Судья Чечулина Л.В. Дело № 33-7523/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Морозовой С.Б.,
ФИО1
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11.06.2014 гражданское дело
по исковому заявлению Б. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 14.04.2014.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения Б., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту (далее по тексту – Управление социальной политики по г. Асбесту) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование указала, что с 26.03.2007 по настоящее время замещает должность государственной гражданской службы администратора Асбестовского городского суда в Управлении Судебного департамента в Свердловской области. Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 24.01.2014 № 34 л/с «О награждении» награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «За усердие» II степени за большой личный вклад в развитие судебной системы, всестороннее содействие в укреплении в совершенствовании правосудия в Российской Федерации. Общий трудовой стаж составляет 27 лет 10 месяцев 06 дней. 19.02.2014 обратилась в Управление социальной политики по г. Асбесту с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Решением начальника Управления социальной политики по г. Асбесту от 24.02.2014 № во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» отказано со ссылкой на то, что знак отличия Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «За усердие» II степени не является ведомственной наградой. 03.03.2014 вновь обратилась в Управление социальной политики по г. Асбесту с аналогичным заявлением мотивировав свои требования обращением начальника Управления Судебного департамента в Свердловской области к начальнику Управления социальной политики по г. Асбесту с разъяснением об отнесении знака отличия Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «За усердие» II степени к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Решением начальника Управления социальной политики по г. Асбесту от 14.03.2014 № во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» отказано по тому же основанию, что и ранее. С таким решением Управления социальной политики по г. Асбесту истец не согласна, на основании изложенного, полагая наличие у нее права на присвоение звания «Ветеран труда», просила суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», возложить на ответчика обязанность по включению ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 14.04.2014 Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту обязано включить Б. в списки на присвоение звания «Ветеран труда».
На решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, по доводам которой заявлена просьба об отмене судебного постановления, принять нового решения об отказе в удовлетворении иска. Выражая сомнения в законности решения суда, ответчик указывает, что при присвоении звания «Ветеран труда» определяющее значение имеет специфика знака отличия в труде, который обязательно должен быть отнесен к ведомственным наградам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца Б., возражавшую против доводов жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации за № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».
Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее - Положение).
В соответствие с пунктом 1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, проживающим на территории Свердловской области, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (в ред. Указов Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 № 443-УГ, от 30.03.2011 № 258-УГ).
Звание «Ветеран труда» присваивается указом Губернатора Свердловской области (пункт 2 Положения).
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», обращаются в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства (пункт 3 Положения).
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», согласно пункту 4 Положения представляют:
1) документы о награждении орденами или медалями, либо присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к ордену, медали, почетному званию или архивная справка о награждении), либо ведомственными знаками отличия в труде (удостоверение к знаку, почетному званию, грамота, благодарность, постановление (выписка из постановления) или приказ (выписка из приказа) о награждении) (в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 27.02.2012 № 93-УГ)
2) документы, подтверждающие наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (трудовая книжка или справка, выданная работодателем, подтверждающая наличие трудового стажа, или справка военного комиссариата, воинской части, содержащая сведения о периоде прохождения военной службы, или справка архивного учреждения) (подп. 2 в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 11.12.2013 № 643-УГ).
В качестве ведомственных знаков отличия в труде учитываются знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерства и ведомства бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Приказом судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.01.2008 за № 21 «Об утверждении знака отличия судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие», учрежден знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» 1 и 2 степени в целях дальнейшего совершенствования практики поощрений работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Описание знака и его эскиз согласованы с Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации. Награждение знаком отличия производится решением Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также на основании постановления Президиума Совета Судей Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Судебного Департамента от 29.01.2008 № 21 утверждено положение о знаке отличия «За усердие» 1 и 2 степени и положение о порядке награждения знаком отличия «За усердие».
В соответствии с положением о знаке отличия «За усердие» награждение указанным знаком отличия производится за высокие результаты, достигнутые в исполнении служебных обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, совершенствованию работы системы судебного департамента, оказанию содействия в проведении судебной реформы; достижение высоких показателей в служебной и хозяйственной деятельности; успехи, достигнутые в совершенствовании профессионального мастерства.
Знаком отличия «За усердие» 2 степени награждаются работники органов и учреждений системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, имеющие стаж государственной службы (работы) 5 и более лет в органах и учреждениях системы Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации или в других органах государственной власти.
Действующее федеральное законодательство не содержит толкования понятий «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде».
Из материалов дела следует, что Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 21.01.2014 № л/с Б. награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» 2 степени.
К знаку отличия Б. выдано удостоверение 1623, подписанное Генеральным директором судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ФИО2 (л.д. 21).
Б. имеет трудовой стаж работы более 27 лет, что подтверждается копией трудовой книжки.
19.02.2014 Б. обратилась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в Управление социальной политики по г. Асбесту; 24.02.2014 ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду того, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, от имени генерального директора которого производилось награждение, не относится к органам государственной власти Российской Федерации. 03.03.2014 истец вновь обратилась в Управление социальной политики по г. Асбесту. При рассмотрении ее заявления о присвоении звания «Ветеран труда» Б. просила учесть обращение начальника Управления Судебного департамента в Свердловской области ФИО3 исх. № от 28.02.2014 к начальнику Управления социальной политики по г. Асбесту ФИО4, в котором он указывает, что Знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» 2 степени является ведомственной наградой, дающей, право на присвоение звания «Ветеран труда». 19.03.2014 истец вновь получила отказ Управления социальной политики по г. Асбесту исх. № от 14.03.2014 во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей, установленный Конституцией Российской Федерации, изначально предполагает самостоятельность системы органов судебной власти от власти законодательной и исполнительной.
Пункт 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе» за № 1 от 31.12.1996 определил систему федеральных государственных органов судебной власти.
К названным федеральным органам государственной власти отнесены: судьи, суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, являющейся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей, являющейся высшим органом судейского сообщества, Совет судей Российской Федерации и его рабочий орган Президиум Совета судей Российской Федерации, Судебный департамент Российской Федерации при Верховном суде Российской Федерации, аппараты судов и каждый из этих органов наделен соответствующими законными полномочиями, помимо полномочий по осуществлению правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.01.1999 за № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» разъяснил, что особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к этой или иной ветви государственной власти закрепляются другими положениями Конституции Российской Федерации (гл. 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской Федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных и федеральных законов».
По смыслу статей 71 (пункт «г»), 72 (пункт «н»), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определение видов федеральных органов исполнительной власти, постольку, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.
Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ФЗ № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» является федеральным государственным органом и наделен соответствующими полномочиями, согласно федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», входит в судебную систему.
Утверждение Советом Судей Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации ведомственного знака отличия в труде направлено на обеспечение выполнения требований п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обеспечение деятельности судебной системы. Внутри самой системы судебной власти имеются и решаются другие государственные властные полномочия, помимо отправления правосудия, организационно-распорядительные, кадровые и другие, обеспечивающие деятельность судов и судей в ходе осуществления правосудия и эти вопросы не могут решаться какими-либо федеральными органами других ветвей власти.
Судом сделан правильный вывод, что отказ Управления социальной политики по г. Асбесту в присвоении Б. звания «Ветеран труда» является неправомерным, а ее исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права. Обосновать вручения знака отличия истцу предметом спора не является и возможность его оспаривания в компетенцию ответчика не входит. Ссылка на наличие письма Судебного департамента при Верховном Суде РФ также не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований, так как в данном случае, суд применяя нормы материального права, истолковал Закон исходя из взаимосвязи установленных юридических фактов имеющих значение для данного спора.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 14.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Морозова С.Б.,
ФИО1