ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7469/2016 от 28.07.2002 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33-7469/2016

Судья: Зинина И.В.

Докладчик: Мулярчик А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Мулярчика А.И.,

судей Грибанова Ю.Ю., Савельевой М.А.,

при секретаре Кораблиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 28 июля 2016 года гражданское дело по иску А.С. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству социального развития Новосибирской области, администрации Первомайского района города Новосибирска о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Министерства социального развития Новосибирской области, Правительства Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 27 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., выслушав объяснения представителя Министерства социального развития Новосибирской области – К.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы министерства, объяснения представителя Правительства Новосибирской области – А.А., поддержавшей доводы жалобы правительства, объяснения А.С., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

А.С. обратилась в суд с иском к мэрии города Новосибирска, министерству социального развития Новосибирской области, администрации Первомайского района города Новосибирска о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указала, что она относится к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ей не предоставлено.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просила обязать мэрию города Новосибирска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещение из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м., понудить Правительство Новосибирской области и Министерство социального развития НСО выделить целевые денежные средства на приобретения жилья для истца.

Решением Центрального районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2016 года исковые требования А.С. удовлетворены. Суд обязал мэрию города Новосибирска предоставить А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств бюджета <адрес>. Возложил на правительство Новосибирской области, министерство социального развития Новосибирской области обязанность по финансовому обеспечению предоставления А.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

С данным решением не согласились Правительство Новосибирской области и Министерство социального развития Новосибирской области.

Министерство социального развития Новосибирской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В жалобе указало, что право истицы на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не оспаривается, однако, законные основания для реализации такого права вне очереди приведет к нарушению прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее А.С. и до настоящего времени не получивших жилые помещения, что является нарушением принципа социальной справедливости и равенства. Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области, при этом, возможность выделения дополнительных средств на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, министерство не наделено полномочиями по составлению бюджета, а лишь направляет органам местного самоуправления денежные средства, предусмотренные и распределенные в соответствии с Законом Новосибирской области от 24.12.2015г. №23-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 года и плановый период с 2017 и 2018 года», а значит, невозможно обязать министерство выделить денежные средства для приобретения жилья А.С. Ссылаясь на ст.83 Бюджетного кодекса РФ апеллянт указывает, что возлагая такую обязанность на министерство, суд не указал, в какой срок она должна быть исполнена.

Правительство Новосибирской области в апелляционной жалобе просит решение отменить в части возложения на Правительство Новосибирской области обязанности по финансовому обеспечению предоставления А.С. жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

В обоснование жалобы указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта РФ, т.е. Новосибирской области, а не правительства Новосибирской области. Правовой механизм по исполнению возложенной обязанности по решению суда отсутствует, т.к. субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот рассчитываются исходя из их количества, включенных в список. Правительством Новосибирской области такой список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, не формируется, расчет субвенции не производится. При этом субвенции перечисляются муниципальному образованию, уполномоченному на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а не физическим лицам, имеющим право на обеспечение жилым помещением. Физические лица в этом перечень участников бюджетных правоотношений не входят. Правительство Новосибирской области не наделено полномочиями по приему заявлений о включении граждан в список детей-сирот и лиц из их числа, по ведению учета указанных граждан, не несет обязанности по предоставлению жилых помещений, не является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не устанавливает лимиты бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на указанные цели, не наделен действующим законодательством Российской Федерации обязанностью по финансированию обеспечения жилыми помещениями детей- сирот. Таким образом, по мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права: положения ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пп.5ст.1 Закона Новосибирской области от 24.11.2014г. №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», ст.ст.85, 152, 158 Бюджетного кодекса РФ.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом администрации Первомайского района города Новосибирска от 17.03.2014 г. истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, имеет право на такое обеспечение, что ответчиками не оспаривается, и состоит в указанном списке.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установив указанные юридически значимые обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно принял решение об удовлетворении заявленных исковых требований, обязал мэрию г. Новосибирска предоставить истице жилое помещение, а на правительство Новосибирской области и Министерство социального развития Новосибирской области возложил обязанность по финансовому обеспечению такого предоставления.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.

Доводы апелляционной жалобы министерства о наличии очереди в предоставлении жилья, отклоняются судебной коллегией. Как было указано выше, положения Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Утверждения министерства и правительства о том, что суд необоснованно обязал их выделить денежные средства для приобретения жилья А.С., которая в перечень участников бюджетных правоотношений не входит, являются ошибочными, поскольку суд лишь возложил на правительство и соответствующее министерство Новосибирской области обязанность по финансовому обеспечению предоставления жилого помещения, поскольку такая обязанность лежит не на городе Новосибирске, а на Новосибирской области в силу требований пункта 8 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Каких-либо иных обязанностей, в том числе связанных с ведением списка, как о том указывает правительство в своей жалобе, суд на указанных ответчиков не возлагал.

Как указывает само министерство в своей апелляционной жалобе, оно осуществляет направление органам местного самоуправления денежных средств, предусмотренных и распределенных в соответствии с Законом Новосибирской области от 24.12.2015 N 23-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов". Что касается Правительства Новосибирской области, то оно устанавливает порядок расходования субвенций из областного бюджета Новосибирской области в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ (ред. от 03.02.2016) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Не соглашается судебная коллегия и с утверждением Правительства Новосибирской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 5 Закон Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ (ред. от 03.02.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

При этом, в соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 2 статьи 45 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 N 282-ОЗ (ред. от 02.03.2016), Правительство Новосибирской области не только разрабатывает проект областного бюджета Новосибирской области, но и обеспечивает его исполнение.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы сводятся к иному истолкованию закона, не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения правильного по существу судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Новосибирской области, Правительства Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи