ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7535/2014 от 04.08.2014 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

 Судья Полянская Е.Н.              Дело № 33-7535/2014 А-57

 КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 04 августа 2014 года город Красноярск

 Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

 председательствующего Гареевой Е.Б.,

 судей Маркатюк Г.В., Ашихминой Е.Ю.,

 прокурора Воротынской О.О.,

 при секретаре Журавковой Т.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.

 гражданское дело по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Енисейское речное пароходство» о признании незаконным установления тарифов в прейскурантах на перевозку техники и грузов на паромной переправе <данные изъяты>, исходя из условной массы перевозимого груза, возложении обязанности,

 по апелляционной жалобе <данные изъяты> ОАО «Енисейское речное пароходство» Яковлева А.В., действующего на основании протокола заседания совета директоров от <дата>,

 на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14.04.2014 года, которым постановлено:

 «Признать незаконными действия ОАО «Енисейское речное пароходство» по установлению в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе в <данные изъяты> на летний период <дата>, осенний период <дата> стоимости провоза техники и груза исходя из условной массы перевозимого груза.

 Обязать ОАО «Енисейское речное пароходство» установить тарифы на перевозку техники и грузов на паромной переправе в <данные изъяты> на <дата> в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 №5/117 «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <данные изъяты>» исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 Взыскать с ОАО «Енисейское речное пароходство» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.».

 Заслушав докладчика, судебная коллегия,

 УСТАНОВИЛА:

 Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Енисейское речное пароходство» о признании незаконным установления тарифов в прейскурантах на перевозку техники и грузов на паромной переправе <данные изъяты>, исходя из условной массы перевозимого груза, возложении обязанности.

 Требования мотивирует тем, что ответчик осуществляет паромное сообщение по маршруту <данные изъяты>. В <дата> паромное сообщение осуществлялось с <дата>, до ледостава. Руководителем Подтесовской РЭБ флота - филиала ОАО «ЕРП», <дата> были утверждены прейскуранты на перевозку техники и грузов на указанной паромной переправе на летний и осенний период <дата> соответственно. Согласно данных прейскурантов, масса перевозимого автотранспорта, машин и механизмов исчислялась условно, исходя из грузоподъемности, объема цистерны, грузоподъемности крановой установки, мощности двигателя, емкости ковша, количества осей прицепов. В основу исчисления условной массы автотранспорта, машин и механизмов положено Приложение 5 Прейскуранта №14-01 «Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство 1-Р», утв. Постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 №273 во исполнение Совмина СССР от 15.06.1988 №741 «О пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности и других отраслях народного хозяйства», между тем, приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 №5/117 установлены предельные тарифы на указанные услуги, исходя из массы груза в тоннах. Установление ответчиком тарифов на перевозку грузов (техники) на паромной переправе, исходя из условной, а не фактической массы, определенной недействующим нормативным документом, является нарушением порядка ценообразования на регулируемые государством тарифы, влечет нарушение прав граждан и хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами паромной переправы, которая в условиях Крайнего Севера является единственным средством сообщения. Установление иных критериев формирования цены перевозки кроме фактической массы перевозимого груза является вмешательством в сферу государственного регулирования порядка ценообразования. Просит признать незаконным установление ОАО «Енисейское речное пароходство» тарифов на перевозку грузов в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе п. Еркалово на летний и осенний периоды <дата>, обязать ответчика установить тарифы на перевозку техники и груза на паромной переправе <данные изъяты> в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 №5/117 «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <данные изъяты> <данные изъяты>», исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО «Енисейское речное пароходство» Яковлева А.В. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

 Проверив материалы дела, решение суда, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов, выслушав представителя ОАО «Енисейское речное пароходство» Баяндину О.А., действующую на основании доверенности от <дата>, поддержавшую апелляционную жалобу в полном объеме, прокурора Воротынскую О.О., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.

 Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены(тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

 В число таких услуг включены перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" утверждены "Порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги Советом администрации края" и "Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае"

 В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 указанного Перечня, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом, перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включены в перечень услуг, цены и тарифы на которые регулируются министерством транспорта Красноярского края.

 Приказом министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 N 5/117 "Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <данные изъяты>" установлены предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <данные изъяты> в весенний период- с начала навигации до <дата>-126,27 руб. за тонну (без НДС), летний период с <дата>- 72,89 руб. за тонну (без НДС), во все периоды-11 руб. за пассажира (с НДС).

 В соответствии с указанным Приказом, распоряжением ОАО «Енисейское речное пароходство» от 11.09.2012 №08.1-01-11-98 установлены аналогичные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом по маршруту <данные изъяты>.

 Из материалов дела следует, что с <дата> ОАО «Енисейское речное пароходство» осуществлялось паромное сообщение по маршруту <данные изъяты> <дата> и.о. директора Подтесовской РЭБ флота - филиала ОАО «ЕРП» были утверждены прейскуранты на перевозку техники и груза на указанной паромной переправе на летний и осенний период <дата>, при этом стоимость провоза техники и грузов определяется, исходя из условной массы транспортных средств. Примечанием к прейскурантам предусмотрено, что при перевозке автотранспорта, имеющего загрузку, массу груза определяется по его сопроводительным документам и суммируется с условной массой автомобиля по прейскуранту, полученный результат умножается на тариф, равный 257 рублей в летний период и 86,01 рублей в осенний период. Для легковых автомобилей с прицепом цена увеличивается на 50%. Стоимость провоза неуказанной техники определяется следующим образом: масса без нагрузки по техпаспорту увеличивается на 100 кг., определяется позиция условной массы по прейскуранту и стоимость проезда. При отсутствии технического паспорта - за максимальный вес, установленный для данного вида транспорта, техники.

 Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком при установлении тарифов был нарушен порядок государственного регулирования цен (тарифов) на оказываемые услуги по перевозке.

 Из Приказа министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 N 5/117 "Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <данные изъяты>" не следует, что масса перевозимого груза определяется, исходя из его условной массы, а потому оснований применять тариф, исходя из условной массы груза у ответчика на момент утверждения прейскурантов не имелось.

 При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетвореил заявленные исковые требования и признал незаконными действия ОАО «Енисейское речное пароходство» по установлению в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе в <данные изъяты> на летний период <данные изъяты>, осенний период <данные изъяты> стоимости провоза техники и груза исходя из условной массы перевозимого груза, обязав ОАО «Енисейское речное пароходство» установить тарифы на перевозку техники и грузов на паромной переправе в <данные изъяты> на <данные изъяты> в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2012 №5/117 «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту п.Еркалово- п. Прибрежная на р. Енисей» исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

 Указание в апелляционной жалобе на отсутствие оснований прокурору обращаться в интересах неопределенного круга лиц не может являться основанием к отмене решения суда, так как судебная коллегия полагает, что заявленным иском затрагиваются права именно неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, пользующихся паромной переправой неограничен.

 Ссылка в жалобе на то, что по делу не было привлечено в качестве третьего лица Министерство транспорта Красноярского края никоим образом не нарушает прав ответчика, оснований для привлечения Министерства для участия в рассмотрении спора не было.

 Доводы жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права не подтверждается материалами дела.

 Факт того, что оспариваемые прейскуранты отменены на момент постановления решения суда, также не опровергает выводов о признании незаконными действий ответчика, поскольку, на момент установления тарифов, исходя из условной массы перевозимого груза, они были установлены неправомерно, чем были нарушены права неопределенного круга лиц.

 Апелляционная жалоба в части того, что на момент рассмотрения дела Приказ Министерства транспорта Красноярского края №5/117 от 24.08.2012 года утратил силу, а потому решение суда в части обязания ответчика установить тарифы на перевозку техники и грузов на паромной переправе в п. Еркалово на 2014 год в соответствии с этим приказом, исходя из фактической массы перевозимых грузов является неисполнимым, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения. Поскольку, правильность постановленного решения судом апелляционной инстанции проверяется на момент его постановления, а на данный момент действие Приказа прекращено не было, соответственно, суд постановил правильное решение.

 Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

 Таким образом, обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

 Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения при рассмотрения дела не допущено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «Енисейское речное пароходство» Яковлева А.В. – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи