ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7488/2016 от 11.05.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья ( / / )1 Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

...( / / )

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

( / / )8,

судей

( / / )2,

Седых Е.Г.,

при секретаре судебного заседания ( / / )4, рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению ... «Управление автомобильных дорог», Министерству транспорта и связи ... о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства транспорта и связи ... на решение Октябрьского районного суда ... от ( / / ).

Руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства транспорта и связи ... – без удовлетворения.

Председательствующий: ( / / )8

Судьи: Е....

( / / )7

Судья Гисматулина Д.Ш. Дело № 33-7488/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 11.05.2016

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатьева В.П.,

судей

Фефеловой З.С.,

Седых Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Ситкиной Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Министерству транспорта и связи Свердловской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства транспорта и связи Свердловской области на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.01.2016.

Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения представителя ответчика Министерства транспорта и связи Свердловской области ФИО1, прокурора Волковой М.Н., судебная коллегия

установила:

Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Министерству транспорта и связи Свердловской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указывал, что в ходе прокурорской проверки установлена необходимость проведения капитального ремонта из-за деформации земляного полотна на следующих участках автомобильных дорог регионального значения, проходящих по территории Ирбитского муниципального образования: а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 83+300 метров по 90+000 метров; а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 39+000 метров по 45+000 метров; а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 127+000 метров по 137+067 метров; а/д «Артемовский-Зайково» км с 40+497 метров по 42+000 метров; а/д «Артемовский-Зайково» км с 48+000 метров по 65+993 метров; а/д «В.Синячиха-Ирбит» км с 92+000 метров по 97+183 метров; а/д «Невьянск-Реж-Артемовский-Килачевское» км 170+000 метров по 181+840 метров. Просил суд возложить на ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Министерство транспорта и связи Свердловской области обязанность в срок до 01.11.2018 организовать проведение на указанных участках дорог капитального ремонта и устранение деформации земляного полотна, деформации дорожной одежды в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85, привести поперечные уклоны проезжей части в соответствие нормативу уклона максимум 20 промилей для данных автомобильных дорог, устранить колейности на данных дорогах, устранить масштабное разрушение асфальтобетонного покрытия: сетку трещин, отпотевание асфальтобетонного покрытия, деформацию земляного полотна в продольном профиле.

Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга Свердловской области 14.01.2016 постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Министерство транспорта и связи Свердловской области возложена обязанность в срок до 01.11.2018 на следующих дорогах регионального значения, расположенных на территории Ирбитского муниципального образования: - а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 83+300 метров по 90+000 метров; - а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 39+000 метров по 45+000 метров; - а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 127+000 метров по 137+067 метров;- а/д «Артемовский-Зайково» км с 40+497 метров по 42+000 метров; - а/д «Артемовский-Зайково» км с 48+000 метров по 65+993 метров; - а/д «В.Синячиха-Ирбит» км с 92+000 метров по 97+183 метров; - а/д «Невьянск-Реж-Артемовский-Килачевское» км 170+000 метров по 181+840 метров, организовать проведение капитального ремонта и устранение деформации земляного полотна, деформации дорожной одежды в соответствии с требованиями государственного стандарта, а именно: привести поперечные уклоны проезжей части в соответствие нормативу уклона максимум 20 промилей для данных автомобильных дорог, устранить колейности на данных дорогах, устранить масштабное разрушение асфальтобетонного покрытия: сетку трещин, отпотевание асфальтобетонного покрытия, деформацию земляного полотна в продольном профиле.

Ответчик Министерство транспорта и связи Свердловской области не согласился с решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие решения суда действующему законодательству. Приводит положения Устава Управления автомобильных дорог, и ссылается на то, что Министерство транспорта и связи Свердловской области не является учредителем ГКУ СО Управления автомобильных дорог и собственником имущества данного учреждения. Перечисляя цели и задачи создания ГКУ СО Управления автомобильных дорог, функции Министерства транспорта и связи Свердловской области, считает, что организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, и иных, связанных с этой деятельностью работ и услуг, относится именно к компетенции ГКУ СО Управления автомобильных дорог, а не Министерству транспорта и связи Свердловской области. Доказательств уклонения Министерством от выполнения возложенных на него полномочий и функций, суду не представлено. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Министерство транспорта и связи Свердловской области.

Представитель ответчика ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Прокурор Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежащим.

Ответчик государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, своевременно извещен о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на участках а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 83+300 метров по 90+000 метров; а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 39+000 метров по 45+000 метров; а/д «Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда» км с 127+000 метров по 137+067 метров; а/д «Артемовский-Зайково» км с 40+497 метров по 42+000 метров; а/д «Артемовский-Зайково» км с 48+000 метров по 65+993 м етров; а/д «В.Синячиха-Ирбит» км с 92+000 метров по 97+183 метров; а/д «Невьянск-Реж-Артемовский-Килачевское» км 170+000 метров по 181+840 метров произошла деформация земляного полотна, поперечные уклоны проезжей части не соответствуют нормативу, имеется колейность на дорогах, разрушение асфальтобетонного покрытия: сетка трещин, отпотевание асфальтобетонного покрытия, деформация земляного полотна в продольном профиле.

Обстоятельства перечисленных прокурором нарушений нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не были опровергнуты стороной ответчиков.

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 737-ПП указанные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования регионального значения Свердловской области.

Статьей 17 Федерального закона от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 3 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 того же закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.1 Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства транспорта и связи Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2010 N 76-ПП, настоящее Положение о Министерстве транспорта и связи Свердловской области определяет правовой статус, полномочия, функции, права и обязанности Министерства транспорта и связи Свердловской области (далее - Министерство), а также порядок руководства Министерством.

Пунктом 2 Положения закреплено, что Министерство является:

1) исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, осуществляющим реализацию государственной политики Свердловской области в сфере транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения, связи, информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, совершенствования механизма государственного управления на основе применения информационных технологий, оказания государственных услуг в сфере транспорта и дорожного хозяйства, информационных технологий для формирования информационных ресурсов Свердловской области и обеспечения доступа к ним, и обеспечения защиты информации (далее - сфера деятельности Министерства);

5) главным распорядителем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Свердловской области, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление расходов на обслуживание долговых обязательств, связанных с использованием бюджетных кредитов, полученных Свердловской областью из федерального бюджета на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения);

6) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Свердловской области и разработку основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Министерство является главным администратором доходов областного бюджета по закрепленным за ним источникам доходов в рамках полномочий, установленных действующим законодательством (пункт 4).

Министерство координирует деятельность государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", находящегося в ведении Министерства (пункт 5).

Осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов в рамках полномочий, установленных действующим законодательством (п.п.7 п.7).

Участвует в организации дорожной деятельности, планировании строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.п.33 п.9).

Министерство является юридическим лицом и финансируется из областного бюджета в пределах утвержденной бюджетной сметы. Министерство имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в органах, осуществляющих казначейское исполнение областного бюджета, и органах Федерального казначейства, а также счета, открываемые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, печати, штампы и бланки и использует их для осуществления своих функций, установленных настоящим Положением (пункт 16).

Из Устава ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» также установлено, что учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства транспорта и связи Свердловской области. Министерство транспорта и связи Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, пользуется всеми правами и несет обязанности, связанные с этим статусом в отношении Учреждения (пункт 7).

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности, помимо ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», на Министерство транспорта и связи Свердловской области организовать проведение на участках дорог регионального значения капитального ремонта и устранение недостатков, суд с учетом приведенных правовых норм, исходил из того, что Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим на территории Свердловской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Свердловской области.

Выводы суда основаны на положениях приведенных выше нормативно-правовых актов, включая нормативные акты субъекта Российской Федерации - Свердловской области, и соответствуют установленным обстоятельствам. Оснований полагать данные выводы неправильными судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства транспорта и связи Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: В.П. Игнатьев

Судьи: Е.Г. Седых

З.С. Фефелова