ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7548/2016 от 19.12.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Здрецов А.Н. стр.178г, г/п 00 руб.

Докладчик Пономарев Р.С. Дело № 33-7548/2016 19 декабря 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Юдина В.Н.,

судей Пономарева Р.С., Роговой И.В.,

при секретаре судебного заседания Черняевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Лешуконского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об обязании проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков на земельном участке, - удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 01.12.2017 года организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков в границах земельного участка, общей площадью 1,1 га, расположенного в квартале 68 выдел 19 леса Лешуконского участкового лесничества бывший совхоз Юромский, имеющем координаты опорных точек: 1) 64°57'657”N; 045°35’028”Е; 2) 64°57’727”N; 045°35’227”Е; 3) 64°57’694”N; 045°35’255”Е; 4) 64°57’636”N; 045°35’265”Е в пределах земельного участка с кадастровым номером 29:10:000000:415».

Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Лешуконского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о соблюдении природоохранного законодательства.

В обоснование требований указал, что 09 августа 2016 года прокуратурой Лешуконского района Архангельской области проведена выездная проверка исполнения законодательства в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В ходе посещения лесного массива, прилегающего к населенному пункту д. Березник Лешуконского района МО «Лешуконское», на участке лесного фонда, расположенного в квартале 68 выдел 19 леса Лешуконского участкового лесничества, бывший совхоз Юромский, имеющем координаты опорных точек: 1) 64°57'657”N; 045°35’028”Е; 2) 64°57’727”N; 045°35’227”Е; 3) 64°57’694”N; 045°35’255”Е; 4) 64°57’636”N; 045°35’265”Е установлено наличие несанкционированной свалки твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков на площади 1,1 га, собственник которых не установлен.

Просил обязать ответчика в срок до 01 декабря 2017 года организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков в границах указанного земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора Лешуконского района Кулижский А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в письменном отзыве требования не признал, считая надлежащим ответчиком по делу МО «Лешуконское», к ведению которого относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Представители третьих лиц: ГКУ АО «Лешуконское лесничество», Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Лешуконское обособленное подразделение в суд не явились, просили о рассмотрении дела без их участия.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального права. Анализируя Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Положение о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Положение о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области указывает, что министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, за исключением полномочий, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами. Суд не учел, что в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Правительством Российской Федерации, под санитарно-оздоровительными мероприятиями подразумевается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламлений, загрязнения и иного негативного воздействия не бытовым мусором, коммунальными отходами, а естественным «природным» захламлением, загрязнением. Таким образом, в компетенцию министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не входят организация и обеспечение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе с участием прокурора отдела прокуратуры Архангельской области Бакина И.С., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. Риск неполучения поступившей судебной корреспонденции несет адресат.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 ГПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда, изложенных в решении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Лешуконского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды.

В ходе выездной проверки, проведенной 09 августа 2016 года с привлечением главного специалиста эксперта территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Лешуконское лесничество, мастера Лешуконского участка Мезенского РЭС ПАО «МРСК Северо-Запада» филиал «Архэнерго» ПО «Архангельские электрические сети», произведено обследование территории лесного массива, прилегающего к населенному пункту д. Березник Лешуконского района Архангельской области. При проведении проверочных мероприятий на участке лесного фонда, расположенного в квартале 68 выдел 19 леса Лешуконского участкового лесничества, бывший совхоз Юромский, имеющем координаты опорных точек: 1) 64°57’657”N; 045°35’028”E; 2) 64°57’727”N; 045°35’227”E; 3) 64°57'694”N; 045°35'255”E; 4) 64°57’636”N; 045°35’265”E, установлено наличие несанкционированной свалки твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков на площади 1,1 га.

На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.

Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений и в сфере обращения с отходами производства и потребления, за исключением полномочий, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами. Министерство осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (ред. от 23.06.2016) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е» пункта 39 Правил).

Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к рассматриваемому делу – министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области).

Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Архангельской области отнесено к полномочиям министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, обоснованно возложена судом на указанный уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы или ставили их под сомнение.

В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от твердых строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы ответчика об обратном безосновательны.

Представитель ответчика в возражении на иск и в апелляционной жалобе не оспаривает, что в силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области организует и обеспечивает проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, однако полагает, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям не следует относить организацию работ по ликвидации несанкционированных свалок строительных и бытовых отходов, мусора, порубочных остатков.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом, поскольку из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 28) прямо следует, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится не только вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, но и уборка захламленности, очистка лесов от захламления и загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, утверждение представителя ответчика о том, что очистка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основано на требованиях закона.

Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Юдин

Судьи Р.С. Пономарев

И.В. Рогова