ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7565/2013 от 21.08.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Дадонова Т.А. № 33А- 7565

Докладчик: Потлова О.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» августа 2013г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Потловой О.М.,

судей: Евтифеевой О.Э., Ершовой Т.А.,

при секретаре: Щегловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М. дело по апелляционной жалобе К. А.С. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 26 апреля 2013 года по заявлению К.А.С., К.Н.И. к Администрации Киселевского городского округа, Управлению городского развития Администрации Киселевского городского округа, Главе Киселевского городского округа - Лаврентьеву С.С. о признании незаконным бездействия Администрации Киселевского городского округа, Киселевского городского совета народных депутатов,

У С Т А Н О В И Л А:

К. А.С., К. Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и признании незаконным Постановления Киселевского городского совета народных депутатов в части.

Заявление обосновано тем, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились на официальный сайт Администрации Киселевского городского округа по поводу продвижения их очереди и предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку они как малоимущие состоят в очереди. Какими темпами в г. Киселевске ведется строительство социального жилья, сколько денежных средств на эти цели предусмотрено в бюджете города на 2013 год и какой площадью будет жилое помещение, которое должно быть им предоставлено.

На обращение получен ответ, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях составом семьи - 2 человека, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Строительство жилья в г. Киселевске осуществляется за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьям.

Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется из освободившегося муниципального жилищного фонда в порядке очередности.

В соответствии с Постановлением Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв.м. на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33кв.м.

Данный ответ свидетельствует о нарушении их права на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что строительство жилья в Киселевске осуществляется только за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьям незаконно.

Также считают незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что они состоят на очереди, по которой предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется только из освободившегося муниципального жилищного фонда в порядке очередности. Также незаконно бездействие Администрации, связанное с тем, что денежных средств на строительство социального жилья в бюджете Киселевского городского округа на 2013 года не предусмотрено.

Администрация Киселевского городского округа бездействует, не осуществляя строительство жилья в г. Киселевске за счет местного (муниципального) бюджета и это бездействие является незаконным.

Также орган местного самоуправления проявляет незаконное бездействие, предоставляя жилые помещения малоимущим гражданам, состоящим в очереди на получение жилья, только из освободившегося муниципального жилищного фонда. При этом Администрация Киселевского городского округа проявила незаконное бездействие, не заложив денежные средства в бюджет муниципального образования на 2013 год на строительство социального жилья. Фактически в г. Киселевске и городском округе не ведется строительство социального жилья, денежные средства на эти цели из местного бюджета не выделяются, а жилые помещения малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и состоящим в соответствующей очереди, предоставляются только из освободившегося муниципального жилищного фонда.

С момента постановки их на учет в органе местного самоуправления как нуждающихся в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ, прошло уже почти 5 лет. Однако со стороны Администрации Киселевского городского округа не предпринимается совершенно никаких мер для реализации их права на жилище, предусмотренного Конституцией РФ. Очередь на жилье, в которой они состоят, практически не движется по причине незаконного бездействия Администрации. Очередь продвигается только в том случае, если кто-то из граждан, состоящий в этой очереди, умирает или уезжает в другой населенный пункт, а также, если кто-то из граждан утрачивает основания стоять в этой очереди. Если очередь на жилье будет двигаться такими же темпами, заявительнице К.Н.И., которой уже 63 года, жилого помещения не дождаться. Бездействие Администрации Киселевского городского округа не способствует реализации права на жилище заявителей.

Полагают незаконным указанное в ответе Постановление Киселевского городского Совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек из расчета 13 кв. м. на человека, то есть 26 кв. м. на семью из двух человек.

Предоставление жилого помещения на семью из двух человек площадью меньше, чем одиноко проживающему гражданину, противоречит как здравому смыслу, так и Закону, так как очевидно, что двум гражданам необходимо больше жизненного пространства, чем одному человеку, норма предоставления, утвержденная органом местного самоуправления, носит дискриминационный характер, ущемляющий права граждан.

Глава Киселевского городского округа Лаврентьев С.С. должен предпринимать меры, связанные с незаконным бездействием Администрации по отношению к ним, однако таких мер не предпринимает, хотя является первым лицом в городе и непосредственно за все отвечает во вверенной ему территории.

Управление городского развития Администрации Киселевского городского округа является юридическим лицом, обладает правоспособностью, является структурным подразделением Администрации Киселевского городского округа и принимает определенное участие в учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в распределении жилых помещений по договорам социального найма, разрабатывает проекты Распоряжений по поводу жилья и т.д.

Просят признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что строительство жилья в Киселевске осуществляется только за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьям.

Признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что К. Н.И., К. А.С., состоят в очереди нуждающихся в жилых помещениях, по которой предоставление в порядке очередности жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется только из освободившегося муниципального жилищного фонда.

Признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что денежных средств на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в бюджете Киселевского городского округа на 2013 года не предусмотрено.

Обязать Администрацию Киселевского городского округа устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов К. Н.И., К. А.С. в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно обязать Администрацию Киселевского городского округа предпринять меры к строительству социального жилья за счет средств местного бюджета, обязать Администрацию Киселевского городского округа предпринять меры к предоставлению в порядке очередности жилых помещений малоимущим гражданам не только из освободившегося муниципального жилищного фонда, но и из построенного за счет средств местного бюджета социального жилья, относящегося к муниципальному жилищному фонду, обязать Администрацию Киселевского городского округа предусмотреть в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год статью расходов (денежные средства) на строительство социального жилья в городском округе, обязать Администрацию Киселевского городского округа включать статью расходов на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, при планировании бюджетов Киселевского городского округа на последующие годы.

Признать незаконным пункт 3 Постановление Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. м общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более и обязать Киселевский городской совет народных депутатов устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов К. Н.И., К. А.С. в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно обязать Киселевский городской совет народных депутатов пересмотреть норму общей площади при предоставления жилого помещения по договору социального найма на 1 человека на семью из двух человек и более.

Взыскать с Администрации Киселевского городского округа и Киселевского городского совета народных депутатов в их пользу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Обязать Администрацию Киселевского городского округа и Киселевский городской совет народных депутатов после вступления решения по делу в законную силу опубликовать его в городских средствах массовой информации - газетах «Телевизионный вестник», «Киселевск официальный», «Городок», «Киселевские вести», «Удачный день».

Определением Киселевского городского суда от 26.04.2013 г. требования заявителей в части признания незаконным пункта 3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов № 184 от 21.12.2005 года выделены в отдельное производство, поскольку указанные требования рассматриваются в порядке главы 24 ГПК РФ, а не главы 25 ГПК РФ, как остальные требования.

К. А.С. заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Киселевского городского округа -Гамова Н.О. заявленные требования не признала.

Представитель Управления городского развития администрации Киселевского городского округа в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица - Киселевского городского Совета народных депутатов Калинина Т.Б. полагала заявленные требования необоснованными.

Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 26 апреля 2013 года в удовлетворении заявления К. А.С., К. Н.И. отказано.

В апелляционной жалобе К. А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что не согласен с выводами суда, изложенными в решении, поскольку в связи с отсутствием в бюджете города денежных средств, строительство социального жилья для малоимущих граждан не ведется.

Более того, в соответствии с Постановлением Администрации Киселевского городского округа от 19 февраля 2013г. № 54-н «О внесении изменений в постановление администрации Киселевского городского округа от 25.12.2012г. № 579-н «Об утверждении муниципальной целевой программы «Комфортное жилье» на 2013-2015 г.г.», на которое ссылается суд, на нужды малоимущих граждан, состоящих в очереди на жилье, предусмотрено всего 1 300, 0 тысяч рублей на 3 года. На 2013г. - 300 000 рублей, 2014г. - 500 000 рублей, 2015 год - 500 000 рублей. Эти денежные средства запланировано потратить на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений (<адрес>; <адрес>; <адрес>). Вся эта информация содержится в разделе 7.2. указанного Постановления от 19 февраля 2013г.

Таким образом, никакого строительства социального жилья для малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, в г. Киселевске не ведется. Предусмотрено только за период 2013 -2015 г.г. сделать капитальный ремонт в трех вышеуказанных муниципальных квартирах.

Указывает, что такими темпами (по квартире в год) и при полном отсутствии строительства жилья в городе для малоимущих их очередь на квартиру подойдет только через 753 года.

Представителем Киселевского городского Совета народных депутатов – Калининой Т.Б. представлены возражения относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В силу ст.ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Судом первой инстанции установлено, что заявители К. А.С., К. Н.И. распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет как малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, т.к. имеют жилую площадь менее учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи. Номер очереди заявителей на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Разрешая заявленные требования в части признания нарушенными их жилищных прав, выразившихся в том, что очередь, в которой они состоят на учете, продвигается медленно, в городском бюджете не заложены отдельной строкой средства на строительство жилья для данной категории очередников, а средства федерального и областного бюджета не используются для предоставления жилья той очереди, в которой они состоят, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений жилищных прав заявителей со стороны Администрации Киселевского городского округа не имеется.

Так, в ходе рассмотрения дела было установлено и подтверждается представленными доказательствами, что строительство жилья для социально незащищенных категорий граждан Администрацией Киселевского городского округа ведется, жилые помещения предоставляются в рамках программы «Доступное и комфортное жилье», соответствующие средства местного бюджета предусмотрены в реализации данной программы.

Вместе с тем, суд правильно указал, что требование заявителей направлять средства федерального и областного бюджета, выделяемые для предоставления жилья отдельным категориям граждан, таких как дети-сироты, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, программы переселения из ветхого жилого фонда для предоставления жилья гражданам, состоящим в той же очереди, что и заявителями, не основано на законе, поскольку средства федерального и областного бюджетов выделяются на конкретные цели и их нецелевое использование является нарушением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации,

Кроме этого, действия Администрации Киселевского городского округа не должны ущемлять гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы других лиц, в том числе в области реализации жилищных прав граждан городского поселения, помимо заявителей.

Требования К. А.С., К. Н.И. в части включения отдельной строкой в городской бюджет средств для финансирования предоставления жилья очередникам категории малоимущих граждан также не основаны на законе.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, который обусловливает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс предполагает, что органы местного самоуправления на основе норм Бюджетного кодекса Российской Федерации на практике осуществляют полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета соответствующего уровня, а также полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета, в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В соответствии с вышеуказанным кодексом Администрацией Киселевского городского округа выделяются средства местного бюджета на долгосрочные целевые программы, в частности муниципальную целевую программу «Комфортное жилье» на 2012-2014 г.г., направленную на обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Киселевском городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Расходные обязательства муниципального образования, установленные абз. 2,4 п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Городской бюджет утверждается городским советом народных депутатов, расходы на реализацию вышеуказанной программы из средств местного бюджета утверждены в сумме 109 136,3 тыс. руб.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что жилищные права заявителей не ущемляются, они поставлены на учет как малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные муниципальным жильем менее нормы предоставления жилой площади на каждого члена семьи. Предоставление жилья по договору социального найма данной категории граждан осуществляется согласно действующему законодательству в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет, в связи с чем, последствия, предусмотренные ст. 255 ГПК РФ, для заявителей не наступили, их жилищные права не нарушены, никто не оспаривает их право на получение жилья по договору социального найма, препятствий к осуществлению заявителями их прав и свобод также не установлено.

Доводы жалобы о том, что Администрация Киселевского городского округа бездействует, что выражается в непредставлении социально незащищенным категориям граждан жилых помещений, так как из местного бюджета не выделяются средства на строительство жилья данной категории граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что жилые помещения данной категории очередников предоставляются. То обстоятельство, что данная очередь продвигается медленно, не свидетельствует о бездействии Администрации Киселевского городского округа, так как её продвижение зависит от возможностей местного бюджета, средства федерального и областного бюджетов, которые направляются на реализацию жилищных прав отдельных категорий граждан, выделяются на конкретные цели. При этом, нецелевое использование средств федерального или областного бюджетов, как того требуют заявители, недопустимо.

Кроме того, утверждение муниципального бюджета соответствует установленным нормативным правовым актам, порядок его принятия соблюдается, проект местного бюджета публикуется в официальных средствах массовой информации, на официальном сайте, где сообщается о месте и времени проведения публичных слушаний, на которых любое заинтересованное лицо может внести свои предложения по формированию бюджета, в этой части права заявителей также не нарушаются.

Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что противоречат действующему законодательству требования заявителей о возложении обязанности предусмотреть в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год статью расходов на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также вносить отдельной строкой денежные средства на указанные нужды при планировании бюджетов Киселевского городского округа на последующие годы, поскольку структура бюджета должна соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, не предусматривающему указание отдельной строкой расходной части бюджета выделение денежных средств на данные цели.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что денежные средства на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, выделяются в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Комфортное жилье» на 2012-2014 г.г.

Таким образом, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований, к отмене которого по доводам апелляционной жалобы, не имеется. Выводы судом мотивированы и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 26 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий: О.М. Потлова

Судьи: О.Э. Евтифеева

Т. А. Ершова