ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7498/2013 от 13.11.2013 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Боронко Н.Д.          Дело № 33-7498/2013                                                   

                    Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Зашихиной Н.Г.

судей областного суда: Усовой Е.И., Полыга В.А.

при секретаре: Кучуковой Д.А.

рассмотрела в судебном заседании                  <...>

дело по апелляционным жалобам главы Баррикадского сельского поселения, Украинского сельского поселения, К. сельского поселения, Лесного сельского поселения, главы А. И. муниципального района Омской области на решение И. городского суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Омской области удовлетворить.

Признать бездействие А. И. муниципального района Омской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным.

    Признать бездействие А. Кукаревкого сельского поселения, ФИО1 сельского поселения, А. Лесного сельского поселения, ФИО2 сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов незаконным.

Обязать организовать сбор и вывоз несанкционированно сброшенных бытовых и промышленных отходов:

ФИО1 сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-восточнее <...> (общая площадь - 1,3 га), на земельном участке, расположенном в юго-восточной части <...> (общая площадь - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в восточной части <...> (общая площадь - 0,25 га), на земельном участке с местоположением: северо-восточнее <...>, в 150 м. от животноводческого комплекса (общая площадь - 0,27 га), на земельном участке, расположенном в северной части <...>, в 250 м. от автодороги «Красновознесенка-Васютино». (общая площадь - 0,5 га), на земельном участке, расположенном в 300 м. юго- восточнее <...> (общая площадь - 0,6 га);

А. К. сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-западная часть <...> (общая площадь - 1,9 га), на земельном участке, расположенном в северной части д. Пучково (общая площадь - 0,2 га), на земельном участке с местоположением: юго-восточная часть д. Гофнунгсталь (общая площадь - 1,8 га), на земельном участке с местоположением: северо- восточная часть д. Ивановка (общая площадь - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в северо-западной части д. Николайполь (общая площадь - 2,4 га);

А. Лесного сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-восточная часть <...> (общая площадь - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в южной части д. Рославка (общая площадь - 0,05 га), на земельном участке, расположенном в северной части <...> (общая площадь - 0,4 га), на земельном участке с местоположением: северо- западная часть <...> (общая площадь - 0,4 га), на земельном участке в северо-западной части ст. Юнино (общая площадь - 0,05 га), на земельном участке с местоположением: северо- западная часть <...> (общая площадь - 0,3 га);

ФИО2 сельского поселения на земельном участке, расположенном в 1 км. северо-восточнее д. Кудряевка (общая площадь - 1 га, на земельном участке, расположенном в 1,2 км. юго- восточнее д. Мясники (общая площадь - 0,5 га), на земельном участке с местоположением: в 1 км. северо-восточнее д. Новодонка (общая площадь - 0,4 га), на земельном участке, расположенном в 1,2 км. восточнее д. Ночка (общая площадь -0,005 га).

    Обязать А. И. муниципального района Омской области принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории И. муниципального района Омской области;   

Обязать А. И. муниципального района Омской области организовать мероприятия по рекультивации и землеустройству земельных участков, расположенных: юго-восточнее <...> (общая площадь -1,3 га), в юго-восточной части <...> (общая площадь -0,2 га), в восточной части <...> (общая площадь -0,25 га), северо-восточнее <...>, в 150 м. от животноводческого комплекса (общая площадь - 0,27 га), в северной части <...>, в 250 м. от автодороги «Красновознесенка-Васютино» (общая площадь - 0,5 га), в 300 м. юго-восточнее <...> (общая площадь - 0,6 га), юго-западная часть <...> (общая площадь - 1,9 га), в северной части д. Пучково (общая площадь -0,2 га), юго-восточная часть д. Гофнунгсталь (общая площадь 1,8 га), северо-восточная часть д. Ивановка (общая площадь - 0,2 га), в северо-западной части д. Николайполь (общая площадь - 2,4 га), юго-восточная часть <...> (общая площадь - 0,2 га), в южной части д. Рославка (общая площадь - 0,05 га), в северной части <...> (общая площадь - 0,4 га), северо-западная часть <...> (общая площадь - 0,4 га), в северо-западной части ст. Юнино (общая площадь - 0,05 га), северо-западная часть <...> (общая площадь -0,3 га), в 1 км. северо-восточнее д. Кудряевка (общая площадь - 1 га), в 1,2 км. юго-восточнее д. Мясники (общая площадь - 0,5 га), в 1 км. северо-восточнее д. Новодонка (общая площадь - 0,4 га), в 1,2 км. восточнее д. Ночка (общая площадь - 0,005 га) в срок до <...>».

Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г., судебная коллегия

установила:

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области обратилось с иском к А. И. муниципального района, ФИО1 сельского поселения, А. К. сельского поселения, А. Лесного сельского поселения, ФИО2 сельского поселения о признании бездействия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов незаконным, возложении обязанности по организации по сбору и вывозу несанкционированно сброшенных бытовых и промышленных отходов, о принятии мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, об обязании организации мероприятий по рекультивации и землеустройству земельных участков.

В ходе проверки А. И. муниципального района Омской области и А. сельских поселений И. муниципального района Омской области, выявлены факты нарушения природоохранного законодательства РФ в части размещения на территории района несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов. Установлены места несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на территории Баррикадского, К., Лесного и Украинского сельских поселений

Указанные земельные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов, должным образом не оформлены, на кадастровый учет не поставлены. Решениями советов сельских поселений И. муниципального района утвержден порядок сбора и вывоза отходов на территории поселений. Указанный порядок носит декларативный характер. Вывоз отходов с территории поселений осуществляется населением самостоятельно и бесконтрольно, тем самым создаются условия и предпосылки к загрязнению прилегающих к населенным пунктам участков лесного фонда, водоохранных зон озер, расположенных на территории района.

Несмотря на неоднократные обращения А. сельских поселений в А. муниципального района об установлении в соответствии с законодательством мест размещения отходов, на данный период времени А. района никаких мер по указанному вопросу не принято.

    Соглашения о делегировании сельским поселениям полномочий по захоронению и утилизации отходов не заключались, субвенции для содержания свалок муниципальным районом не выделялись.

Определение мест, строительства объектов размещения отходов, осуществлено без специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Строительство объектов размещения отходов должно осуществляться в соответствии с разработанным проектом, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данный проект не разрабатывался. Проектно-сметная документация отсутствует. Объект размещения отходов в эксплуатацию не введен, эксплуатируется без разрешительных документов. Плодородный слой почвы под размещенной свалкой бытовых отходов не снимался.

ООО «Жилищник-1» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного А. И. муниципального района Омской области в соответствии с договором аренды земельного участка от <...> № <...> для складирования твердых бытовых отходов. Однако генеральный директор 000 «Жилищник-1» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, по факту нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в захоронение отходов 1-5 класса опасности без соответствующей разрешительной и проектной документации.

    Просили признать бездействие А. И. муниципального района Омской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным;

    Признать бездействие А. Кукаревкого сельского поселения, ФИО1 сельского поселения, А. Лесного сельского поселения, ФИО2 сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов незаконным;

Обязать организовать сбор и вывоз несанкционированно сброшенных бытовых и промышленных отходов: ФИО1 сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-восточнее <...> (общая площадь захламления - 1,3 га), на земельном участке, расположенном в юго-восточной части <...> (общая площадь захламления - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в восточной части <...> (общая площадь захламления - 0,25 га), на земельном участке с местоположением: северо-восточнее <...>, в 150 м. от животноводческого комплекса (общая площадь захламления - 0,27 га), на земельном участке, расположенном в северной части <...>, в 250 м. от автодороги «Красновознесенка-Васютино». (общая площадь захламления - 0,5 га), на земельном участке, расположенном в 300 м. юго- восточнее <...> (общая площадь - 0,6 га); А. К. сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-западная часть <...> (общая площадь захламления - 1,9 га), на земельном участке, расположенном в северной части д. Пучково (общая площадь захламления - 0,2 га), на земельном участке с местоположением: юго-восточная часть д. Гофнунгсталь (общая площадь захламления - 1,8 га), на земельном участке с местоположением: северо- восточная часть д. Ивановка (общая площадь - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в северо-западной части д. Николайполь (общая площадь захламления - 2,4 га); А. Лесного сельского поселения на земельном участке с местоположением: юго-восточная часть <...> (общая площадь захламления - 0,2 га), на земельном участке, расположенном в южной части д. Рославка (общая площадь захламления - 0,05 га), на земельном участке, расположенном в северной части <...> (общая площадь захламления - 0,4 га), на земельном участке с местоположением: северо- западная часть <...> (общая площадь захламления - 0,4 га), на земельном участке в северо-западной части ст. Юнино (общая площадь захламления — 0,05 га), на земельном участке с местоположением: северо- западная часть <...> (общая площадь захламления — 0,3 га); ФИО2 сельского поселения на земельном участке, расположенном в 1 км. северо-восточнее д. Кудряевка (общая площадь захламления — 1 га, на земельном участке, расположенном в 1,2 км. юго- восточнее д. Мясники (общая площадь захламления — 0,5 га), на земельном участке с местоположением: в 1 км. северо-восточнее д. Новодонка (общая площадь захламления — 0,4 га), на земельном участке, расположенном в 1,2 км. восточнее д. Ночка (общая площадь захламления — 0,005 га).

Обязать А. И. муниципального района Омской области принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории И. муниципального района Омской области;

Обязать А. И. муниципального района Омской области организовать мероприятия по рекультивации и землеустройству земельных участков, расположенных: юго-восточнее <...> (общая площадь захламления — 1,3 га), в юго-восточной части <...> (общая площадь захламления — 0,2 га), в восточной части <...> (общая площадь захламления — 0,25 га), северо-восточнее <...>, в 150 м. от животноводческого комплекса (общая площадь захламления — 0,27 га), в северной части <...>, в 250 м. от автодороги «Красновознесенка-Васютино» (общая площадь захламления — 0,5 га), в 300 м. юго-восточнее <...> (общая площадь — 0,6 га), юго-западная часть <...> (общая площадь захламления — 1,9 га), в северной части д. Пучково (общая площадь захламления — 0,2 га), юго-восточная часть д. Гофнунгсталь (общая площадь захламления — 1,8 га), северо-восточная часть д. Ивановка (общая площадь — 0,2 га), в северо-западной части д. Николайполь (общая площадь захламления — 2,4 га), юго-восточная часть <...> (общая площадь захламления — 0,2 га), в южной части д. Рославка (общая площадь захламления — 0,05 га), в северной части <...> (общая площадь захламления — 0,4 га), северо-западная часть <...> (общая площадь захламления — 0,4 га), в северо-западной части ст. Юнино (общая площадь захламления — 0,05 га), северо-западная часть <...> (общая площадь захламления — 0,3 га), в 1 км. северо-восточнее д. Кудряевка (общая площадь захламления — 1 га), в 1,2 км. юго-восточнее д. Мясники (общая площадь захламления — 0,5 га), в 1 км. северо-восточнее д. Новодонка (общая площадь захламления — 0,4 га), в 1,2 км. восточнее д. Ночка (общая площадь захламления — 0,005 га).

Представитель Росприроднадзора требования поддержал в полном объеме.

Представители А. И. муниципального района - ФИО4 и ФИО5 с иском не согласились и пояснили, что согласно действующему законодательству к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Земельные участки, указанные в исковом заявлении, не являются собственностью И. муниципального района не является: ни полигоном, ни санкционированной свалкой, не находятся в аренде, оперативном управлении, хозяйственном ведении.

    А. И. муниципального района произвела межевание земельных участков, получила кадастровые паспорта и в октябре 2012 года направила К., Лесному, Украинскому, Баррикадаскому сельским поселениям письма за № <...> соответственно с предложением принять в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для размещения на них отходов потребления с соблюдением всех требований природоохранного законодательства, для организации выполнения своих полномочий, указанных в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов, с указанием местоположения земельных участков. Однако, только Украинское сельское поселение не возражало принять в постоянное (бессрочное) пользование участков для размещения на них отходов потребления. И только Украинское сельское поселение на сегодняшний день оформило земельный участок должным образом,     .

Решениями Советов сельских поселений утвержден порядок сбора и вывоза отходов на территории поселений, в полномочия сельских поселений входит сбор у физических и юридических лиц и вывоз ТБО на место складирования <...>, расположенный в северной части города. Именно сельские поселения должны заключать договоры с 000 «Жилищник-1», либо иными организациями на вывоз ТБО на место складирования в <...>. Так же сельские поселения должны соблюдать условия при временном хранении отходов в нестационарных складах.

     А. I1силькульского муниципального района Омской области приняты меры по организации – предоставлении земельных участков, для временного хранения ТБО сельских поселений, а именно заключен договор аренды земельного участка от <...> между А. И. муниципального района и ООО «Жилищник-1», для складирования ТБО.

Глава Баррикадского сельского поселения ФИО6 исковые требования не признала в части признания незаконным бездействия А. сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов и об обязании организовать сбор и вывоз несанкционированных бытовых и промышленных отходов на земельных участках, расположенных на территории сельского поселения и пояснила, что согласно закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от <...> № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Постановлением главы И. муниципального образования от l6.l0.2003года № <...> «О согласовании проекта границ земельных участков, предоставленных для складирования твердых и жидких бытовых отходов» на территории шести сёл поселения были выделены участки, на которых собирались отходы. Выделение этих же участков было подтверждено Постановлением от 19.06.2006г № <...> «О закреплении земельных участков под складирование твердых и жидких бытовых отходов».

Правового акта об отмене Постановления № <...> от 19.06.20006г они не получали, получили только информацию без реквизитов в 2013 году об отмене данного постановления.

    Полагала, что ФИО1 сельского поселения исполняла свои полномочия, вывозя отходы на данные участки по настоящее время, за эти годы собрано немалое количество, т.к. отходами в селе, кроме мусора, является и подстилка для животных, и навоз и т.д.

Исилькульский муниципальный район никакого участия в исполнении своих полномочий по организации утилизации и переработки отходов на территории Баррикадского сельского поселения не исполнял.

    Свалки на указанных земельных участках существуют со времен образования населенных пунктов. Сельское поселение организовало место для сбора и хранения ТБО, указанные участки относятся к землям поселений.

Сельское поселение не имеет возможности вывозить с указанных территорий бытовые отходы в <...> на обозначенную свалку в северной части города, поскольку сельские поселения не имеют специальной техники по вывозу бытовых отходов. Считают, что А. И. муниципального района должна организовать вывоз бытовых отходов с территорий сельских поселений в <...>.

    Глава А. К. сельского поселения и представители А. Лесного и Украинского сельских поселений исковые требования не признали в части признания незаконным бездействия А. сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов и об обязании организовать сбор и вывоз несанкционированно сброшенные бытовых и промышленных отходов на земельных участках, расположенных на территории сельских поселений, полностью поддержали доводы, изложенные главой ФИО1 сельского поселения, пояснив, что земельные участки, на которых расположены свалки на основании постановления главы И. муниципального образования как объекты недвижимости не зарегистрированы, не внесены в государственный реестр недвижимого имущества как объекты. Свалки расположены на земельных участках, которые были предоставлены на основании постановления в 2003 году и закреплены постановлением в 2006 году. Свалки расположены на землях сельского поселения, произведено межевание, установлены их ориентиры согласно кадастровых паспортов. Правоустанавливающих документов на свалки, расположенные в селах и сельских поселениях, указанные в исковом заявлении, не имеется.

Представитель Украинского сельского поселения ФИО7 дополнил, что в <...> единственная свалка зарегистрирована как объект недвижимости в установленном законом порядке, по другим селам Украинского сельского поселения – Новодонка, Ночки, Кудряевка, Мясники на свалки, правоустанавливающих документов нет. Жители сел самостоятельно производят вывоз твердые бытовые отходы на свалки.

Представитель третьего лица – ООО « Жилищник – 1», ФИО8 пояснила, что в октябре 2012 года получена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.

Местом осуществления лицензионной деятельности земельный участок расположенный 2 км. в северно-западном направлении от <...> Омская область <...> который передан организации на основании договора аренды, заключенного с А. муниципального района. Категория земель данного участка отнесена к категории земель населенных пунктов.

На данный момент вопрос о переводе земель населенных пунктов в иную категорию не разрешен.

Возможность по заключению договоров с сельскими поселениями на вывоз бытовых отходов с территорий сельских поселений на городскую свалку <...> у ООО«Жилищник- 1» отсутствует.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Баррикадского сельского поселения ФИО6, глава Украинского сельского поселения ФИО9, глава К. сельского поселения ФИО10, глава Лесного сельского поселения ФИО11 просят решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. Считают необоснованным вывод суда о бездействии А. сельских поселений по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Так указанные полномочия поселениями выполняются, сельскими поселениями организованы места для санкционированного сбора и хранения ТБО. Пояснения представителей поселений в этой части судом не приняты во внимание.

Судом не учтено, что согласно п. 24 ст. 16 ФЗ от <...> № <...> ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора, вывоза утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям городских округов, которыми поселения не являются.

Доказательств того, что несанкционированные свалки образовались по вине не организации надлежащим образом сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселений, материалы дела не содержат. Следовательно, в части признания бездействия ответчиков решение подлежит отмене.

Ссылка суда на п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от <...> № <...> ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как возлагающий на поселение обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, является необоснованной. Поскольку согласно указанной нормы закона к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не предполагающее ликвидацию свалок, расположенных на землях, находящихся в чужой собственности.

Также судом не приняты во внимание пояснения главы ФИО1 сельского поселения по поводу предоставленных земельных участков под складирование ТБО и по неисполнению своих полномочий ФИО12 муниципального района. Поселения были убеждены, что правомерно складировали мусор на строго отведенных для этих целей земельных участках.

В апелляционной жалобе глава А. И. муниципального района Омской области ФИО13 ставится вопрос об отмене решения суда в части признания бездействий А. И. муниципального района Омской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконными; Обязания А. И. муниципального района Омской области принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории И. муниципального района Омской области; Обязания А. И. муниципального района Омской области организовать мероприятия по рекультивации и землеустройству земельных участков, расположенных: юго-восточнее <...> (общая площадь -1,3 га), в юго-восточной части <...> (общая площадь -0,2 га), в восточной части <...> (общая площадь -0,25 га), северо-восточнее <...>, в 150 м. от животноводческого комплекса (общая площадь - 0,27 га), в северной части <...>, в 250 м. от автодороги «Красновознесенка-Васютино» (общая площадь - 0,5 га), в 300 м. юго-восточнее <...> (общая площадь - 0,6 га), юго-западная часть <...> (общая площадь - 1,9 га), в северной части д. Пучково (общая площадь -0,2 га), юго-восточная часть д. Гофнунгсталь (общая площадь 1,8 га), северо-восточная часть д. Ивановка (общая площадь - 0,2 га), в северо-западной части д. Николайполь (общая площадь - 2,4 га), юго-восточная часть <...> (общая площадь - 0,2 га), в южной части д. Рославка (общая площадь - 0,05 га), в северной части <...> (общая площадь - 0,4 га), северо-западная часть <...> (общая площадь - 0,4 га), в северо-западной части ст. Юнино (общая площадь - 0,05 га), северо-западная часть <...> (общая площадь -0,3 га), в 1 км. северо-восточнее д. Кудряевка (общая площадь - 1 га), в 1,2 км. юго-восточнее д. Мясники (общая площадь - 0,5 га), в 1 км. северо-восточнее д. Новодонка (общая площадь - 0,4 га), в 1,2 км. восточнее д. Ночка (общая площадь - 0,005 га) в срок до <...>». Приводит доводы аналогичные заявленным в ходе разбирательства в суде первой инстанции. Считает что А. И. муниципального района не бездействовала, исполнила все возложенные на нее полномочия.

Лица, участвующие в деле, <...> надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (т. 2 л.д. 125).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав, объяснения представителей А. И. муниципального района, А. Лесного сельского поселения, Украинского сельского поселения, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Росприроднадзора по Омской области ФИО14 полагавшую решение законным судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от <...> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от <...> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Нормами ст. ст. 4, 22 ФЗ от <...> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от <...> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральным законом от <...> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 8), и Федеральным законом от <...> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 7) также установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Соответствующая компетенция и полномочия органа местного самоуправления определены в ст. 7 Устава И. муниципального района Омской области, в частности, к полномочиям А. отнесены вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; ст. 4 Устава Лесного сельского поселения И. муниципального района Омской области, ст. 4 Устава Баррикадского сельского поселения И. муниципального района Омской области, ст. 4 Устава К. сельского поселения И. муниципального района Омской области, ст. 3 Устава Украинского сельского поселения И. муниципального района Омской области, к полномочиям сельских поселений отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной проверки специалистами Росприроднадзора выявлены факты нарушения природоохранного законодательства РФ, установлено размещение несанкционированных свалок на территории Барикадского сельского поселения: <...>; на территории К. сельского поселения: <...>, д. Пучково, д. Гофнунгсталь, д. Ивановка, д.Николайполь; на территории Лесного сельского поселения: <...>, д. Рославка, <...>, ст. Юнино, <...>; на территории Украинского сельского поселения: д.Кудряевка, д. Мясники, д. Новодонка, д.Ночка.

Земельные участки для складирования твердых и жидких отходов на территориях Украинского, Баррикадского, К., Лесного сельских поселений закреплены за указанными сельским поселениями на основании постановления Главы И. муниципального образования от <...> за № 714, которое утратило силу на основании постановления главы И. муниципального района от <...> за № 771.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается: сброс отходов производства и потребления на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ от <...> «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований в порядке, установленном законодательством РФ.

Однако земельные участки, на которых размещены несанкционированные свалки, относятся к категории земель - земли населенных пунктов.

Судом установлено, что порядок сбора и вывоза отходов на территории поселений носит декларативный характер.

В частности вывоз отходов с территории поселений осуществляется населением самостоятельно и бесконтрольно, тем самым создаются условия и предпосылки к загрязнению прилегающих к населенным пунктам участков лесного фонда, водоохранных зон озер, расположенных на территории района. Соглашения о делегировании сельским поселениям полномочий по захоронению и утилизации отходов не заключались.

Определение мест строительства объектов размещения отходов, осуществлено без специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, установленных законодательством РФ, тогда как строительство объектов размещения отходов должно осуществляться в соответствии с разработанным проектом, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Проект не разрабатывался. Проектно-сметная документация отсутствует. Объекты размещения отходов в эксплуатацию не введены, эксплуатируются без разрешительных документов. Плодородный слой почвы под размещенными свалками не снимался.

Судом установлено и следует из материалов дела, <...> на основании договора аренды А. И. муниципального района предоставила в аренду ООО « Жилищник – 1» земельный участок, находящийся в государственной собственности площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...> категория земель отнесена к землям населенных пунктов, для складирования твердых бытовых отходов.

Однако захоронение отходов 1-5 класса опасности ведется на данном участке без соответствующей разрешительной деятельности и проектной документации, в связи с чем директор ООО «Жилищник -1» был привлечен к административной ответственности.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, поскольку полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории И. муниципального района законом возложены на А. И. муниципального района Омской области, а полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселений И. <...>, которые надлежащим образом ответчиками не исполняются, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Вместе с этим, суд принял решение о возложении на ответчиков обязанности по сбору и вывозу несанкционированных свалок объектов размещения отходов, расположенных на территории Барикадского сельского поселения: <...>; на территории К. сельского поселения: <...>, д. Пучково, д. Гофнунгсталь, д. Ивановка, д.Николайполь; на территории Лесного сельского поселения: <...>, д. Рославка, <...>, ст. Юнино, <...>; на территории Украинского сельского поселения: д.Кудряевка, д. Мясники, д. Новодонка, д.Ночка, поскольку такие обязанности отнесены к компетенции органов местного самоуправления, что предусмотрено законом и Уставами сельских поселений. Такой вывод суда судебная коллегия признает правильным.

В соответствии с п. 4.13. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от <...> N 607-ст с <...>) несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Ответчиками и материалами дела не опровергается, что на указанных выше земельных участках И. муниципального образования имеется несанкционированные свалки отходов, расположенные на непредназначенной для этого территории.

В соответствии с п. 4.11. ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона от <...> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов: полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Доказательств того, что отходы размещены в пределах объекта размещения отходов, представителями муниципального образования не представлено.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Оспаривая решение суда Администрации сельских поселений в апелляционной жалобе указывают, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям городских округов, которыми они не являются.

Судебная коллегия указанный довод апелляционной жалобы отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании закона. Поскольку как было указано выше, федеральным законом от <...> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 8), и Федеральным законом от <...> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 7) установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судебная коллегия отклоняет довод жалобы представителей администраций о том, что по делу не представлены доказательства, свидетельствующие о бездействии Администраций сельских поселений.

Как установлено судом, вывоз отходов с территории поселений осуществляется населением самостоятельно и бесконтрольно. Договоры с эксплуатирующей организацией по сбору и вывозу отходов не заключались, что подтверждается письмами: № <...> от <...> г., № <...> от <...> г., № <...> от 23.01.2013, № <...> от <...> г., представленными в материалах дела.

Предоставление земельных участков под складирование твердых и жидких отходов подтверждают кадастровые планы земельных участков: № <...> от <...> согласно которым, участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Что явно свидетельствует о нарушении природоохранного законодательства, а именно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Довод апелляционной жалобы А. И. муниципального района Омской области о том, что истцом не указано в чем выражается бездействие муниципалитета, судебной коллегией отклоняется.

На основании ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <...> № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Земельный участок с кадастровым номером <...>, предоставленный ООО «Жилищник-1» А. И. муниципального района Омской области в соответствии с договором аренды земельного участка от <...> № <...> для складирования твердых бытовых отходов относится к категории земель населенных пунктов, что противоречит ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:08:220404:3, расположенный на территории ФИО15, севернее <...> на расстоянии 3,0 км., используется в нарушение действующего законодательства, без осуществления действий по его переводу из категории земель населенных пунктов.

Следует также отметить, что договор аренды от <...> заключен в целях складирования твердых бытовых отходов, а не для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как указано в ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <...> № 7-ФЗ, в ч.2 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от <...> № 89-ФЗ, п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от <...> №131-Ф3.

Ссылка А. И. муниципального района о том, что в их полномочия не входит вывоз ТБО с территории сельских поселений, также не может быть принята во внимание.

Как следует из искового заявления Управление Росприроднадзора по Омской области требований к А. И. муниципального района по вывозу ТБО с территории сельских поселений не предъявляло.

Статья 13 Федерального закона от <...> №89-ФЗ (ред. 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <...> № <...> к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно ст.2 Федерального закона от <...> № 131-Ф3 (ред. от 22.10.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Тогда как установлено судом соглашения о делегировании сельским поселениям полномочий по утилизации и переработке отходов не заключались, субвенции для содержания свалок муниципальным районом не выделялись и как уже было казано выше А. И. муниципального района не были предприняты меры по организации утилизации и переработке отходов, что привело к возникновению свалок не соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства РФ.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконными бездействий ответчиков обоснованно удовлетворены.

Доказательств того, что до обращения в суд Роспироднадзора ответчики принимали какие – либо меры по надлежащей организации утилизации и переработке, сбору и вывозу несанкционированно сброшенных бытовых и промышленных отходов судебной коллегии не представлено.

Иных доводов в апелляционной жалобе не приводится.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Исилькульского городского суда Омской области от 10 сентября 2013 г., оставить без изменения, апелляционные жалобы главы Баррикадского сельского поселения, Украинского сельского поселения, Кухаревского сельского поселения, Лесного сельского поселения, главы Администрации Исилькульского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи