ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-745/2017 от 16.03.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Степанова О.Н. Дело № 33-745/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания С.Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 марта 2017года гражданское дело по иску Б.С.Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Б.Е.С., к Администрации г. Кургана о возложении обязанности перенести очередь и включить в список в соответствии с датой первоначальной постановки в очередь

по апелляционной жалобе представителя истца Б.С.Ю. по доверенности З.Н.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 декабря 2016 года, которым постановлено:

исковые требования Б.С.Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Б.Е.С., <...> г.р., к Администрации г. Кургана о возложении обязанности перенести его очередь в Списке нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и включить его с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнюю дочь Б.Е.С., <...> г.р., в указанный Список нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы в хронологической последовательности в соответствии с датой первоначальной постановки в очередь граждан, нуждающихся в жилом помещении, с <...> - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Б.С.Ю. по доверенности З.Н.А. по доводам апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Я.Н.С., представителя третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по доверенности Р.Т.В., судебная коллегия

установила:

Б.С.Ю. обратился в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Б.Е.С. к Администрации г. Кургана о возложении обязанности включить его с составом семьи два человека, учитывая несовершеннолетнюю дочь, <...> года рождения, в Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» в хронологической последовательности в соответствии с датой постановки в очередь граждан, нуждающихся в жилом помещении, с <...>.

Впоследствии в суд представлено измененное исковое заявление в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в котором истец просил суд возложить на ответчика обязанность перенести его очередь в Списке нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и включить его с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнюю дочь Б.Е.С., <...> года рождения, в указанный Список в хронологической последовательности в соответствии с датой первоначальной постановки в очередь граждан, нуждающихся в жилом помещении, с <...>.

В обоснование требований указано, что истец и его мать Б.А.П. имеют статус вынужденного переселенца. Распоряжением мэра г. Кургана от <...>-р он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи матери. Длительное время совместно с матерью он не проживает. В <...> года в связи с трудовыми отношениями ему предоставлены две комнаты на общей кухне в служебной квартире по адресу: <адрес>, расположенные в здании пожарной части , где он проживает со своей семьей: супруга Б.И.А., дочь Б.Е.С., <...> года рождения, пасынок Ш.К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жилья в собственности или по договору социального найма он и члены его семьи не имеют.

Б.А.П. проживает в комнате по адресу: <адрес>, предоставленной на основании постановления Администрации г. Кургана от <...> по договору найма жилого помещения в общежитии от <...> временно до подхода очереди на получение жилья, которым предусмотрено, что отсутствуют иные члены семьи, имеющие право на вселение в указанную комнату.

Со ссылкой на апелляционное определение Курганского областного суда от <...>, п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от <...> «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» истец полагал, что он подлежит включению в Список нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», который составляет Администрация г. Кургана, с даты <...>. С целью включения в Список истец до <...> обратился к ответчику с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению , предоставил все необходимые документы. С подобным заявлением он обратился в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана, в котором просил включить его с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнюю дочь, в Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» по категории «вынужденные переселенцы», в хронологической последовательности в соответствии с датой постановки в очередь граждан, нуждающихся в жилом помещении, с <...>, приложил судебные акты, но получил очередной отказ со ссылкой на решение суда от <...>.

Б.А.П. на учет нуждающихся в жилом помещении была принята <...> в связи с нуждаемостью, в составе ее семьи указан и Б.С.Ю. по категории «вынужденные переселенцы», который имеет самостоятельное право на льготы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от <...> и Постановлением Правительства РФ от <...>.

На основании постановления Администрации г. Кургана от <...>Б.С.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Федерального закона от <...> «О вынужденных переселенцах» с составом семьи 4 человека. Включение истца в Список участников подпрограммы с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении от <...> означает, что его сняли с жилищного учета с <...>. Однако, на момент формирования Списка им не утрачены основания, по которым он первоначально поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в составе семьи матери в <...> году, жилищные условия не изменились, в связи с чем орган местного самоуправления обязан включить его в список участников подпрограммы по дате постановки на учет нуждающихся с <...>. Аналогичное утверждение содержит и апелляционное определение от <...>.

Представитель истца Б.С.Ю. по доверенности З.Н.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Я.Н.С. с иском не согласилась, указывая, что требования в части постановки на учет уже рассматривались судом. Полагала, что в случае удовлетворения требований будет нарушена хронология обязательных действий.

Представитель третьего лица УМВД России г. Кургана по доверенности П.С.И. в судебном заседании оставил заявленные требования на усмотрение суда.

В судебное заседание не явились третьи лица Б.А.П., представитель Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен истец Б.С.Ю., его представитель по доверенности З.Н.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении гражданского дела истец доказывал новые обстоятельства, которые не были предметом судебного разбирательства при вынесении судом решения от <...>. Участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» носит заявительный характер, и при рассмотрении первого гражданского дела истец с заявлением (рапортом) на участие в данной подпрограмме в Администрацию г. Кургана не обращался. С таким заявлением он обратился <...>, представил пакет документов. На момент рассмотрения прежнего гражданского дела истец состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в очереди вместе со своей матерью Б.А.П. на основании постановления Администрации г. Кургана от <...>-р, при рассмотрении данного гражданского дела постановлением Администрации г. Кургана от <...> истец принят на учет нуждающихся в жилом помещении с составом своей семьи 4 человека, что ранее не являлось предметом судебного разбирательства.

Вновь указывает, что имеет удостоверение вынужденного переселенца, состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации г. Кургана, для участия в подпрограмме им выполнены все действия. Применительно к условиям подпрограммы значение имеют не перечисленные судом изменения в жизни истца, а прежде всего проживание и регистрация по месту жительства отдельно от матери - истец перестал быть членом ее семьи. Изменение постоянного места жительства само по себе не может препятствовать участию истца в подпрограмме с даты первоначальной постановки на учет нуждающихся, поскольку это событие, как и регистрация брака и рождение дочери, не изменили его нуждаемость в жилом помещении.

Со ссылкой на п. 24 и п. 26 Постановления Правительства РФ от <...> полагает, что не предусмотрено исключение истца, как вынужденного переселенца, из вышеуказанного Сводного списка на 2017 год ввиду прекращения совместного проживания с его матерью. Смена постоянного места жительства истцом в пределах одного населенного пункта не может являться основанием для изменения права на получение меры эффективной государственной поддержки с целью жилищного обустройства на территории Российской Федерации с момента обращения за ее предоставлением. Постоянное проживание истца отдельно от матери предоставляет ему право на участие в подпрограмме самостоятельно, не в составе ее семьи, поэтому Администрация г. Кургана не имела права исключать истца из Списка нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы на 2017 год при наличии его волеизъявления. Включение Администрацией г. Кургана истца в Список участников подпрограммы на 2018 год с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении <...> означает его исключение из Сводного списка участников подпрограммы и снятие истца с жилищного учета по дате <...>. Суд в решении не дал правовой оценки действиям Администрации г. Кургана.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Б.С.Ю. по доверенности З.Н.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Я.Н.С. в суде апелляционной инстанции полагала доводы жалобы не обоснованными, просила решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по доверенности Р.Т.В. возражала против позиции истца.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Из материалов дела следует, что Б.С.Ю. с <...> и до настоящего времени имеет статус вынужденного переселенца (представлено удостоверение вынужденного переселенца, срок действия статуса продлен до <...>).

В соответствии с постановлением главы г. Кургана от <...>-р он был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, номер очереди в общем списке на момент выдачи карточки очередника . Постановлением главы г. Кургана от <...>Б.С.Ю. был исключен из списков очередности в связи с выбытием за пределы Курганской области.

Б. в соответствии с Постановлением главы г. Кургана -р от <...> принята на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека, включая сына – Б.С.Ю. при наличии статуса вынужденного переселенца.

На момент постановки истца на учет в составе семьи своей матери он проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. С <...> в указанном жилом помещении вместе с Б.С.Ю. стала проживать и зарегистрировалась его мать.

В материалах учетного дела представлено заявление Б.А.П. от <...> в Администрацию г. Кургана о постановке в отдельные очереди ее и сына, поскольку он проживает отдельно. Решение по данному вопросу не принято. По пояснениям представителя Администрации г. Кургана в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в 2006 году очередь не была разделена ввиду отсутствия заявления самого истца.

На основании Постановления Администрации г. Кургана от <...> с Б.А.П. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по которому ей предоставлена комната по адресу: <адрес> для временного проживания. Согласно п. 4 договора найма совместно с нанимателем в жилое помещение никто не вселяется.

На основании договора найма служебного жилого помещения от <...>Б.С.Ю. по месту работы предоставлена комната общей площадью 27,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> для временного проживания, где истец в настоящее время проживает со своей семьей: супругой, дочерью и пасынком. Жилое помещение находится в административном здании пожарной части .

<...> истец вступил в брак с Ш.И.А., <...> у них родилась дочь - Б.Е.С. (представлены свидетельства о заключении брака, о рождении).

В ответе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана <...> в адрес Б.С.Ю. указано, что он состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи матери - Б.А.П. с <...>. В настоящее время номер общегородской очереди - 5397. Номер в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Б.А.П. - 13.

<...>Б.С.Ю. обратился с заявлением (рапортом) в Администрацию г. Кургана о включении его и дочери Б.Е.С. в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <...> по категории пункт 5 подпункт «ж» «Вынужденные переселенцы», а также с заявлением в Администрацию г. Кургана с направлением копии в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о включении его с составом семьи два человека в Список участников подпрограммы.

В ответе от <...> Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области указано, что обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, вставшими на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Постановлением Правительства РФ от 21.03.20106 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Решение о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета, а также восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий находится в компетенции органа местного самоуправления, либо решается в установленном законодательством порядке. Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области осуществляет организационную деятельность по ведению учета, оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам-получателям субсидий.

В ответе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана от <...>/ж по заявлению Б.С.Ю. указано, что он состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи матери – Б.А.П. с <...>. В настоящее время номер Б.А.П. в списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, по Курганской области на планируемый 2016 год – 50. Курганским городским судом от <...> отказано в удовлетворении исковых требований о включении его в отдельную очередь с составом семьи два человека с учетом дочери, в связи с чем, оснований для его включения в отдельную очередь у Администрации г. Кургана не имеется.

Постановлением Администрации г. Кургана от <...>Б.С.Ю., проживающий по адресу: <адрес>, с составом семьи четыре человека: жена - Б.И.А., дочь - Б.Е.С., пасынок - Ш.К.Д. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Номер очереди 11819.

На заявление Б.С.Ю. от <...> Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана дан ответ от <...> о том, что истец постановлением Администрации г. Кургана от <...> принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с этим, он будет включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственного жилищного сертификата на 2018 год по списку вынужденных переселенцев. Сводные списки вынужденных переселенцев формируются в той же хронологической последовательности, в какой вынужденные переселенцы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Кургана. Оснований для включения его в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с 2002 года у Администрации г. Кургана не имеется.

Решением Курганского городского суда от <...>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...>Б.С.Ю. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Кургана о возложении обязанности включить его семью с <...> в составе двух человек, вместе с малолетней дочерью Б.Е.С., <...> года рождения, в раздельную очередь по списку «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.».

Указанными судебными актами Б.С.Ю. отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что участие в подпрограмме предполагает не только нуждаемость в жилом помещении, отнесение к определенной категории граждан, но и волеизъявление лица на участие в подпрограмме (п. 19 Правил), а истец с заявлением в Администрацию г. Кургана не обращался, пакет документов, определенный указанной нормой, не представлял.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание преюдициальное значение указанных судебных актов, как вынесенных по делу, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ). Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, обжалуемое решение принято судом с учетом и новых обстоятельств, возникших впоследствии.

Как следует из ответа УФМС России по Курганской области от <...>, № личного дела , Б.С.Ю. жилое помещение для постоянного проживания, ссуда и субсидия на строительство (приобретение) жилья, компенсация за утраченное жилье ему не предоставлялись.

В сводном списке на 2017 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по г. Кургану мать истца Б.А.П. значится под номером 12 с составом семьи 1 человек с даты постановки <...>, в подобном сводном списке по Курганской области она указана под номером 18 с теми же данными.

Истец Б.С.Ю. в состав семьи матери для участия в указанной подпрограмме не включен, так как по пояснениям представителя Администрации г. Кургана в судебном заседании суда апелляционной инстанции, он проживает по другому адресу и отдельной семьей, что проверяется непосредственно при составлении списков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии представленных Б.С.Ю. достаточных и бесспорных доказательств в подтверждение доводов, а также ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными, постановленными с учетом представленных в деле доказательств и при правильном применении норм материального права.

Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 № 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации. В пп. «б» п. 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

Согласно п. 37 Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

В соответствии с п.п. 38 и 39 Положения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.

В п. 42 указанного Положения установлено, что предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - подпрограмма). В соответствии с разделом II указанной подпрограммы главной ее целью является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 15 второго раздела подпрограммы право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденнымипереселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденныхпереселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В силу пункта 26 названных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Из вышеприведенных норм в их системном толковании следует, что для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих условий: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами, включение территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом формирование сводного списка осуществляется, в том числе с учетом хронологической последовательности постановки граждан-участников подпрограммы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению по заявленным требованиям, является вопрос о дате, с которой Б.С.Ю. должен быть включен в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Истцом заявлены требования о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности перенести его очередь в Списке нуждающихся в получении жилья участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и включить его с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнюю дочь, в указанный Список в хронологической последовательности в соответствии с датой первоначальной постановки с <...>.

Вместе с тем, данные требования заявлены без учета действующего законодательства, предусматривающего порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения органами местного самоуправления.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 23 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В порядке подтверждения сведений в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов.

Постановлением Администрации г. Кургана от 23.08.2012 № 5936 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее – Административный регламент».

В п. 11 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами, для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, а именно заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по установленной форме с приобщением документов в подтверждение указанных в заявлении фактов.

Основанием для начала выполнения административной процедуры по оформлению постановки заявителя на учет в силу п. 41 Административного регламента является принятие решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в постановке на учет.

В силу п. 44 Административного регламента результатом административной процедуры является выдача (направление) заявителю уведомления о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении либо отказ в постановке на учет. В п. 45 Административного регламента указан способ фиксации результата выполнения административной процедуры в случае постановки на учет; запись в книге учета; учетное дело; создание записи в базе данных «Очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях»; письменное уведомление о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении; регистрация уведомления в информационной системе «Обращения граждан»; карточка очередника с указанием номера очереди; подпись заявителя или его представителя о получении уведомления и карточки очередника на экземпляре уведомления, который остается в Департаменте - при получении уведомления и карточки очередника лично в Департаменте.

Подобная процедура, предусматривающая наличие личного заявления гражданина с просьбой о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате которой заводилось учетное дело с необходимостью ежегодной перерегистрации и предоставлением документов в случае изменения обстоятельств, существовала и в соответствии с жилищным законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений в 2002 году (ст. ст. 30, 31, 33, 49 Жилищного кодекса РСФСР, Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от <...>).

С учетом приведенных норм законодательства и изложенных выше обстоятельств следует вывод, что Б.С.Ю. самостоятельно на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления в период с 2002 по 2016 годы поставлен не был, заявления о принятии его на такой учет с составом своей семьи не писал, учетного дела на него не заводилось. Указанными выше судебными актами установлено, что Б.С.Ю. одной семьей с матерью не проживает с 2009 года, в рамках гражданского дела он представлял сведения об ином месте жительства, указывая на желание разделить очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец указывает и указывал ранее о намерении получения жилого помещения отдельно от матери. Однако с заявлением об учете его с составом семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении, он обратился только <...>, и был поставлен на учет с <...>.

Поскольку для участия гражданина в подпрограмме необходимо соблюдение в числе иных условий, требования о нахождении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления, то право Б.С.Ю. отказом во включении его в число участников подпрограммы по хронологии постановки на учет в качестве члена семьи матери не нарушено.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 5 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С.Ю. – без удовлетворения.

Судья- председательствующий И.М. Софина

Судьи Н.В. Шарыпова

Ж.А. Фролова