ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7524/2015 от 14.07.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Панкратова Т.В. гр. дело № 33-7524/2015

Апелляционное определение

14 июля 2015 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Гороховика А.С.

Судей: Хаировой А.Х., Черкуновой Л.В.

При секретаре –Гратер Л.Н.

С участием прокурора- Хлебниковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 21 мая 2015 года, которым постановлено:

«Обязать мэрию городского округа Тольятти:

- разместить в соответствии с пунктом 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктом 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» смежные остановки общественного транспорта «Громовой» на ул. Громовой г. Тольятти со смещением по ходу движения на расстояние не менее 30 метров между ближайшими стенками павильонов;

- в соответствии с пунктом 5.3.3.8. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» посадочные площадки остановок общественного транспорта «Громовой» приподнять на 0,2 м от уровня остановочных площадок;

- в соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктом 3.8 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» построить тротуары от посадочных площадок остановок общественного транспорта «Громовой» к тротуарам вдоль ул. Громовой и к пешеходному переходу.

Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» после выполнения мэрией г.о. Тольятти работ по реконструкции остановок общественного транспорта «Громовой» на ул. Громовой г. Тольятти:

- в соответствии с пунктами 7.2, 7.3 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» перенести транспортные и пешеходные светофоры к месту нового пешеходного перехода;

- установить дорожные знаки 6.16 в соответствии с пунктом 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на расстояние не менее 1 м от места установки транспортных светофоров;

- в соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с обеих сторон ул. Громовой от границ регулируемого пешеходного перехода в сторону ул. Ярославской и ул. Кунеевской»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к мэрии г.о. Тольятти, Муниципальному казенному учреждению «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» о понуждении к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о. Тольятти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта «Громовой» на ул. Громовой и выявлены многочисленные нарушения ОСТ 218.1.002-2003, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004. Приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта относится к компетенции мэрии г.о Тольятти и неисполнение ответчиками требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о. Тольятти, в том числе, на безопасные условий передвижения по дорогам городского округа.

Истец просил обязать мэрию г.о. Тольятти: разместить в соответствии с пунктом 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктом 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» смежные остановки общественного транспорта «Громовой» на ул. Громовой г. Тольятти со смещением по ходу движения на расстояние не менее 30 метров между ближайшими стенками павильонов; в соответствии с пунктом 5.3.3.8. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» посадочные площадки остановок общественного транспорта «Громовой» приподнять на 0,2 м от уровня остановочных площадок; в соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктом 3.8 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» построить тротуары от посадочных площадок остановок общественного транспорта «Громовой» к тротуарам вдоль ул. Громовой и к пешеходному переходу. Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» после выполнения мэрией г.о. Тольятти работ по реконструкции остановок общественного транспорта «Громовой» на ул. Громовой г. Тольятти: в соответствии с пунктами 7.2, 7.3 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» перенести транспортные и пешеходные светофоры к месту нового пешеходного перехода; установить дорожные знаки 6.16 в соответствии с пунктом 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на расстояние не менее 1 м от места установки транспортных светофоров; в соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с обеих сторон ул. Громовой от границ регулируемого пешеходного перехода в сторону ул. Ярославской и ул. Кунеевской.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о дне и времени извещены надлежащим образом.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п.п. 3,5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 5.3.2.5. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии наземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.

Согласно п. 3.9 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения.

Пунктом 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

Отсутствие тротуаров является прямым нарушением требований п. 4.5.1 ГОСТ 5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Согласно п. 3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии – на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

Отсутствие ограничивающего ограждения является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» которым установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.

Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.

Согласно п. 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 6.16 «Стоп-линия» применяют для указания места остановки транспортных средств на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых железнодорожных переездах.

Отсутствие пешеходных светофоров или их неправильная установка является нарушением требований п. 7.2. и п. 7.3. ГОСТ Р 52289-2004.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения мэрией г.о. Тольятти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта «Громовой» по ул. Громовой и выявлены многочисленные нарушения ОСТ 218.1.002-2003, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, о чем составлен акт выявленных недостатков.

Судом установлено, что автомобильная дорога в границах <...> относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является мэрия городского округа Тольятти.

Ответчиком не оспорено, что вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта отнесены к вопросам местного значения городского округа и находится в компетенции мэрии.

В силу запрета, установленного ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» орган местного самоуправления, при решении вопросов местного значения не вправе совмещать свои функции с функциями хозяйствующего субъекта.

В соответствии с Уставом г.о. Тольятти и п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа наделен полномочиями по созданию муниципальных учреждений и предприятий.

Судом установлено, что мэрией г.о. Тольятти с целью решения вопроса местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения создано муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

Согласно Уставу данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности. Основной целью деятельности учреждения является обеспечение безопасности дородного движения на территории г.о. Тольятти. Для достижения указанной цели, учреждение осуществляет установку и содержание ограждений (пешеходных, барьерных, удерживающих», установку, замену и содержание дорожных знаков, установку, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию светофорных объектов, ремонт и реконструкцию пешеходных переходов.

Таким образом, судом установлено и ответчиками не оспаривается, что обязанность по устройству остановок, постройке тротуаров вдоль автомобильных дорог и тротуаров к пешеходным переходам относится к компетенции мэрии г.о. Тольятти, а обязанность по установке пешеходных ограждений, дорожных знаков и светофорных объектов относится к компетенции муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, что также не оспаривается представителем мэрии.

С учетом вышеизложенных правовых норм, доводы ответчика о недостаточности финансирования, и о том, что муниципальным контрактом предусмотрено выполнение в срок до 02 июля 2015 года проектных работ по переносу ООТ «Громовой», а средства на выполнение работ по переносу ООТ в бюджете на 2015 год не предусмотрены, судом обоснованно не приняты во внимание, так как приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта относится к компетенции мэрии г.о. Тольятти, и мэрия должна самостоятельно и надлежащим образом исполнять свои обязанности.

Кроме того, из пояснений третьего лица следует, что обследование данного участка дороги проводилось еще 14 апреля 2013 года, и тогда были выявлены вышеуказанные нарушения, за что мэрия была привлечена к административной ответственности, и ей было выдано предписание на устранение выявленных недостатков, которое до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, в ходе данного обследования мэрия г.о. Тольятти должна была обратить внимание на нарушения требований ГОСТ и принять меры для их устранения, в том числе предусмотреть в бюджете соответствующие расходы.

В настоящее время у мэрии также имеется возможность предусмотреть в бюджете расходы, необходимые для исполнения своих обязанностей по содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, для последующего утверждения Думой городского округа Тольятти.

При таких обстоятельствах, учитывая, что неисполнение требований закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам города, а также с учетом того, что обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, в силу закона возлагается на Мэрию городского округа Тольятти, как на орган местного самоуправления городского округа, которая не исполняется ответчиком надлежащим образом, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора г. Тольятти в полном объеме.

При этом, суд обоснованно учел то обстоятельство, что оборудование пешеходных переходов, установка ограничивающих пешеходных ограждений, установка дорожных знаков и светофоров возможны только после устройства остановки и постройки тротуаров, что относится к компетенции мэрии, в связи с чем, суд правомерно обязал МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» выполнить необходимые работы непосредственно по завершении работ мэрией г.о. Тольятти.

Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что мэрия осуществляет свою деятельность в рамках выделенных бюджетных средств, которые в настоящее время отсутствуют, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: