплуатация может представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи, с чем постановленное судом решение подлежит отмене, а исковые требования – частичному удовлетворению, поскольку возложение обязанности устранить приведенные выше нарушения на иных лиц, не установленных судом и не привлеченных к делу, как об этом указано в исковом заявлении прокурора, противоречит требованиям закона.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 19 октября 2018 года отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования заместителя прокурора города Дербента удовлетворить частично.

Признать деятельность ИП Исмиханова Рамиза Керимхановича по эксплуатации АГЗС «Рикойл», расположенной по адресу; РД, г.<адрес>, незаконной.

Обязать Исмиханова Р.К. привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС «Рикойл» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно: привести в соответствие с требованиями действующего законодательства расстояние от АЗС с реализацией жидкого моторного топлива до здания 5 этажного жилого дома;

привести в соответствие с требованиями действующего законодательства
расстояние от АЗС до автомобильной дороги общей сети;

привести в соответствие с требованиями действующего законодательства
расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания для персонала АЗС;

-оборудовать АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории;

-оснастить АЗС наружным противопожарным водопроводом;

устранить неисправность установки автоматической пожарной сигнализации в помещениях, расположенных на территории АЗС;

оборудовать АЗС соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом;

-оснастить технологические системы устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в соответствии с
требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон;

контейнеры жидкого моторного топлива установить на расстоянии не менее 9 метров от здания для персонала АЗС;

на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким
моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не
менее 0,2 м или дренажные лотки;

резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;

резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического пре­дотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения;

оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров;

-не производить наполнение резервуаров топливом открытым способом.

-на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители)

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Председательствующий:

Судьи: