ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7521/14 от 17.09.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Хоченова Е.В.               Дело № 33-7521/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 17 сентября 2014 года                     г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Мжельской Г.А.,

 судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.,

 при секретаре Быхуне Д.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 июня 2014 года по делу

 по иску прокурора города Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц к МАУ «Общежитие» о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.

 Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор города Рубцовска в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МАУ «Общежитие» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к заключению договора с МУП «Расчетно-кассовый центр» (далее по тексту МУП «РКЦ») об осуществлении деятельности по приему платежей, о признании незаконным бездействия по непринятию мер к открытию специального счета в кредитных организациях для осуществления расчетов денежными средствами, поступающими от физических лиц, возложении обязанности открыть специальный банковский счет для произведения расчетов денежными средствами, поступающими от физических лиц.

 В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Рубцовска проведена проверка соблюдения законодательства МАУ «Общежитие», являющегося поставщиком коммунальных услуг, при приеме платежей наличных денежных средств физических лиц. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», условием деятельности по приему платежей является заключение с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность юридического лица по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, запрещена. Между МУП «РКЦ» и МАУ «Общежитие» заключен агентский договор, которым установлено, что МУП «РКЦ» оказывает услуги по перечислению денежных средств, произведенных физическими, юридическими лицами за оказанные услуги МАУ «Общежитие» на свой расчетный счет. В ходе проверки установлено, что между МУП «РКЦ» и МАУ «Общежитие» до настоящего времени не заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таких обстоятельствах МУП «РКЦ» не является оператором по приему платежей и не вправе осуществлять деятельность по приему платежей от физических лиц. Кроме того, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получения поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускается. В ходе проверки установлено, что принятые МУП «РКЦ» от физических лиц наличные денежные средства зачисляются на его специальный банковский счет, затем на банковский счет МУП «РКЦ», далее, вопреки перечисленным требованиям федерального законодательства, эти средства перечисляются на расчетные счета МУП «РКЦ», открытые в ООО КБ «Алтайкапиталбанк» и на основании писем поставщиков МУП «РКЦ» перечисляет денежные средства на указанные ими счета. МАУ «Общежитие» специальный банковский счет в кредитных учреждениях не открыт. Неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов образует в действиях руководителя организации состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 июня 2014 года в удовлетворении требований прокурора города Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц к МАУ «Общежитие» отказано.

 В апелляционном представлении прокурор города Рубцовска просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. При этом указывает, что между МУП «РКЦ» и МАУ «Общежитие» имеют место отношения, подпадающие под действие Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Не заключение указанными юридическими лицами между собой договора на осуществление деятельности по приему платежей не свидетельствует об отсутствии между ними отношений по приему и перечислению денежных средств, вносимых гражданами. Денежные средства, поступившие от потребителей за выполненные работы и оказанные услуги, причитающиеся МАУ «Общежитие», зачисляются на расчетный счет МУП «РКЦ», открытый в ОАО «Алтайкапиталбанк», откуда расходуются согласно распоряжениям ответчика. В силу прямого указания закона, поступающие от плательщиков в качестве оплаты за оказанные ответчиком услуги денежные средства должны поступать на специальные банковские счета, последующие финансовые операции с платежами возможны только с использованием специальных банковских счетов, в связи с чем ответчик обязан открыть специальный банковский счет. Факт того, что МУП «РКЦ» является банковским платежным агентом, выполняет функции приема денежных средств от физических лиц от имени ООО КБ «Алтайкапиталбанк», не исключает обязанности ответчика по открытию специального банковского счета.

 В возражениях на апелляционное представление МАУ «Общежитие» и МУП «РКЦ» просят решение суда оставить без изменения, представление прокурора – без удовлетворения.

 В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. поддержал доводы представления, представитель МУП «РКЦ» Бурмитских Н.И. просил оставить представление прокурора города Рубцовска без удовлетворения.

 Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявили.

 Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора Текутьеву Я,В, представителя МУП «РКЦ» Бурмитских Н.И., обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

 Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

 В соответствии с п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

 Таким образом, расчеты с поставщиком могут осуществляться двумя способами, установленными законом: через платежного агента (в этом случае отношения регулируются законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»), либо банковского платежного агента (в этом случае отношения регулируются законом «О банках и банковской деятельности»).

 Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между МАУ «Общежитие» и МУП «РКЦ» заключен договор *** об информационном и консультационно-справочном обслуживании, согласно которому исполнитель МУП «РКЦ» обязуется (п. 1.1) оказывать услуги, связанные с формированием начислений по плате за жилое помещение, иным обязательным платежам физических лиц.

 МУП «РКЦ» осуществляет следующие услуги, связанные с формированием начислений за услуги Заказчика: ведение базы данных в разрезе лицевых счетов - в течение отчетного месяца; выполняет расчет начислений по услугам Заказчика в соответствии с требованиями действующего законодательства; выполняет перерасчеты начислений по услугам Заказчика в случаях, установленных действующим законодательством; формирует платежные документы; осуществляет взаимодействие с Управлением социальной защиты населения по городу Рубцовску; осуществляет ведение балансовых лицевых счетов; осуществляет подготовку типовых отчетных форм; осуществляет взаимодействие с Системой сбора и обработки платежей «Город»; осуществляет обмен данными со сторонними организациями в электронном виде.

 Согласно договору присоединения от ДД.ММ.ГГ № ***, заключенному между МАУ «Общежитие» и ООО «Единый расчетный центр» (далее Центр), МАУ «Общежитие» является участником Системы сбора и обработки платежей «Город». При этом МАУ «Общежитие» приобрело в Системе статус Клиента, оператором по данному договору является ООО «Рубцовский расчетный центр». Согласно договору присоединения, клиент, являющийся получателем денежных средств, от плательщиков по услугам «плата за жилое помещение и коммунальные услуги» уполномочивает, а Центр обязуется на условиях правил, и настоящего Договора организовать информационное и технологическое взаимодействие между Агентами Системы, оператором и клиентом при совершении Плательщиком платежей в адрес Клиента. Обязанности по сбору и перечислению денежных средств, принимаемых Агентами от Плательщиков в адрес Клиента возникают непосредственно у Агента, обязанности по информационному и технологическому обслуживанию Клиента на условиях Правил и настоящего договора возникают непосредственно у Оператора.

 В соответствии с Правилами работы Системы сбора и обработки платежей «Город», организациями участниками, оказывающими Платежные услуги являются: кредитная организация, осуществляющая на основании и в соответствии с лицензией Центрального банка Российской Федерации переводы денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с порядком и условиями, установленными банковским, гражданским и иным законодательством Российской Федерации; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»; ФГУП «Почта России». Клиент – участник, оказывающий услуги (реализующий товары, работы), имеющий иные договорные либо внедоговорные отношения с Абонентом. Оператор – участник, осуществляющий информационное и технологическое обслуживание. Организация, являющаяся кредитной организацией, руководствуясь Федеральным законом «О национальной платежной системе», вправе привлекать к участию в осуществлении переводов денежных средств юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, и индивидуальных предпринимателей в качестве банковских платежных агентов.

 Банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций (ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

 Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента: для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов ( п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

 Судом установлено, что ООО «КБ «Алтайкапиталбанк» является одной из организаций по сбору платежей в системе «Город». Между ООО «КБ «Алтайкапиталбанк» и МУП «РКЦ» ДД.ММ.ГГ заключено соглашение *** (далее Соглашение), в соответствии с которым последнее выступает банковским платежным агентом. Согласно п. 2.3 Соглашения, банковский платежный агент осуществляет прием денежных средств от физических лиц от имени Банка в собственных пунктах приема платежей, зарегистрированных банком в системе, в порядке, установленном Правилами.

 Договором специального банковского счета для банковского платежного агента от ДД.ММ.ГГ *** (п. 1.1) ООО «КБ «Алтайкапиталбанк» открыл МУП «РКЦ» специальный банковский счет *** в соответствии с федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

 Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных, в том числе, на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

 Положения указанного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов: осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; осуществляемых в безналичном порядке; осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (ч.2 ст.1 указанного Закона).

 Таким образом, поскольку расчеты производятся через банковского платежного агента, то эти отношения регулируются законом «О банках и банковской деятельности» и действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» на данные отношения не распространяется в силу прямого указания на это самого закона.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

 Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

 Из изложенных норм права следует, что поставщик услуг вправе, но не обязан заключить договор с оператором по приему платежей. Поставщик услуг может принимать оплату за них различными способами, в том числе и через платежного агента, таким образом, поставщик реализует свое право и свободу выбора способов приема оплаты.

 В силу частей 15, 18 ст.4 указанного Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

 Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

 При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований прокурора к МАУ «Общежитие» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к заключению договора с МУП «РКЦ» об осуществлении деятельности по приему платежей.

 Поскольку МУП «РКЦ» не является платежным агентом по отношению к МАУ «Общежитие», суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований прокурора.

 Кроме того, обращаясь с настоящим иском, прокурор указал на право обратиться в суд за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц.

 Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

 В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

 Поскольку прокурором заявлены иные требования, у суда первой инстанции отсутствовали основания для их удовлетворения.

 При таких обстоятельствах апелляционное представление удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА :

 апелляционное представление прокурора города Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 июня 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: