судья Заремба И.Н. № 33-7499/2021
(I инст. М13-347/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Кузнецова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чичиновым М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу АО «Ипотечное агентство Югры» на определение Нефтеюганского районного суда от 25 июня 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления АО «Ипотечное агентство Югры» об изменении способа и порядка исполнения определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 05.05.2021 года, по гражданскому делу по иску ТИР, ТГР к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», отказать»,
установил:
АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры по гражданскому делу (номер) от 05.05.2021 года в части возложения обязанности на Акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» восстановить ТИР, ТГР в Едином списке молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет на следующий: «Обязать ответственного исполнителя государственной программы Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного Округа - Югры ((номер), адрес: (адрес), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) восстановить ТИР, ТГР в Едином списке молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет».
Заявление мотивировано тем, что 05.05.2021 года апелляционным определением (номер) суда ХМАО - Югры постановлено признать недействительным решение АО «Ипотечное агентство Югры» от 13 декабря 2019 года об исключении ТИР, ТЕР из единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление не получение мер государственной поддержки. Обязать АО «Ипотечное агентство Югры» восстановить ТИР, ТГР в Едином списке молодых семей подавших после 31 декабря 2010 года заявление неполучение мер государственной поддержки с момента постановки на учет».
Государственный контракт был заключен с АО «Ипотечное агентство Югры» на основании решения о возможности заключения контракта с участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, Конкурсной комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамента государственного заказа Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». АО «Ипотечное агентство Югры» обязательства, установленные ст.34 и 94 закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 3.3. Контракта исполнило надлежащим образом и в полном объеме. В соответствии с условиями Контракта Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры делегировал АО «Ипотечное агентство Югры» свои полномочия по организации и исполнению отдельных мероприятий отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», то есть фактически АО «Ипотечное агентство Югры» являлось исполнителем (оператором) по реализации государственной программы и выполняло следующие функции: прием и регистрация заявлений граждан на участие в программе; формирование списков граждан, предусмотренных мероприятиями программы; рассмотрение документов и формирование учетных дел заявителей; принятие решений, предусмотренных мероприятиями программы; оказание мер государственной поддержки участникам программы; контроля подтверждения целевого использования мер государственной поддержки, полученной участниками программы; ведения претензионно-исковой работы в случае выявления неправомерного получения мер государственной поддержки в соответствии с условиями программы; ведения реестра по учету граждан, получивших государственную поддержку; информирования о реализации мероприятий государственной программы, о формах и порядке предоставления мер государственной поддержки, о преимуществах и положительных результатах в целях формирования позитивной общественной оценки; представления отчетности о ходе исполнения услуги и итогах её реализации; расчета и перечисления мер государственной поддержки в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами; расчета и перечисления по ранее заключенным трехсторонним соглашениям и принятым решениям о компенсации части процентной ставки за счет средств бюджета автономного округа. Согласно п.4.1. Контракта, срок оказания услуг установлен не ранее 01.01.2020 года по 31.12.2020 года. Таким образом, с 01.01.2021 года АО «Ипотечное агентство Югры» утратило полномочия по постановке на учет, принятию иных решений в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы». То есть, в настоящее время АО «Ипотечное агентство Югры» вышеуказанные услуги не оказывает, решения по постановке на учет, иных решений в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы» не принимает. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» определено, что финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соответствии с п. 2 Постановления №346-п Департамент строительства ХМАО-Югры является ответственным исполнителем государственной программы. С 01.01.2019 г. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 09.10.2013 г. № 408-п утратило силу в соответствии с п. 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (в ред. постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2019г. № 20-п). Постановлением № 346-п прямо предусмотрен Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. Постановление №346-п распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до введения его в действие, т.к. это прямо предусмотрено самим Постановлением. Агентство с 01.01.2019 г. руководствуется нормами Постановления Правительства № 346-п. В соответствии с п. 2 которого Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является ответственным исполнителем государственной программы.
В настоящее время АО «Ипотечное агентство Югры», а именно с 01.01.2021 года не обладает полномочиями восстановить ФИО1, ФИО2 в Едином списке молодых семей, подавших после 31.12.2010 года заявление на получение мер государственной поддержки «Развитие жилищной сферы» утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 года№346-п. У АО «Ипотечное агентство Югры» в связи с истечением Государственного контракта нет полномочий для исполнения требований касаемо восстановления Истцов в Едином списке молодых семей подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет.
Обжалуемым определением в удовлетворении заявления АО «Ипотечное агентство Югры» об изменении способа и порядка исполнения судебного решения – отказано.
В частной жалобе АО «Ипотечное агентство Югры» просит определение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление Агентства об изменении способа и порядка исполнения судебного решения.
В жалобе апеллянт полностью повторяет позицию, изложенную в заявлении, при этом отмечая тот факт, что после окончания срока действия государственного контракта АО «Ипотечное агентство Югры» не имеет обязательств и полномочий по восстановлению граждан в списках на участие в программе, поскольку распоряжение денежными средствами в рамках государственной программы «Развитие жилищной сферы» у Агентства не имеется. Более того, финансирование из бюджета ХМАО-Югры на указанные цели в Агентство не поступает. В связи с чем апеллянт считает необходимым изменить порядок исполнения определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры по гражданскому делу (номер) от 05.05.2021 года в части возложения обязанности на АО «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении ТИР, ТГР в Единый список молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет на следующий и обязать ответственного исполнителя государственной программы Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного Округа – Югры восстановить ТИР и ТГР в Единый список молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет.
Рассмотрение частной жалобы назначено к рассмотрению в суде апелляционной инстанции с извещением участников процесса, поскольку на обсуждение лиц, участвующих в деле, вынесен вопрос о процессуальном правопреемстве в рамках рассматриваемого вопроса.
Представитель АО «Ипотечное агентство Югры» поддержала доводы, изложенные в частной жалобе, а также настаивала на изменении способа и порядка исполнения решения суда. Вопрос о том, должно ли заявление АО «Ипотечное агентство Югры» быть рассмотрено как заявление об изменении порядка и способа исполнения либо как заявление о процессуальном правопреемстве – оставила на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Представитель Департамента строительства ХМАО-Югры в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала по существу заявления АО «Ипотечное Агентство Югры», так же указав об отсутствии правовых оснований для правопреемства.
Заинтересованные лица ТИР и ТГР в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, заслушав объяснения представителей, обсудив вопрос о наличии или отсутствии оснований для разрешения заявления в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные акты согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Указанные нормативные положения согласуются с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так, в Постановлении от 19.03.1997 по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции» ЕСПЧ указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда». В деле «Бурдов против России» (постановление от 07.05.2002) Европейский Суд по правам человека установил нарушение положений ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, выразившееся в том, что, не исполнив решение суда, власти государства-ответчика лишили заявителя возможности взыскать денежные средства, которые он разумно рассчитывал получить.
Судом установлено, что на основании решения Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 23 июня 2020 ТИР, ТГР отказано в удовлетворении требований АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 05.05.2021 года решение Нефтеюганского районного суда отменено. Принято по делу новое решение, которым признано недействительным решение АО «Ипотечное агентство Югры» от 13 декабря 2019 года об исключении Т из единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки. На АО «Ипотечное агентство Югры» возложена обязанность восстановить Т в едином списке молодых семей подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки с момента постановки на учет.
Обращаясь с настоящим заявлением АО «Ипотечное агентство Югры» фактически просит о замене ответчика по первоначальному иску.
Судом установлено, что АО «Ипотечное агентство Югры» выполняло функции по распоряжению бюджетными средствами при реализации соответствующей программы ХМАО-Югры на основании государственного контракта, срок которого истек 31.12.2020.
В соответствии с условиями контракта (п. 1.1) Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поручил исполнителю АО «Ипотечное агентство Югры» совершение действий по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», в том числе по формированию списков граждан, ведению учетных дел и т.д.
Пунктом 6.1.10 Технического задания к государственному контракту предусмотрено, что предоставление мер государственной поддержки гражданам осуществляется в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями, а также доведенными объемами финансирования, с учетом плана использования средств по мероприятиям программы.
Сведений о продлении государственного контракта, о заключении контракта на новый срок суду первой инстанции до момента вынесения обжалуемого определения представлено не было, не представлено таких сведений и суду апелляционной инстанции.
Следовательно, из материалов дела следует, что возникли обстоятельства, требующие разрешения на стадии исполнительного производства вопроса, который позволит исполнить решение суда.
Доводы Департамента строительства ХМАО – Югры о том, что АО «Ипотечное агентство Югры» не прекратило свою деятельность, и может самостоятельно исполнить решение суда, основаны на неверном толковании условий программы. Из текста апелляционного определения следует, что исковые требования ТИР, ТГР к АО «Ипотечное агентство Югры» удовлетворены не в связи с тем, что АО «Ипотечное агентство Югры» имеет собственное обязательство перед истцами, а в связи с тем, что данный ответчик выступал исполнителем по государственному контракту, заключенному в целях выполнения Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что исполнение решения суда в пользу взыскателей ТИР, ТГР не может быть поставлено в зависимость от существующего между Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и АО «Ипотечное агентство Югры» спора относительно надлежащего или ненадлежащего исполнения агентством своих обязательств по контракту. Такой спор между двумя юридическими лицами может стать предметом самостоятельного судебного разбирательства.
Утверждения Департамента строительства ХМАО-Югры о том, что АО «Ипотечное агентство Югры» имеет право и обязано завершить ранее принятые на себя обязательства по государственному контракту, отклоняются. Указанные доводы имели бы значение, если бы заявитель представил доказательства того, что списки участников программы остались в распоряжении АО «Ипотечное агентство Югры», а равно при представлении доказательств, что АО «Ипотечное агентство Югры» выделено бюджетное финансирование на выплату субсидии истцам. В то время как, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, таких доказательств не имеется, суду первой инстанции не представлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Понятие способа и порядка исполнения решения суда в процессуальном законодательстве не приведено, однако способом исполнения решения является конкретный механизм исполнения (например, передача вещи в натуре или выплата стоимости вещи при невозможности передачи ее в натуре), а под порядком исполнения обычно понимается обычный порядок или немедленное исполнение.
Институт изменения порядка и способа исполнения решения суда, как правило, не предполагает замену одной стороны по делу другим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
При этом для замены должника его правопреемником согласие должника или его правопреемника не требуется.
Судом первой инстанции указано, что заявителем в обоснование требований фактически указано на правопреемство, однако данный вопрос в ходе рассмотрения заявления не обсуждался.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения. В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
По смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Указанное разъяснение высшей судебной инстанции применимо и при разрешении процессуальных вопросов, в связи с чем судом апелляционной инстанции и был поставлен на обсуждение сторон вопрос о замене выбывшей стороны в спорных правоотношениях ее правопреемником.
По мнению суда апелляционной инстанции, при установленных судом первой инстанции обстоятельствах, учитывая, что обязательство перед Т является публичным обязательством бюджета ХМАО – Югры в лице Департамента строительства ХМАО-Югры, временно исполнение этого обязательства было делегировано АО «Ипотечное агентство Югры» и в настоящее время срок такого делегирования истек, следовательно, обязанность по исполнению решения перед взыскателями должна быть возложена на Департамент строительства ХМАО-Югры в порядке процессуального правопреемства как на распорядителя соответствующих бюджетных средств.
При этом доводы об отсутствии каких-либо изменений в ЕГРЮЛ в отношении АО «Ипотечное агентство Югры» не имеют значения, поскольку перечень оснований для процессуального правопреемства сформулирован неисчерпывающим образом, правопреемство допускается и в иных (прямо не поименованных в ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) случаях перемены лиц в обязательствах.
Учитывая что судом фактически, спорный вопрос в рамках исполнения судебного постановления не разрешен, то определение Нефтеюганского районного суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Нефтеюганского районного суда от 25 июня 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Произвести замену выбывшего в правоотношениях ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» его правопреемником Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по гражданскому делу (номер) по исковому заявлению ТИР, ТГР к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий Кузнецов М.В.