Судья Трощило А.Е. Дело № 33-749/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Шишкина И.В., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2014 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Подольского городского суда Московской области от 28 августа 2013 года по делу по иску ФИО1 к Комитету по образованию Администрации г.Подольска Московской области о признании права на льготу, взыскании денежной суммы, убытков,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по образованию Администрации г.Подольска Московской области с учетом уточненных требований просила признать за ней льготу в размере 100% оплаты за содержание ребенка, ФИО2, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; обязать вернуть денежную сумму в размере 7 220 руб., уплаченную из материнского капитала за содержание ребенка; взыскать с ответчика 1 567 руб. 50 коп. в счет оплаты за содержание ребенка, а также 94 руб. 05 коп. в счет уплаченной банковской комиссии.
Требования мотивировала тем, что ее дочь сначала посещала МБДОУ детский суд № 24 «Русалочка» бесплатно на основании постановления Главы г. Подольска Московской области от 31Л0.2011 года № 1813-п, которым была установлена льгота по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 100% оплаты - родителям, имеющим приемных детей и детей, находящихся под опекой. 16.01.2012 года был подписан договор между МБДОУ детский сад № 24 «Русалочка» и ней, ФИО1, в результате заключения которого ей пришлось оплачивать содержание ее ребенка в дошкольном учреждении.
Ответчик иск не признал.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В статье 123 Семейного кодекса РФ дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпывающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 СК РФ (в ред. Федеральных законов от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ).
В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу положений п. 6 ст. 145 СК РФ к видам "платной" опеки (попечительства) относятся приемная семья и патронатная семья, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что приемная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (гл. 21 СК), а патронатная - в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.
Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.
Усыновление производится навсегда, тогда как, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.
При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей, т.е. усыновление имеет сходство с родством первой степени.
В соответствии с Федерального закона от 24.04.2008 года № 48- ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека над детьми - это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми - такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48- ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации».
Статья 1 Закона Московской области от 05.07.2006 года № 98/2006-03 «О материальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации» установлено, что материальной поддержкой при усыновлении обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в возрасте до 18 лет, переданные на усыновление на территории Российской Федерации (далее - дети) в семьи граждан Российской Федерации (лиц, состоящих между собой в браке, или одиноких лиц), постоянно проживающих на территории Московской области, а также дети, переданные на усыновление на территории Московской области в семьи граждан Российской Федерации(лиц, состоящих между собой в браке, или одиноких лиц), постоянно проживающих на территории иных субъектов Российской Федерации.
При этом мерами поддержки указанной категории детей в соответствии с указанным законом являются единовременные и ежемесячные пособия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения была удочерена истицей на основании решения Преображенского районного суда г. Москвы от 07.06.2007 года (л.д.5,31).
16.01.2012 года между МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 24 «Русалочка» и истицей заключен договор, регулирующий отношения между Учреждением и Родителем, возникающие в процессе воспитания, обучения ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.
Дополнительным соглашением от 06.02.2013 года изменен размер платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которая составила за период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года 6 270 руб., за период с 01.01.2013 года по 31.05.2013 года 8 170 руб.
Постановлением Главы г. Подольска от 31.10.2011 года № 1813-п установлена льгота по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, муниципальных образовательных учреждениях начальной школе - детском саду компенсирующего вида № 53 и прогимназии № 58 Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Подольска Московской области, родителям, имеющим приемных детей и детей, находящихся под опекой.
При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении 100% льготы по оплате за содержание ребенка, истцом был получен ответ согласно которому муниципальными правовыми актами МО «городской округ Подольск Московской области» родителям, имеющим усыновленных детей, льгота по оплате за их содержание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не предусмотрена (л.д. 16).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований суд обоснованно исходил из того, что усыновление (удочерение) ребенка, опека и попечительство, приемная семья являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют разный правовой статус и правовые последствия, а льготы по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установленные постановлением Главы г. Подольска от 31.10.2011 года № 1813- не распространяются на усыновленных детей, к которым в свою очередь относится дочь истицы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что суд правильно разобрался в возникшем споре, верно установил значимые по делу обстоятельства, применил Закон, подлежащий применению, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, в связи с чем решение не подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе истца.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба истицы не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 –без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи