ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-752/2014 от 26.02.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья Таранов А.В. Дело № 33 – 752 / 2014 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 26 февраля 2014 г. г. Калининград

 Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

 председательствующего Крамаренко О.А.,

 судей Кулешовой Е.А., Быстровой М.А.,

 при секретаре Фильчиной В.О.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лютаревича С.Н. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 августа 2013 года, которым постановлено иск прокурора города Светлого Калининградской области в интересах муниципального образования «Светловский городской округ» и неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Взыскать с Лютаревича С.Н. в бюджет муниципального образования «Светловский городской округ» <данные изъяты> рублей.

 Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителя Лютаревича С.Н. Писаренко С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Гусаковой С.Г. и представителя окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Чибриковой Л.С., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор города Светлого Калининградской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Светловский городской округ» и неопределенного круга лиц к Лютаревичу С.Н. о взыскании денежных средств, указав, что 24 августа 2011 года Постановлением Правительства Калининградской области № 630 были распределены дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов, в том числе Светловскому городскому округу Калининградской области в качестве дотации выделена сумма в размере <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей на премирование главы администрации муниципального образования по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2010 год. Сумма дотации в размере <данные изъяты> рублей была в сентябре 2011 года выплачена главе администрации Светловского городского округа Лютаревичу С.Н. в качестве премии в нарушение требований ст. 11 Закона Калининградской области от 05 декабря 2008 года № 301 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области», поскольку нормативными правовыми актами не предусмотрена выплата разовой премии по итогам оценки эффективности деятельности муниципального образования. Дотация в сумме <данные изъяты> рублей на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов, выделенная Светловскому городскому округу Постановлением Правительства Калининградской области № 630 от 24 августа 2011 года, должна была быть направлена на решение вопросов социально-экономического развития муниципального образования, что привело бы к улучшению условий жизни жителей муниципального образования «Светловский городской округ». Направление указанной суммы на иные цели нарушает интересы жителей муниципального образования.

 Просит взыскать с Лютаревича С.Н. в бюджет муниципального образования «Светловский городской округ» <данные изъяты> рублей.

 Суд постановил изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Лютаревич С.Н. просит решение суда отменить, полагает, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы без учета всех обстоятельств дела. Указывает, что спорные правоотношения возникли в 2011 году после поступления дотаций из областного бюджета в сентябре 2011 года, на них представительный орган местного самоуправления своим решением от 04 мая 2012 года № распространил действие Положения о поощрении муниципальных служащих муниципального образования «Светловский городской округ». Решение о его поощрении принималось компетентным органом.

 Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Судом установлено, что Постановлением Правительства Калининградской области от 24 августа 2011 года № 630 «О распределении дотаций на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов» распределены дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов на:

 1) предоставление грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Калининградской области, занявших первые одиннадцать мест по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2010 год, согласно приложению № 1;

 2) премирование глав администраций муниципальных образований, занявших первые пять мест по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2010 год, согласно приложению № 2.

 В соответствии с приложением № 1 к названному Постановлению Светловскому городскому округу было выделено <данные изъяты> рублей, согласно приложению № 2 Светловскому городскому округу на премирование главы администрации муниципального образования Светловский городской округ Лютаревича С.Н. выделено <данные изъяты> рублей.

 Согласно распоряжению главы муниципального образования «Светловский городской округ» от 28 сентября 2011 года №, принятому на основании Постановления Правительства Калининградской области от 24 августа 2011 года № 630 «О распределении дотаций на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов», Закона Калининградской области от 05 декабря 2008 года № 301 «О правовом регулировании муниципальной службы к Калининградской области», решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» от 25 февраля 2009 года № и п. № контракта с главой администрации муниципального образования «Светловский городской округ», главе администрации муниципального образования Светловского городского округа Лютаревичу С.Н. выплачено денежное поощрение в размере <данные изъяты> рублей.

 Из содержания указанного распоряжения следует, что денежное поощрение выплачено за выполнение особо важных и сложных заданий, касающихся предоставления грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Светловский городской округ», занявшего третье место по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2010 год.

 Постановление Правительства Калининградской области от 24 августа 2011 года № 630 было принято во исполнение Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Указа Губернатора Калининградской области от 21 июля 2009 года № 76 «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Калининградской области в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области».

 Указом Губернатора Калининградской области от 21 июля 2009 года № 76 «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Калининградской области в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области» утвержден порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам Калининградской области в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области согласно приложению.

 Названным Порядком определены правила выделения грантов городским округам и муниципальным районам Калининградской области в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области, которые предоставляются за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Калининградской области в установленных сферах деятельности.

 Согласно п.п. 9, 10 Порядка гранты выделяются из областного бюджета в форме дотаций на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов, органам местного самоуправления рекомендуется направлять гранты на решение вопросов социально-экономического развития муниципальных образований.

 Пунктом 4 Порядка предусматривалось, что при выделении грантов в установленных сферах оцениваются значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р (далее - Распоряжение), Постановлением Правительства Калининградской области от 03 ноября 2006 года № 814 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области».

 Подпунктом 2 пункта 2 Постановления Правительства Калининградской области от 03 ноября 2006 года № 814 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области» (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 22 сентября 2009 года № 563) Министерству по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области рекомендовано применять результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области для премирования пяти глав администраций муниципальных образований Калининградской области, занявших первые пять мест.

 Постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2012 года № 797 вышеназванный пункт 2 был исключен из Постановления Правительства Калининградской области от 03 ноября 2006 года № 814 с 16 октября 2012 года.

 Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», утратившим силу с 01 января 2013 года, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р был предусмотрен порядок выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

 Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что приведенными нормативными правовыми актами предусмотрено выделение за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, направление же выделяемых грантов на поощрение глав органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ими не предусмотрено.

 В связи с этим, Постановление Правительства Калининградской области от 24 августа 2011 года № 630 в части приложения № 2 «Распределение дотаций на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов на премирование глав администраций муниципальных образований, занявших первые пять мест по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2010 год», предусматривающего премирование главы администрации Светловского городского округа ФИО1, противоречит действующим нормативным правовым актам.

 В нарушение статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой дотации являются межбюджетными трансфертами, предоставляемыми на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, пунктом 1 постановления Правительства Калининградской области от 24 августа 2011 года № 630 установлены цели их распределения, в частности на премирование глав администраций муниципальных образований, занявших первые пять мест по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2010 год.

 Кроме того, согласно ч. 1 ст. 11 Закона Калининградской области от 05 декабря 2008 года № 301 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, в соответствии с ч. 2 указанной статьи к дополнительным выплатам и относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; ежемесячная надбавка за классный чин.

 Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

 Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами представительного органа, внесенными на рассмотрение представительного органа муниципального образования по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

 Какой-либо нормативный акт, регулирующий порядок поощрения муниципальных служащих Светловского городского округа, на момент выплаты премии ответчику отсутствовал.

 Доводы ответчика о том, что на спорную выплату распространяется Положение о поощрении муниципальных служащих муниципального образования «Светловский городской округ», утвержденное решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» 4 мая 2012 года, правильно оценены судом как несостоятельные, поскольку поощрение было получено ответчиком до принятия указанного Решения в 2011 году за результаты его работы в 2010 году.

 Спорное поощрение ст. 12 Закона Калининградской области от 05 декабря 2008 года № 301 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области» не предусмотрено, денежным содержанием муниципального служащего, либо видом поощрения муниципального служащего оно не является, правовых оснований для его выплаты ответчику не имелось.

 В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

 При установленных по делу обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что разовая премия по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининградской области за 2010 год, выплаченная ФИО1 из бюджета муниципального образования «Светловский городской округ», является неосновательным обогащением и в силу ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату.

 Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: