ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7484/17 от 26.10.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Фадеев С.А. Дело № 33- 7484 / 2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Вороной Н.Л.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакаева Айнди Сулимаевича и Алимхаджиевой Лауры Султановны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к администрации города Когалыма о взыскании субсидии,

по апелляционной жалобе администрации города Когалыма на решение Когалымского городского суда от 09 июня 2017 года, которым постановлено:

«Иск Бакаева Айнди Сулимаевича и Алимхаджиевой Лауры Султановны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей администрации города Когалыма о взыскании субсидии, удовлетворить.

Признать право Бакаева Айнди Сулимаевича и Алимхаджиевой Лауры Султановны на предоставление в установленном Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» порядке субсидии на троих детей в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом.

Взыскать с администрации города Когалыма в пользу Бакаева Айнди Сулимаевича и Алимхаджиевой Лауры Султановны сумму субсидии на третьего ребенка Бакаеву Иман Айндиевну, 16 декабря 2008 года рождения в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>., а всего по иску <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя ответчика Душко А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения истца Бакаева А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику, в котором просили признать право семьи на предоставление в установленном Законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийск автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» порядке субсидии на троих детей в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом, взыскании с ответчика в их пользу сумму субсидии на третьего ребенка - Бакаеву Иман Айндиевну, 16.12.2008 года рождения, в размере <данные изъяты> руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что 30.05.2003 года между Бакаевым А.С. и Алимхаджиевой Л.С. был заключен брак. В период совместного проживания и брака у них родились дети: Бакаев Д.А., (дата) года рождения; Бакаева Х.А., (дата) года рождения; Бакаева И.А., (дата) года рождения, Бакаева М.А., (дата) года рождения. 27.05.2008 года семья обратилась к главе г. Когалыма с заявлением о постановке на учёт в качестве участника подпрограммы «Доступное жильё молодым». 05.06.2008 года им сообщили, что они являются участниками подпрограммы №2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы», предоставив об этом справку. 27.06.2008 г. был заключен кредитный договор (номер) со Сберегательным банком РФ и трехстороннее соглашение (номер) в лице АНО «Ипотечное Агентство ХМАО - Югры» и акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ. По первому договору был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> руб. для приобретения квартиры № 34 дома 4а по ул. Мира в г. Когалыме с условием уплаты процентов в размере 10,75%; Ипотечное Агентство обязалось погашать часть процентов, ставки от уплаченных ими сумм. Таким образом, они стали участниками подпрограммы, предусмотренной Законом ХМАО - Югры от 11.11.2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы», вступили в указанную программу, рассчитывая на получение помощи от государства и округа, добросовестно оплачивают все платежи. Желают участвовать в программе улучшения жилищных условий, их подтолкнули предусмотренные законом льготы. В частности, указанным законом предусмотрены субсидии, выплачиваемые на каждого ребенка. Несмотря на все их обращения в различные инстанции, отказывали в предоставлении предусмотренных законом субсидии. Полагали, что отказ является незаконным и не соответствует установленным законом нормам.

Истец Бакаев А.С. в судебном заседании на иске настаивал, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Истец Алимхаджиева Л.С. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в её отсутствии, на иске настаивала в полном объёме.

Представитель истцов адвокат Сафаров Д.Н. поддержал своих доверителей, иск просил удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика Денисова А.В. иск не признала полностью, поскольку нет оснований для его удовлетворения.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Когалыма просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обосновании доводов жалобы указано на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; судом нарушены нормы материального и процессуального права. 27.05.2008 г. на основании личного заявления истцов о постановке на учет в качестве участников подпрограммы 2 они были включены в состав участников подпрограммы. Целью подпрограммы 2 являлось создание системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище. В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет. На основании Закона от 11.11.2005 №103-оз ХМАО - Югры о программе ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры» на 2005 - 2015 годы принятого Думой ХМАО - Югры 28 октября 2005 года в данную программу были внесены следующие изменения в соответствии с п. 3 ст. 9 вышеуказанного Закона молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет. Согласно выписке из протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации города Когалыма № 33 от 25.08.2008 года принято решение: согласно Закона ХМАО-Югры № 103 от 11.11.2005 года «О программе ХМАО-Югры на 2005-2015 годы» с изменениями от 05.06.2008 года подпрограммы «Доступное жилье молодым» отказать в предоставлении субсидии на детей. Причиной данного отказа являлось нарушение п. 3 ст. 9 Закона ХМАО-Югры № 103-03: «возраст одного из супругов превышает 35 лет». На момент обращения в администрацию города Когалыма Бакаеву А.С. было <данные изъяты> года ((дата).р), соответственно он не имеет оснований быть участником данных подпрограмм. Не согласившись с решением администрации города Когалыма об исключении его из программы, Бакаев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Когалыма. Решением Когалымского городского суда от 07.07.2011 года требования Бакаева А.С. были удовлетворены. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам ХМАО-Югры от 20.09.2011 года решение суда оставлено без изменения. Решение суда от 07.07.2011 года администрацией города Когалыма было исполнено. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Из изложенного, можно сделать вывод, что обращение истцов в суд с настоящим требованием имеет преюдициальный характер. Разрешая настоящее дело, суд, руководствуясь положениями Закона № 103-оз и постановлением Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2006 года №67-П «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры» на 2005-2015 годы» (далее - Порядок), пришёл к не правильному выводу об удовлетворении иска, так как согласно п. 3 ст. 9 Закона 103-оз, участниками Подпрограммы являются молодые семьи, имеющие детей. В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет. Изменения в закон ХМАО № 103-оз об увеличение возраста молодой семьи до 35 лет были приняты 05.06.2008 года. До данной даты статус молодой семьи имели лица, возраст одного из которых не превышал 30 лет. В рамках рассмотрения дела судом не был установлен тот факт, что на дату рождения Бакаевой И.А. возраст одного из супругов превышал 35 лет, а именно Бакаеву А.С. исполнилось 53 года, (ребёнок родился 16.12.2008 года), следовательно, семья утратила статус молодой семьи. Соответственно, правовых основания для предоставления субсидии на указанного ребенка отсутствуют. Обращает внимание на то, что суды, по сложившейся судебной практике считают, что применение п.1.ч.1 ст. 1 Закона ХМАО подпрограммы «Доступное жилье молодым» возможно в том случае если семья имеет статус молодой семьи. Семья истца данный статус утратила в связи возрастом одного из супругов старше 35 лет. Кроме того, Администрация города Когалыма не соглашается с выводами суда о том, что суд взял за основу обстоятельства, установленные вступившим законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу 11.07.2011 года, так как семья истца до настоящего времени не признана участником программы и, следовательно, не имеет право на получение субсидии, поскольку право на постановку на учет на получение субсидии носит заявительных характер, после наступления права, а не автоматически ранее признанный участником программы гражданин имеет право на получение субсидии на третьего ребенка. В законе ХМАО № 103-оз речь идет о помощи семьям, имеющим статус молодой семьи, а не о семьях ранее получавших субсидии и ранее являвшихся участником программы. Кроме того, считает, что не возможно согласиться с требованиями истца о том, что он просил обязать ответчика предоставить ему субсидию, т.е. не просил поставить его на учет, как того требует закон ХМАО (п. 2.4. Порядка реализации подпрограммы, утв. Постановлением правительства ХМАО от 07.04.2006 года), а сразу предоставить ему субсидию. Для получения субсидии изначально необходимо встать на учет для ее получения. Таких требований истцом не заявлялось. Кроме того, администрация города Когалыма, считает, что по настоящему делу необходимо было применить срок исковой давности, поскольку на момент обращения с иском в 2011 году Бакаева И.А. уже родилась ((дата) года). Следовательно, истец, обратившись с исковым заявлением к администрации города Когалыма о взыскании субсидии на первого и второго ребенка, уже знал о его нарушенном праве, но с 2011 года по настоящее время не обращался с требованием о взыскании денежных средств по факту рождения Бакаевой И.А.

Алимхаджиева Л.С., извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным, рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав объяснения представителя ответчика Душко А.С., истца Бакаева А.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов в части признания семьи права на предоставление в установленном Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы» порядке субсидии на троих детей в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом. При этом, суд также удовлетворил требования истцов в части взыскания с ответчика в их пользу суммы субсидии на третьего ребенка – Бакаеву И.А. в размере <данные изъяты> руб.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда исходя из следующего.

Предметом судебного разбирательства являются правоотношения между истцами и ответчиком по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым".

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" регулируются в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года N 67-П "О порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы".

Согласно п. 3 ст. 9 Закона 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы" (в ред. 29.08.2008 года), участниками подпрограммы 2 являются молодые семьи, имеющие детей. В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет.

Впоследствии в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" были внесены изменения в ст. 9 указанного закона, и п. 3 изложен в следующей редакции: «участниками подпрограммы 2 являются молодые семьи, имеющие детей. В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет.

Как следует из материалов дела, 27.05.2008 г. на основании личного заявления Бакаева А.С. и Алимхаджиевой Л.С. о постановке на учет в качестве участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" были включены в состав участников подпрограммы.

25.08.2008 г. жилищной комиссией при администрации города Когалыма принято решение № 33 от 25.08.2008 г. об отказе в предоставлении субсидии на детей. Причиной данного отказа явилось нарушение п. 2 ст. 9 Закона 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", так как возраст одного из супругов превышал 35 лет. На момент обращения в администрацию г. Когалыма с личным заявлением Бакаеву А.С. было 44 года (1964 г.р.).

Не согласившись с решением администрации города Когалыма об исключении из программы, Бакаев А.С. обратился в суд с иском к администрации города Когалыма и ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на предоставление в установленном Законом ХМАО - Югры от 11.11.2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры» на 2005 - 2015 годы» порядке субсидии на троих детей в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом, взыскании с ответчиков сумму субсидии в размере 1 555 200 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины.

Решением Когалымского городского суда от 07.07.2011 г. за Бакаевым А.С. и Алимхаджиевой Л.С. признано право на предоставление в установленном Законом ХМАО - Югры от 11.11.2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры» на 2005 - 2015 годы» порядке субсидии на двоих детей: Бакаева Д.А., (дата) г.р. и Бакаеву Х.А., (дата) г.р., в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом. Кроме того, суд с администрации г. Когалыма в пользу Бакаева А.С. и Алимхаджиевой Л.С. взыскал субсидию на двоих детей: Бакаева Д.А., (дата) г.р. и Бакаеву Х.А., (дата) г.р.. в размере <данные изъяты> руб. и расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части иска судом было отказано.

Как следует из указанного решения суда, согласно свидетельству о заключении брака (номер) от (дата) года, Бакаев А.С. (дата) года заключил брак с Алимхаджиевой Л.С, после заключения брака присвоены фамилии мужу «Бакаев», жене «Алимхаджиева». В период их совместного проживания и брака у них родились дети: Бакаев Д.А., (дата) г. р., Бакаева Х.А., (дата) г.р., Бакаева И.А., (дата) г. р., что подтверждается свидетельствами о рождении детей. 17.03. 2009 г. истцу Алимхаджиевой Л.С. было выдано удостоверение многодетной семьи (номер) от 17 марта 2009 года. 27.05.2008 г. Алимхаджиева Л.С. обратилась с заявлением на имя главы города Когалыма о постановке на учёт в качестве участия в подпрограмме «Доступное жильё молодым», в котором просила принять её семью из четырех человек, а именно: Алимхаджиева Л.С, муж - Бакаев А.С, а также Бакаев Д.А. и дочь Бакаева Х.А., на учёт в качестве участников подпрограммы «Доступное жильё - молодым», в связи с чем, согласно справке администрации Когалыма №208 от 05 июня 2008 года, истцам сообщено, что они являются участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры на 2005- 2015 годы».

Судом также установлено, что 17.06.2008 г. Ипотечное Агентство направило истцам уведомление о постановке на учёт для предоставления государственной поддержки из которого следовало, что в соответствии с заявлением Бакаева А.С. и Алимхаджиевой Л.С. от 16 июня 2008 года, истцы, как участники подпрограммы «Доступное жилье молодым» были поставлены на учёт для предоставления государственной поддержки в соответствии подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы». Постановка на учёт произведена на основании справки, выданной Управлением по жилищной политике администрации г. Когалыма от 05.06.2008 г. о признании семьи истцов участниками подпрограмм «Доступное жильё молодым». Данное право участников подпрограммы предусмотрено подпунктом 1 пункта 3 статьи 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 г. №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 2015 годы».

27.06.2008 г. дополнительный офис №5940/071 Сургутского отделения №5940 Сберегательный банк РФ с Бакаевым А.С. и Алимхаджиевой Л.С. заключил кредитный договор (номер), согласно которого истцам был предоставлен кредит «Ипотечный» по программе «Молодая семья» в сумме <данные изъяты> руб. под 10,75% для приобретения квартиры (адрес), на срок по 26.06.2028 г. Согласно срочному обязательству (номер) от 27.06.2008 г., истцы обязались по полученному кредиту уплатить Банку 2 565 000 руб. по 26 июня 2028 года, производить платежи в погашение кредита ежемесячно равными долями начиная с 1-ого числа месяца следующего за месяцем получения кредита, не позднее 10 числа месяца, следующего за платежным месяцем в сумме 10 732, 22 руб., последний платеж в сумме <данные изъяты> руб. должен быть произведен не позднее 26.06.2028 г.

Также, 27.06.2008 г. с истцами было заключено трёхстороннее соглашение (номер) о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 27.06.2008 г., согласно которому Ипотечное агентство предоставляет государственную поддержку участникам в форме компенсации части банковской процентной ставки, уплачиваемой участниками за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору предоставленному за счёт средств Банка на строительство/приобретение жилого помещения в течение 240 месяцев, при условии целевого использования исполнения обязательств участниками в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением. Компенсация предоставляется за счёт средств бюджета ХМАО - Югры, предоставленных агентству для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» в компенсации части процентной ставки автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы».

В связи с тем, что истцы стали участниками программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», 27 июня 2008 года, с расчётом на предоставления субсидии на детей, истцы заключили договор купли-продажи 3-х комнатной квартиры, расположенной по (адрес) с составлением передаточного акта от 27.06.2008 года. Согласно условиям данного договора квартира была оценена на сумму 2 700 000 руб. приобретена с использованием кредитных средств в размере <данные изъяты> руб.; оставшаяся сумма в размере 135 000 руб. передана «Покупателями», т.е. Бакаевым А.С. и Алимхаджиевой Л.С.

Согласно договорам дарения 1/8 доли в праве собственности на квартиру Бакаев А.С. и Алимхаджиева Л.С. подарили своей несовершеннолетней дочери Бакаевой И.А., 1/8 доли в праве общей долевой собственности на кв. (адрес).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <данные изъяты> и <данные изъяты> от 16.07.2008 года, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> от 28.07.2009 года, Бакаев А.С, Алимхаджиева Л.С. и их несовершеннолетние дети: Бакаев Д.А., Бакаева Х.А. и Бакаева И. А., являются долевыми собственниками кв. <данные изъяты>, где доля в праве Бакаева А.С, Алимхаджиевой Л.С. и Бакаевой И.А. - 1/8, Бакаева Д.А. и Бакаевой Х.А. ? доля в праве.

Судом также достоверно установлено, что после регистрации истцов в приобретенной ими квартире и сбора необходимых документов, 15.08.2008 г. истцы подали пакет документов на предоставление субсидий на детей в Управление по жилищной политике администрации г. Когалыма, однако в предоставлении субсидии на детей им было отказано, так как возраст одного из супругов превышает 35 лет. При этом письменный отказ, а именно письмо администрации г. Когалыма (номер) от 17.06.2009 года Бакаев А.С. и Алимхаджиева Л.С., согласно отметке на данном письме получили в августе 2009 г.

Таким образом, истцы обратились в администрацию г. Когалыма с заявлением о принятии их на учёт в качестве участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» 01.05.2008 года и с 05.06.2008 года являлись участниками данной программы, что не отрицала администрация г. Когалыма, так как на момент их обращения действовала редакция Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 201 годы», в редакции от 29.02.2008 г. №15-03, где участниками подпрограмм являлись, в том числе, молодые семьи, имеющие детей, и в рамках данной подпрограммы молодыми семьями считались семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превыше 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышал 30 лет, при этом изменения Законом ХМАО - Югры «О внесении изменений в Закон ХМАО - Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», которым установлено: п. 3 ст.9 абз. 5 изложить в следующей редакции «В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условии, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет», были внесены после обращения Бакаева А.С. и Алимхаджиевой Л.С. с заявлением о постановке на учёт в качестве участников подпрограмм «Доступное жильё молодым».

Кроме того суд указал на то, что администрация г. Когалыма отказывая истцам в предоставлении субсидии на детей, руководствовалась изменениями внесенными в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года №67-п «Участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учёт на получение свидетельства, а также получившие свидетельства и не предъявившие их для получения субсидии до 30.06.2009 г., ставятся организацией на учёт для получения субсидии на основании переданных учётных дел участников подпрограммы согласно дате подачи заявления гражданина на получение субсидии, без предоставления каких-либо документов с выдачей соответствующего уведомления».

Согласно письму Ипотечного агентства от 14.12.2010 года, до 30.06.2009 г. органом ответственным за реализацию подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО- Югры» на 2005 - 2015 годы», утв. Законом ХМАО - Югры с 11.11.2005 года №103-оз в г. Когалыме являлось Управление по жилищной политике администрации города. В период с 01.07.2009 г. по 31.12.2009 г. организацией, привлеченной для реализации подпрограммы «Доступное жильё молодым», являлась автономная некоммерческая организация «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» на основании государственного контракта №33 от 02.06.2009 г. ОАО «Ипотечное агентство Югры», является организацией, привлечённой для реализации подпрограммы «Доступное жильё молодым», на основании Государственного контракта №1 от 13.01.2010 г. В соответствии с п. 4 постановления правительства ХМАО - Югры от 22.04.2009 года №90-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006 года №67-п» участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учёт на получение свидетельства, а также получившие свидетельства, но не предъявившие их для получения субсидии до 30.06.2009 г., ставятся организацией, привлеченной для реализации подпрограммы «Доступное жильё молодым» на учёт для получения субсидии на основании переданных учетных дел участников подпрограммы. Учетное дело истцов из Управления по жилищной политике администрации г. Когалым не передавалось, поэтому, постановка на учёт и выплата субсидий без наличия учётного дела невозможна. Как следует из справки администрации г. Когалыма Управление по жилищной политике №416 от 08.06.2011 года, руководствуясь сроками хранения документов, утратой практического значения учетных дел граждан, признанных участниками подпрограммы 2, учётное дело Алимхаджиевой Л.С. о постановке на учёт по вышеуказанной подпрограмме было уничтожено, что также подтверждается выпиской из акта об уничтожении учётных дел от 25.05.2009 г. Согласно письму Ипотечного агентства от 02.07.2009 г., при приёме учётных дел участников подпрограммы 2 были приняты дела участников, поставленных на учёт в период с 01.01.2008 г. по 30.06.2009 г. Учётные дела граждан, поставленных на учёт в период с 01.01.2006 года по 31.12.2007 год переданы не были, в связи с чем, на имя начальника Управления по жилищной политике администрации г. Когалыма был сделать запрос о сообщении причин, на что 03.07.2009 г., администрацией г. Когалыма Управление по жилищной политике был дан ответ, что учётные дела уничтожены. Согласно справке Ипотечного агентства от 23.06.2011 года, книга регистрации участников подпрограммы «Доступное жильё молодым», поставленных на учёт до 30.06.2009 года, при передаче учётных дел от Управления по жилищной политике Администрации города в АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» на бумажном носителе не передавалась. Данная Книга была передана в электронном виде, распечатана, прошита и скреплена печатью. Согласно справке Ипотечного агентства от 23.06.2011 года, информационный реестр участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», поставленных на учёт до 30.06.2009 года, при передаче учётных дел от Управления по жилищной политике Администрации города в АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры», был направлен от Комитета по молодежной политике ХМАО - Югры для сверки с Книгой регистрации в электронном виде. На бумажном носителе вышеуказанный реестр не передавался.

Таким образом, учитывая, что Управление по жилищной политике администрации города Когалыма в АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры», ни Книгу регистрации, ни информационный реестр участников подпрограммы «Доступное жильё молодым», поставленных на учёт до 30.06.2009 года, участниками которой являлись истцы и их двое несовершеннолетних детей не передавало, при этом суд счел, что несовершеннолетняя Бакаева И.А. участницей данной подпрограммы не являлась, так как согласно свидетельству о рождении она родилась 16.12.2008 г., т.е. после того, как истцы и их двое несовершеннолетних детей были поставлены на учёт в качестве участников вышеуказанной подпрограммы и никаких заявлений о постановке на учёт, в связи с рождением третьего ребенка и производстве выплаты субсидии с ее учётом, истцы в адрес ответчиков, в том числе и в адрес администрации г. Когалыма, не писали, что они и не отрицали в суде первой инстанции, при этом администрацией г. Когалыма учётное дело истцов о постановке их на учёт по вышеуказанной подпрограмме надлежащим образом передано в Ипотечное агентство Югры не было, чем вины, как самих истцов, так и ответчика Ипотечное агентство судом установлено не было, следовательно, и исключены они были из данной программы незаконно.

При таких обстоятельствах, суд счел необходимым признать право за Бакаевым А.С., Алимхаджиевой Л.С и их двоих несовершеннолетних детей Бакаева Д.А. и Бакаевой Х.А. на предоставление субсидии на данных детей в установленном Законом порядке. Согласно приказу региональной службы по тарифам Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре «Об утверждении нормативов (показателей) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому округу - Югре и муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на третий квартал 2011 года №35-нп от 27.06.2011 года» норматив (показатель) средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в г. Когалыме равен <данные изъяты> руб., в деревянном исполнении <данные изъяты> руб. При таких обстоятельствах, суд, учитывая требования вышеуказанного Закона ХМАО - Югры и приказа Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры «Об утверждении нормативов (показателей) средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на третий квартал 2011 года №35-нп от 27.06.2011 года, пришел к выводу о том, что истцам должна быть предоставлена субсидия на каждого ребенка, т.е. на Бакаева Д.А. и Бакаеву Х.А., в размере, равном стоимости 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого ребёнка. В отношении двоих детей должна быть предоставлена субсидия, равная стоимости 24 кв.м. общей площади, т.е. (12 кв.м. + 12 кв.м. = 24 кв.м.). В соответствии с условиями договора купли-продажи квартиры от 27.06.2008 г. стоимость кв. (адрес), где общая площадь квартиры - 62,5 кв.м., составляет <данные изъяты> руб., стоимость одного кв.м. <данные изъяты> руб., что превышает среднюю рыночную – <данные изъяты> руб., в связи с чем, суд счел, что субсидия на двоих детей составит: <данные изъяты> руб., т.е. (36 081 руб. х 24 кв.м. = <данные изъяты> руб.), которую суд счел необходимым взыскать с администрации Когалыма, так как управление по жилищной политике администрации города Когалыма неправомерно исключило истцов из списка участников подпрограммы «Доступное жильё молодым», в связи с чем, учётное дело не было передано АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры». В иске Бакаева А.С. и Алимхаджиевой Л.С. к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о взыскании субсидии при всех вышеизложенных обстоятельствах, судом было отказано в полном объёме.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам ХМАО-Югры от 20.09.2011 решение суда оставлено без изменения.

Решение суда администрацией города Когалыма было исполнено, что не оспаривалось сторонами.

При рассмотрении вышеуказанного дела, в удовлетворении исковых требований на третьего ребенка, то есть Бакаеву И.А., 16 декабря 2008 года рождения, было отказано ввиду того, что заявление о постановке на учет участника вышеуказанной программы и производстве выплаты субсидии с его учетом, истцы в адрес ответчика администрации г. Когалыма не подавали.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об удовлетворении иска с учетом того, что на момент подачи иска в суд, истцы обратились с заявлением в адрес ответчика, то есть в адрес администрации города Когалыма о предоставлении субсидии на третьего ребенка, то есть на Бакаеву И.А., 16 декабря 2008 года рождения.

Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что хотя истцы и обратились к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на третьего ребенка, однако в данном случае заявленные требования истцов были заявлены к ненадлежащему ответчику по делу, поскольку с 01 июля 2009 года на основании государственного контракта № 33 от 2 июня 2009 года организацией по реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы» являлась Автономная некоммерческая организация «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». С 01.01.2010 г. полномочия АНО «Ипотечное агентство ХМА – Югры» по реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» прекратилось в связи с истечением государственного контракта и полномочия были переданы в открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры».

Орган местного самоуправления в лице администрации города Когалыма реализацией данной программы занимался до 01 июля 2009 года.

Таким образом, на данный момент организацией, привлечённой для реализации подпрограммы «Доступное жильё молодым» является именно ОАО «Ипотечное агентство Югры», а не администрация города Когалыма.

С учетом изложенного, судебная коллегия в интересах законности полагает возможным при рассмотрении жалобы администрации города Когалыма выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального права, не указанные в доводах жалобы.

Доказательств того, что истцы обращались с подобным заявлением в адрес Ипотечного агентства Югры не имеется.

В данном случае на дату рождения Бакаевой И.А. возраст одного из супругов превышал 35 лет, а именно Бакаеву А.С. исполнилось 53 года (ребенок родился 16.12.2008 г), соответственно правовые основания для предоставления субсидии на указанного ребенка отсутствуют.

В соответствии со ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», «Государственная поддержка молодых семей осуществляется путём: предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период долговых обязательств; размер субсидий, указанных в подпункте 1 пункта 1, подпункте 2 пункта 2, подпункте 3 пункта настоящей статьи, равен стоимости 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого ребёнка. Стоимость 1 кв.м. общей площади для расчёта субсидий определяется согласно заключённому договору. Жилое помещение, приобретаемое с использованием субсидии, получаемой в рамкам настоящей подпрограммы, оформляется в собственность в соответствии федеральным законодательством на всех членов семьи, на которых производились расчет и выплата субсидии».

Применение ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» возможно только в том случае если семья имеет статус молодой семьи. Семья истца данный статус утратила в связи с возрастом одного из супругов старше 35 лет.

Более того, семья истца до настоящего времени должным образом не признана участником программы, право на постановку на соответствующий учет на получение субсидии носит заявительный характер, после наступления права, а не автоматически.

При таких обстоятельствах, доводы истцов о наличии у них права на получение субсидии на третьего ребенка не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению.

С учетом изложенного, состоявшееся по делу решение суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности о признании право семьи на предоставление в установленном Законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийск автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» порядке субсидии на троих детей в порядке и размерах, определенным данным нормативным актом, взыскании с ответчика в их пользу сумму субсидии на третьего ребенка - Бакаеву Иман Айндиевну, 16.12.2008 года рождения, не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Когалымского городского суда от 09 июня 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бакаева Айнди Сулимаевича и Алимхаджиевой Лауры Султановны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к администрации города Когалыма о взыскании субсидии, отказать.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Вороная Н.Л.