судья: Богатырёв О.Н. гр. дело № 33-7508/2021 (номер дела в суде первой инстанции 2-16/2021) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 июля 2021 года г.Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего судьи Катасонова А.В., судей Занкиной Е.П., Маликовой Т.А., при секретаре Петровой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Благодаров-Ойл» на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 15.02.2021 года, которым постановлено: «В удовлетворении искового заявления ООО «Благодаров-Ойл» к Уфанюковой Т.В. о прекращении права собственности и выплате компенсации за земельные участки, - отказать в полном объёме». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Катасонова А.В., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: ООО «Благодаров-Ойл» обратилось в Исаклинский районный суд Самарской области с исковым заявлением о прекращении права собственности и выплате компенсации за земельные участки, которое впоследствии изменялось и уточнялось. В обоснование требования указано, что на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд ООО «Благодаров-Ойл» от ДД.ММ.ГГГГг. Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу ДД.ММ.ГГГГг. принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя. В перечень подлежащих изъятию земельных участков вошли земельные участки, принадлежащие Уфанюковой Т.В. на праве собственности: земельный участок с кадастровым номером №; земельный участок с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГг. проект соглашения об изъятии земельных участков, подписанный истцом, вручены для подписания ответчику. Истцом соблюдены соответствующие требования земельного законодательства, однако до настоящего времени от ответчика не поступило ни подписанное им соглашение об изъятии земельного участка, ни уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии земельного участка, ни предложения об изменении условий данного соглашения. В связи с истечением девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости и отсутствия ответа правообладателя, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском. В связи с вышеизложенным, истец просил суд прекратить право собственности Уфанюковой Т.В. путем изъятия ООО «Благодаров-Ойл» земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, с выплатой ООО «Благодаров-Ойл» Уфанюковой Т.В. денежных средств в сумме 399 900 руб., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. Судом первой инстанции постановлено вышеизложенное решение. Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Благодаров-Ойл» обратилось с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе ООО «Благодаров-Ойл» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме. В заседании судебной коллегии представитель ответчика Уфанюковой Т.В. Рузанов Д.А. просил решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со статьёй 25.1 и частью 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1). Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 указанной нормы). Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 данной нормы). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6). В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1). При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4). Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). В силу пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации подготовку соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) осуществляет, в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство. В соответствии со статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункте 1). Согласно пункту 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета. Пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Согласно пункту 8 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. В силу пункта 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 статьи 56.10 ЗК РФ, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. В соответствии с пунктом 11 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, по согласованию с лицом, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии (при наличии такого лица), вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости. Пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Таким образом, указанные положения регламентируют процедуру заключения соглашения об изъятии земельного участка и принудительного изъятия земельного участка, согласно которой уполномоченный орган или организация, указанные в статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в случае, если они выполнили данную процедуру. Согласно пункту 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015г., несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка. Из материалов дела следует, что Уфанюкова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 743 +/-1 071 кв.м., по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 260 +/- 416 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Благодаров-Ойл» обратилось в Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) с ходатайством об изъятии земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, принадлежащих Уфанюковой Т.В. на праве собственности. К ходатайству приложена выданная ООО «Благодаров-Ойл» лицензия на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГг. №. ДД.ММ.ГГГГг. Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу на основании данного ходатайства принят приказ от ДД.ММ.ГГГГг. № об изъятии указанных земельных участков для государственных нужд с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользования. ДД.ММ.ГГГГг. данный приказ опубликован на официальном сайте Приволжскнедра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ДД.ММ.ГГГГг. в печатном издании «Официальный вестник» Администрации муниципального района Челно-Вершинского района Самарской области. ДД.ММ.ГГГГг. копия данного приказа с сопроводительным письмом направлена для ознакомления в адрес Уфанюковой Т.В. ДД.ММ.ГГГГг. соглашение об изъятии земельных участков, подписанное Департаментом по недропользованию по <адрес> (Приволжскнедра) и ООО «Блгодаров-Ойл», было направлено для подписания Уфанюковой Т.В. Размер выкупной цены определен в сумме 399 900 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. согласно отчетам № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №№ об оценке рыночной стоимости убытков, вызванных изъятием земельного участка с кадастровым номером №№ об оценке рыночной стоимости убытков, вызванных изъятием земельного участка с кадастровым номером № Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что подписание соглашения об изьятии земельного участка в представленной редакции ущемляло бы права и законные интересы Уфанюковой Т.В., поскольку в нарушение пунктов 1, 7, статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» размер выкупной цены за изымаемые участки не являлся рыночным. Согласно данным отчетам об оценке с даты определения стоимости объектов прошло более девяти месяцев, тогда как в силу закона рыночная стоимость является рекомендуемой в течении шести месяцев с даты составления отчета. Кроме того, после получения подписанного проекта соглашения, Уфанюкова Т.В. ДД.ММ.ГГГГг. направила письмо (вх. № от ДД.ММ.ГГГГг.) в адрес ООО «Благодаров-Ойл» с целью продолжить сотрудничество в рамках арендных отношений. В ответе от ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Благодаров-Ойл» просило продлить срок предоставления ответа до ДД.ММ.ГГГГг. и не предпринимать каких-либо действий до указанной даты ввиду временного отсутствия на рабочем месте высшего руководства компании. В связи с неполучением ответа по существу ДД.ММ.ГГГГг. Уфанюкова Т.В. повторно направила письмо (вх. № от ДД.ММ.ГГГГг.), в котором предложила сотрудничество в рамках арендных отношений, однако ответа не получила. ДД.ММ.ГГГГг. Уфанюкова Т.В. на основании пункта 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации направила в адрес ООО «Благодаров-Ойл» предложение (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГг.) об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, которые заключались в предоставлении Уфанюковой Т.В. аналогичных земельных участков взамен изымаемых. Данное предложение Уфанюковой Т.В. не было рассмотрено ООО «Благодаров-Ойл». Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что поскольку Уфанюкова Т.В. направила в порядке пункта 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в адрес ООО «Благодаров-Ойл» предложение об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости, данное обстоятельство обязывает последнего рассмотреть такое предложение и направить ответ вне зависимости от результата его рассмотрения. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Благодаров-Ойл» не была соблюдена процедура, предшествующая принудительному изъятию земельного участка в судебном порядке, в связи с чем ООО «Благодаров-Ойл» в настоящее время не имеет права обратиться в суд в порядке пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации с данным исковым заявлением о принудительном изъятии земельных участков. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в их совокупности. Доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 15.02.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Благодаров-Ойл» - без удовлетворения. Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев. Председательствующий: Судьи: |