ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-751/2015 от 09.04.2015 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

 Председательствующий Лемперт И.Н.

 Дело № 33-751/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Абакан                                                                                        09 апреля 2015 г.

 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

 председательствующего Страховой О.А.,

 судей Редько Е.П., Весёлой И.Н.,

 при секретаре Осиповой Н.С.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Организация" о признании приказа недействующим

 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ответчика Можаровой Т.Ю. на решение Черногорского городского суда от 30 декабря 2014 года, которым требования удовлетворены.

 Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя ООО "Организация" Можаровой Т.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя прокурора <данные изъяты>     Пименовой Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО "Организация" о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ      № «Об утверждении стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования на ДД.ММ.ГГГГ» недействующим с момента издания, мотивируя требования тем, что в результате проведенной проверки соблюдения жилищно-коммунального законодательства в отношении ООО "Организация" было установлено, что расчет стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования в указанном приказе произведен с нарушением требований действующего законодательства, а именно п. 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410.

 В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора    Юрченко О.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представители ООО "Организация" Головченко О.В., Можарова Т.Ю. в судебном заседании требования не признали, представили письменные возражения, поясняли, что Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом ФСТ РФ от 27.12.2013 № 269-э/8, не могут применяться, поскольку официально не опубликованы и не зарегистрированы в Минюсте России. Тарифы на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, рассчитаны на основании Методических указаний по урегулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, с учетом платежеспособности населения <данные изъяты>.

 Определением судьи от 19.11.2014 к участию в деле привлечена Государственная жилищная инспекция <данные изъяты>, представитель которой в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

 Решением Черногорского городского суда от 30.12.2014 требования прокурора <данные изъяты> удовлетворены.

 Суд признал противоречащим действующему законодательству, недействующим с момента издания приказ ООО "Организация" от ДД.ММ.ГГГГ        № «Об утверждении стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) на ДД.ММ.ГГГГ».

 В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика Можарова Т.Ю., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Ссылаясь на доводы и основания письменных возражений на заявление прокурора, пояснений, данных в суде первой инстанции, считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам             № 269-э/8 от 27.12.2013 носят рекомендательный характер и их не исполнение не может являться основанием для признания приказа противоречащим законодательству. Анализируя действующее законодательство в сфере оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, указывает, что собственники жилых помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, а стоимость соответствующих услуг должна устанавливаться на основе договора между абонентом и специализированной организацией. Поясняет, что ООО "Организация" заключило с собственниками помещений в многоквартирном доме договоры. Считает, что обжалуемый приказ соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку тарифы на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, рассчитаны на основании Методических указаний по урегулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2. Обращает внимание, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права, не конкретизировав правовую природу поданного им заявления, а суд первой инстанции, как следствие, рассмотрел дело, нарушив порядок судопроизводства.

 В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора <данные изъяты> Косоротов В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

 Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

 Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005      № 450 (в ред. постановления от 30.01.2014 № 26) ООО "Организация" определено уполномоченной организацией по поставкам в Республику Хакасия сжиженного углеводородного газа для нужд населения.

 Согласно п. 2.3 устава ООО "Организация", утвержденного ДД.ММ.ГГГГ       (л.д. 10-18), общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность, в том числе по обеспечению газоснабжения: строительство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт сетей газоснабжения (п. 2.3.2 устава).

 В целях обеспечения деятельности предприятия осуществляет деятельность, связанную с обеспечением промышленной безопасности по организации службы уличных сетей (СУС) и внутридомового газового обслуживания (п. 2.3.21 устава).

 ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО "Организация" издан приказ № «Об утверждении стоимости технического обслуживания внутридомового и газового оборудования (ТО ВДГО) на ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 4).

 Пунктом 1 приказа с ДД.ММ.ГГГГ утверждена ежемесячная стоимость ТО ВДГО в размере 1 руб. 70 коп. с кв. м общей площади жилого помещения в многоквартирных газифицированных домах <данные изъяты>.

 Пункт 2 приказа обязывает юрисконсульта применять обозначенную сумму при заключении договоров с жилищными компаниями и собственниками жилья.

 В приказе отсутствует ссылка на нормативный правовой акт и нет расчета суммы, но из пояснений представителей ООО "Организация", данных ими в ходе рассмотрения дела, следует, что стоимость ТО ВДГО рассчитана на основании Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2.

 Правительство Российской Федерации в соответствии с п.п. 4, 5 ст. 3 ГК РФ наделено правом принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации; такие постановления не могут противоречить этому Кодексу или иному федеральному закону.

 Из положений ч.ч. 2, 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» следует, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

 Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

 В силу ст. 4 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются принципы государственной политики в указанной области, в том числе и определение основ ценовой политики в отношении газа.

 Часть 1 (абз. 5) ст. 8 Закона № 69-ФЗ предусматривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесено осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

 Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

 Одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения является федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (абз. 5 ст. 20 Закона № 69-ФЗ).

 Во исполнение данных норм закона Правительством Российской Федерации 14.05.2013 принято постановление № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым предписано Федеральной службе по тарифам утвердить Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (подп. «а» п. 3).

 Указанным постановлением Правительства Российской Федерации (п. 1) также утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила).

 В пункте 2 Правил даются определения понятием, используемым в Правилах, в том числе:

 - «исполнитель» - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абз. 10);

 - «специализированная организация» - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу (абз. 14);

 - «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям (абз. 15).

 Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).

 Пунктом 40 Правила установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

 Указанное положение подзаконного акта по своей юридической конструкции имеет отсылочный характер и указывает на необходимость применения методических рекомендаций при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

 В целях реализации данного пункта Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в которых приводятся формулы расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указан порядок определения уровня рентабельности при формировании тарифов на работы (услуги) исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

 Таким образом, довод апелляционной жалобы и дополнений к ней представителя ООО "Организация" о том, что Методические рекомендации не обязательны для применения, необоснован.

 Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, правильно определив круг обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования прокурора. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.

 Ссылка в апелляционной жалобе и дополнениях к ней на то, что тарифы на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования могут быть рассчитаны на основании Методических указаний по урегулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, основан на неверном толковании норм права, поскольку данный акт регулирует порядок формирования розничных цен на сжиженный газ, но не определяют расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

 Утверждение в апелляционной жалобе и дополнениях к ней о праве собственников жилых помещений самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, а стоимость соответствующих услуг должна устанавливаться на основе договора между абонентом и специализированной организацией, не опровергает выводов суда первой инстанции о том, что расчет данной стоимости должен производиться на основании Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд не дает оценку заключенным ООО "Организация" договорам.

 Довод апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права, не конкретизировав правовую природу поданного им заявления, а суд первой инстанции, как следствие, рассмотрел дело, нарушив порядок судопроизводства, не может послужить основанием в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ для отмены по существу правильного решения суда.

 Апелляционная жалоба и дополнения к ней не содержат доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.

 При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Черногорского городского суда от 30 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя ООО "Организация" Можаровой Т.Ю. – без удовлетворения.

                Председательствующий  Страхова О.А.   Судьи  Редько Е.П.    Весёлая И.Н.