ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7566 от 20.08.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Евдокимова М.А.

Докладчик: Кандакова Л.Ю. Дело № 33-7566

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Кандаковой Л.Ю.

судей: Фатьяновой И.П., Емельянове А.Ф.,

при секретаре Филиппове А.Н.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Кандаковой Л.Ю.

гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Центрального района г. Новокузнецка Немыкина А.А.

на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2013 года

по делу по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка к Жилищно-строительному кооперативу «Надежда - 4» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Новокузнецка обратился в суд с названным иском к Жилищно-строительному кооперативу «Надежда-4», мотивируя требования тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, управляющими компаниями федерального законодательства были выявлены нарушения в деятельности Жилищно-строительного кооператива «Надежда-4», в ЖСК «Надежда-4» отсутствуют лица, ответственные за регистрацию, уполномоченные на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для

регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ЖСК «Надежда-4» <адрес>, лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания в доме, находящемся в управлении ЖСК «Надежда-4» является ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» на основании договора от 01.01.2011г. № П-109/11 на оказание паспортно-учетных услуг, что противоречит положениям федерального законодательства.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2013 года исковые требования прокурора Центрального района г. Новокузнецка оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении Прокурор Центрального района г. Новокузнецка Немыкин А.А. выражает несогласие с решением суда, указывая при этом, что Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее по тексту - Правила) утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию в том или ином жилищном фонде. В многоквартирных жилых домах, являющихся частным жилищным фондом, ответственными за регистрацию являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда, либо уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищностроительных кооперативов, это должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» функциями по распоряжению жилым фондом не наделено. Поскольку правоотношения, возникающие между гражданином и должностным лицом, ответственным за регистрацию по месту жительства носят публично-правовой характер. Передача обязанностей, возложенных на лиц государством, иным лицам путем заключения гражданско-правовых договоров не предусмотрена российским законодательством.

Участвующий в деле прокурор доводы представления поддержала.

Представитель ЖСК «Надежда-4» с решением суда согласна.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав участников процесса, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ответчик осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>

Для исполнения обязанности по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» и ЖСК «Надежда-4» был заключен договор <данные изъяты> на оказание паспортно-учетных услуг.

По условиям данного договора, исполнитель принял на себя обязанность организовывать прием граждан по вопросам постановки на регистрационный учет и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; осуществлять прием и выдачу документов по вопросам, связанным с регистрацией и снятием граждан Российской Федерации с регистрационного учета и по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 2.1.).

В соответствии с п. 3.1 данного договора, стоимость услуг по договору составляет 0,21 руб. за кв.м. общей площади жилищного фонда заказчика.

Отказывая в удовлетворении требований прокурору Центрального района г. Новокузнецка, суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК «Надежда-4», как ответственное лицо за регистрацию граждан (как определено вышеперечисленными нормами права) и исполнитель данной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, принял меры по реализации обязанности связанной с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания посредством заключения договора на оказание паспортно - учетных услуг с ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей», при этом, обязанности по назначению ответственных лиц за регистрацию граждан в нормативных актах Российской Федерации на управляющую компанию не возложено.

Судебная коллегия не согласна с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, определено, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, к таким лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года №288.

Согласно пунктам 82 - 84 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по форме N 9 (карточка регистрации), поквартирных карточек по форме N 10.

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, либо сведения о нем в заявлении о регистрации по месту жительства, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

Из материалов дела следует, что в Жилищно-строительном кооперативе «Надежда-4», осуществляющем управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> указанное должностное лицо не назначено.

Доказательств того, что в ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» назначено должностное лицо ответственное за регистрацию граждан в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> суду в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Жилищно-строительный кооператив «Надежда-4»,выполняющий в силу ст. 161 ЖК РФ функции управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права обязан осуществлять полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, и не имел право передавать эти функции ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей», у которого отсутствуют полномочия по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Кроме того, для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.

В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, относятся к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 и частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, Жилищно-строительный кооператив «Надежда-4» возложило на ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей», которое таковые функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.1, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, а исковые требования прокурора Центрального района г. Новокузнецка подлежат удовлетворению, с возложением на Жилищно-строительный кооператив «Надежда-4» обязанности назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и месту пребывания в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 мая 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

Обязать Жилищно-строительный кооператив «Надежда-4» назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и по месту пребывания в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Кандакова Л.Ю.

Судьи Фатьянова И.П.

Емельянов А.Ф.