Судья Калганова С.В. дело № 33-755 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 апреля 2016 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Андрейченко А.А., Лядовой Т.Р.,
при участии секретаря – Семашко О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 декабря 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя удовлетворить частично.
Обязать Правительство города Севастополя, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя профинансировать расходы по оборудованию здания Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» системой автоматической установки пожарной сигнализации и пожаротушения; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; размещением в дверях на путях эвакуационных армированных стекол.
Обязать Государственное казенное учреждение города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» на выделенные денежные средства устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности, оборудовать здания учреждения системой автоматической установки пожарной сигнализации пожаротушения; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; размещением в дверях на путях эвакуационных армированных стекло.
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» государственную пошлину в размере 200 рублей в бюджет Ленинского района города Севастополя.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителей Правительства Севастополя – ФИО1 (по доверенности), Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – ФИО2 (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения прокурора Ведмидь А.И., представителя ГКУ «Центр содействия семейному воспитанию» – ФИО3 (по доверенности), возражавших против доводов жалобы, полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском к ответчикам об обязании профинансировать и устранить нарушения противопожарной безопасности, мотивируя тем, что проведенной проверкой в Государственном казенном учреждении города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» были выявлены нарушения норм противопожарной безопасности, что представляет для воспитанников учреждения, его работников непосредственную угрозу, нарушает право детей на безопасные условия проживания и право сотрудников учреждения на осуществление трудовой деятельности в безопасных условиях.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Севастополя, не согласившись с указанным решением, просит его отменить в части обязания профинансировать расходы по оборудованию здания Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» системой установки пожарной сигнализации и пожаротушения; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; размещению в дверях на путях эвакуации армированных стекол, и постановить по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных требований к Правительству города Севастополя в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что судом не была принята во внимание существующая процедура финансирования, которая делает невозможным исполнение решения суда в дальнейшем.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Ленинского района города Севастополя была проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что в нарушение положений действующего законодательства о пожарной безопасности, здание Государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию» (далее ГКУ «ЦССВ») не оборудовано системой автоматической установки пожарной сигнализации и пожаротушения, в помещениях не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в дверях на путях эвакуации установлены обычные стёкла вместо армированных, что отражено в соответствующем акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая данный спор по существу и возлагая не ответчиков оспариваемые обязанности, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ответчиками, подлежит устранению, в связи с чем, заявленные требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и считает, что судом первой инстанции верно установлены имеющие для дела фактические обстоятельства и дана им надлежащая оценка в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в судебном решении.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление(удочерение), под опеку и попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органом государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения, деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.
Подпунктом «а» пункта 51 Положения установлено, что к видам деятельности организаций для детей-сирот относится круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организациях для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей.
Согласно ст. ст. 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложены на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
ГКУ «ЦССВ» является юридическим лицом, которое обязано к соблюдению законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных актов.
Допущенные ответчиками указанные нарушения представляют реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения, его работников и лиц, его посещающих.
Факт допущения нарушения ответчиками не оспаривался. ГКУ «ЦССВ» ссылалось на недофинансирование обеспечения учреждения для детей-сирот необходимой системой автоматической установки пожарной сигнализации и пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, размещения в дверях на путях эвакуации армированных стекол.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из обстоятельств дела следует, что учредителем ГКУ «ЦССВ», согласно постановлению Правительства города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 659 является город Севастополь.
Функции и полномочия учредителя от имени города Севастополя осуществляет Управления по делам несовершеннолетних города Севастополя.
Пунктами 4.6 и 4.7 Устава ГКУ «ЦССВ» предусмотрено, что источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются средства, выделяемые из бюджета города Севастополя согласно утвержденной бюджетной сфере. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителей за счет средств бюджета города Севастополя и на основании бюджетной сметы.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Управление по делам несовершеннолетних города Севастополя ликвидировано 01 июля 2015 года и его правопреемником является Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.
Из пунктов 1.1., 1.3, 1.9 Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя от 20 марта 2015 года, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление функций по реализации государственной политики в сфере труда и занятости, социальной защиты (поддержки) населения, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, опеке и попечительству. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти города Севастополя, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории города Севастополя, иными государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований города Севастополя и организациями. Финансирование расходов на содержание Департамента и реализацию его полномочий осуществляется из бюджета города Севастополя в соответствии с бюджетной сметой; за счет средств федерального бюджета – в случае осуществления Департаментом отдельных федеральных полномочий.
Пунктом 3.34 Положения предусмотрено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Севастополя и главного администратора доходов бюджета города Севастополя, закрепляемых в соответствии с возложенными полномочиями.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что возложение на ответчиков обязанности по финансированию расходов, связанных с обеспечением ГКУ «ЦССВ» необходимой системой автоматической установки пожарной сигнализации и пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, размещения в дверях на путях эвакуации армированных стекол и возложение обязанности на последнего непосредственно по его установке обосновано и отвечает требованиям действующего законодательства.
Отсутствие финансовых средств на устранение выявленных нарушений не освобождает ответчиков от исполнения необходимых обязательств, в связи с чем возложение судом таковых является целесообразным и законным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, выражают несогласие с выводами суда и произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. При этом, доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, с которой согласилась судебная коллегия.
В силу положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, основанием для отмены обжалуемого решения не является.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отклонении апелляционной жалобы и оставления обжалуемого решения без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Севастополя – без удовлетворения.
Копия верна.
Судья: Ж.В. Григорова