ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-747/2017 от 08.02.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Федонин А.А. Дело № 33-747/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Тхагапсовой Е.А.,

судей Качаевой Т.А., Руденко Т.В.,

с участием прокурора Черновой Е.В.,

при секретаре Поповой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменска-Шахтинского, Комитету по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского, Отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г.Каменска-Шахтинского об обязании устранить нарушения законов в сфере охраны зеленых насаждений и городских лесов, по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского на решение Каменского районного суда Ростовской области от 31 октября 2016 г. Заслушав доклад судьи Качаевой Т.А., судебная коллегия

установила:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Каменск-Шахтинский, КУИ г. Каменск-Шахтинский, Отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г. Каменск-Шахтинский об обязании устранить нарушения законов в сфере охраны зеленых насаждений и городских лесов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведённой проверки установлены нарушения законов об охране зеленых насаждений и городских лесов.

Прокуратурой установлено, что в соответствии с Правилами благоустройства на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский», утверждёнными постановлением Председателя Городской Думы - Главы г. Каменск-Шахтинский от 17.03.2016 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ответственным за содержание и охрану зелёных насаждений на объектах территории общего пользования является Отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г. Каменска-Шахтинского (ОЖКХ Администрации г. Каменск-Шахтинский), а Администрация города осуществляет организацию использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, владеет, пользуется и распоряжается лесными участками, осуществляет муниципальный лесной контроль. В нарушение закона реестр зелёных насаждений, относящихся к муниципальному имуществу, не ведётся, сведения о зелёных насаждениях, их сносе и санитарной обработке в 2015 году в паспорта объектов зелёных насаждений не вносятся. Не проведена инвентаризация зелёных насаждений, не разработан долгосрочный комплексный план оценки параметров состояния зелёных насаждений. В городе отсутствует услуга по предоставлению Администрацией города лесных участков в пользование, не приняты административные регламенты по предоставлению лесных участков в пользование. Муниципальный лесной контроль Администрацией города не проводится, порядок его проведения ответчиком не принят, что является коррупцигенным фактором в деятельности муниципальных органов.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинский, в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зелёных насаждений на земельных участках, не отнесённых к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский»; внести изменения в паспорта зелёных насаждений; на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зелёных насаждений на электронном и бумажном носителях; устранить нарушение законов в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выразившиеся в отсутствии разработанных и утверждённых административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский».

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 31 октября 2016 г. исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.

Суд обязал Отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г. Каменск-Шахтинский, в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зелёных насаждений на земельных участках, не отнесённых к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский»; внести изменения в паспорта зелёных насаждений; на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зелёных насаждений на электронном и бумажном носителях.

Также суд обязал КУИ г.Каменска-Шахтинского в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушение законов в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выразившиеся в отсутствии разработанных и утверждённых административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский».

В удовлетворении иска к Администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовскому межрайонному природоохранному прокурору отказано.

В апелляционной жалобе председатель КУИ г. Каменск-Шахтинский ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит отменить его. Заявитель указывает, что в настоящее время в МО «Город Каменск-Шахтинский» действует Лесохозяйственный регламент Каменского городского лесничества, расположенного на землях населенного пункта г. Каменск-Шахтинский, утвержденный решением Каменск-Шахтинской городской Думы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.02.2013, в связи с чем, отсутствует необходимость в разработке и утверждении нового правового акта.

Кроме того, апеллянт указывает, что КУИ г. Каменск-Шахтинский не наделен Администрацией города соответствующими полномочиями.

На апелляционную жалобу, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой поданы возражения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит оставить её без удовлетворения, решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять новое, которым заявленные прокуратурой требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ответчика КУИ г. Каменск-Шахтинский по доверенности ФИО2, поддержав доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила отменить решение суда, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель отдела Ростовской областной прокуратуры Чернова Е.В., поддержав позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в ходе проведённой Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено нарушение на территории г. Каменска-Шахтинского законов об охране зеленых насаждений и городских лесов.

Так, в нарушение действующего законодательства реестр зелёных насаждений, относящихся к муниципальному имуществу г. Каменск-Шахтинский не ведётся, сведения о зелёных насаждениях, их сносе и санитарной обработке в 2015г. в паспорта объектов зелёных насаждений не вносились, не проведена инвентаризация зелёных насаждений, не разработан долгосрочный комплексный план оценки параметров состояния зелёных насаждений. В городе отсутствует услуга по предоставлению Администрацией города лесных участков в пользование, не приняты административные регламенты по предоставлению лесных участков в пользование. Муниципальный лесной контроль Администрацией города не проводится, порядок его проведения ответчиком не принят, что является коррупцигенным фактором в деятельности муниципальных органов. Утверждён лишь регламент по предоставлению муниципальной услуги по оформлению разрешений на уничтожение, санитарную обрезку, пересадку или повреждение зелёных насаждений, во исполнение чего муниципалитетом заключены муниципальные контракты. При этом Администрацией города отдельным гражданам предоставлены в аренду, без проведения аукциона, части лесных земельных участков.

Результаты указанной проверки явились основанием для внесения 31.05.2016 Ростовским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Главы Администрации г. Каменск-Шахтинский представления об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В отсутствие услуги по предоставлению лесных участков в пользование, а также административных регламентов по предоставлению лесных участков в пользование за защитой права арендовать лесные участки граждане вынуждены обращаться в суд.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что органами муниципальной власти на территории г. Каменска-Шахтинского не исполняется в должной мере законодательство, регулирующее создание необходимых условий в области охраны окружающее среды, в частности благоустройства и озеленения территории города, содержания его парковых и лесных зон, что влечёт существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц.

Определяя круг лиц, ответственных за выполнение природоохранных мероприятий, указанных в иске, суд, учитывая положения постановления Администрации г. Каменск-Шахтинский от 30.09.2015. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которому право оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности закреплено за ОЖКХ Администрации г. Каменск-Шахтинский, в приложении к указанному постановлению приведён перечень этого имущества, куда включены все имеющиеся на территории города зелёные насаждения (деревья, кустарники), пришел к выводу о том, что именно ОЖКХ Администрации г. Каменск-Шахтинский, в силу своих полномочий, обязано провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зелёных насаждений на земельных участках, не отнесённых к собственности физических и юридических лиц земельных участках муниципальной собственности в границах МО «Город Каменск-Шахтинский», внести изменения в паспорта зелёных насаждений, и на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зелёных насаждений на электронном и бумажном носителях.

Что касается КУИ г. Каменск-Шахтинский, то суд исходя из содержания положения о КУИ г. Каменска-Шахтинского, утвержденного решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, пришел к выводу о том, что исковые требования об устранении нарушения законов в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выразившиеся в отсутствии разработанных и утверждённых административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории МО «Город Каменск-Шахтинский» подлежат возложению к исполнению именно на КУИ г. Каменск-Шахтинский.

В силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В апелляционной жалобе представитель КУИ г. Каменск-Шахтинский указывает на отсутствие полномочий по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядок осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский».

24.02.2009 постановлением Правительства РФ № 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лестного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ.

Данное Положение устанавливает порядок предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ. Предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения предоставление лесного участка в аренду осуществляют:

а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков в составе:

земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

земель лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий по предоставлению лесных участков в аренду передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ;

в) органы местного самоуправления - в отношении лесных участков в составе земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

В настоящее время в муниципальном образовании «Город Каменск-Шахтинский» действует Лесохозяйственный регламент Каменского городского лесничества, расположенного на землях населенного пункта г. Каменск-Шахтинский», утвержденный Решением Каменск-Шахтинской городской Думой НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.02.2013.

Решением Каменск-Шахтинской городской Думой «Об утверждении Положений и структур Администрации г. Каменск-Шахтинский и ее отраслевых (функциональных) органов» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.07.2015 утверждено Положение и структура Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области.

Согласно п. 1.2 Положения КУИ г. Каменск-Шахтинский является отраслевым (функциональным) органом Администрации города, учрежденным в соответствии с Уставом МО «Город Каменск-Шахтинский» с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью и земельными участками.

В разделе 3 Положения обозначены цели, задачи и компетенция КУИ г. Каменск-Шахтинский, из содержания которых не усматривается, что на Комитет возложены функции по оказанию муниципальной услуги по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.

Более того, Протоколом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 17.07.2015, утвержден перечень (приложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к данному протоколу) типовых муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, а также в жилищной сфере.

В данном перечне указано 38 муниципальных услуг, среди которых предоставление лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование не значится. По муниципальным услугам в сфере земельно-имущественных отношений разработаны и утверждены Административные регламенты предоставления данных услуг.

Согласно указанного выше Положения в полномочия КУИ г. Каменск-Шахтинский разработка и утверждение административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядок осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» не входит.

Таким образом, поскольку КУИ г. Каменск-Шахтинский не наделен такими полномочиями, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложениях данных полномочий на Комитет, в связи с чем в этой части решение Каменского районного суда Ростовской области от 31 октября 2016 г. подлежит отмене, а требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Каменского районного суда Ростовской области от 31 октября 2016 г. – в части обязания Комитета по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законов в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выразившиеся в отсутствии разработанных и утвержденных административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» - отменить.

В отменной части постановить новое решение которым в удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушения законов в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выразившиеся в отсутствии разработанных и утвержденных административного регламента по предоставлению лесных участков в аренду (в том числе без проведения аукционов), постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, а также порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» - отказать.

В остальной части решение Каменского районного суда Ростовской области от 31 октября 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 13 февраля 2017 года.